ФНС России рассказала, как определять действительные налоговые обязательства в схемах «дробления бизнеса»
ФНС России направила нижестоящим налоговым органам два определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (А66-1193/2019 и А66-1735/2019) для использования их в работе.
В обоих делах речь шла о создании схемы «дробления бизнеса»: доход от выполнения строительных работ искусственно распределялся между подконтрольными организатору схемы компаниями, применяющими УСН.
По результатам налоговой проверки налоговый орган рассчитал действительные налоговые обязательства организатора схемы без учета сумм налога, уплаченных компаниями на УСН.
Судебная коллегия ВС РФ рассмотрела следующие вопросы:
обладает ли «техническая компания» правом на возврат налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима;
должен ли налоговый орган при определении действительных налоговых обязательств налогоплательщика —организатора схемы по общей системе налогообложения учитывать налоги, уплаченные другими участниками по специальным налоговым режимам.
Суд пришел к таким выводам:
«технические компании» не имеют права на возврат налога, поскольку ущерб бюджету не был возмещен в полном объеме;
при выявлении схем «дробления бизнеса» следует консолидировать не только доходы/прибыль лиц-участников, но и уплаченных налогов, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал налог по специальному налоговому режиму за подконтрольных ему лиц (это согласуется с «методичкой» ФНС России 2021 года по применению ст. 54.1 НК РФ).
С учетом позиции ВС РФ ФНС России предлагает налоговым органам выработать единый методологический подход к определению действительных налоговых обязательств в схемах «дробления бизнеса»:
суммы налогов, уплаченные элементами схемы «дробления бизнеса», должны учитываться при определении налоговых обязательств (непосредственно налогов, а также пеней и штрафов) налогоплательщика — организатора схемы на общей системе налогообложения наряду с доходами/расходами и ранее не заявленными вычетами по НДС;
налоги, уплаченные в связи с применением специальных налоговых режимов, зачитываются (в рамках проверяемых периодов, начиная с наиболее ранних дат возникновения недоимок):
- в первую очередь — в счет налога на прибыль организаций (датой уплаты налога на прибыль будет считаться дата уплаты налога на специальном режиме налогообложения, в связи с чем будет произведен перерасчет пеней и штрафов);
оставшаяся сумма — в счет иных недоимок, в том числе по косвенным налогам (датой уплаты будет считаться дата принятия решения по проверке, в связи с чем размер штрафов не изменится, а начисление пени прекратится);
в решении по результатам налоговой проверки должен содержаться соответствующий расчет доначислений;
решение относительно организатора схемы «дробления бизнеса» должно направляться в налоговые органы, на учете которых состоят элементы этой схемы;
если ущерб бюджету возмещен не полностью, возврат налогов по уточненным декларациям с «обнуленными» налоговыми обязанностями недопустим.
Налоговые органы должны применять сформированный ФНС России порядок в отношении решений по проверкам:
которые не вступили в силу;
которые вступили в силу, но срок их обжалования в вышестоящий налоговый орган или в судебном порядке не истек;
в отношении которых отсутствует вступившее в силу решение суда первой инстанции (в случае их обжалования).
Российским перевозчикам, лишившимся транспортных средств и грузов в «недружественных странах», выделят субсидии
Субсидии будут предоставляться российским международным автомобильным перевозчикам в размере причиненного ущерба.
Для того, чтобы получить помощь, нужно будет пройти отбор «Агентства автомобильного транспорта».
Для участия в нем необходимо будет разместить на портале заявку, содержащую суммарный размер субсидии (формула для ее расчета также приведена в документе).
К заявке нужно будет приложить пакет документов:
решение органов власти «недружественных стран» о конфискации (при наличии);
заявление в правоохранительные органы РФ о незаконном изъятии транспортного средства, а также их решение по заявлению;
документы на транспортное средство и грузы и др.
Субсидии будут предоставлены в 2022 году.
Ожидается, что субсидии получат не менее 73 компаний, у которых до сих пор удерживаются не менее 258 транспортных средств.
Осуществление административного производства за нарушения валютного законодательства: на что, по мнению ФНС, нужно обратить внимание?
В целях обеспечения единообразного подхода в письме ФНС России приведен ряд рекомендаций, касающихся: 1. Назначения штрафа в случае частичного прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания
Напомним, в июле были приняты поправки в КОАП, в соответствии с которыми административные штрафы за совершение валютных нарушений были снижены (подробности см. в LT от 5 июля 2022 года).
ФНС России пояснила, что в случае смягчения административной ответственности необходимо исходить из следующего:
если по итогам рассмотрения дела штраф назначен в минимальном размере в редакции до июльских поправок, то подлежащая уплате после смягчения сумма штрафа также должна быть установлена в минимальном размере (только уже в соответствии с измененной редакцией закона);
если по итогам рассмотрения дела штраф назначен в размере, превышающем минимальный размер, в редакции до июльских поправок, то подлежащая уплате после смягчения сумма штрафа должна пропорционально превышать минимальный размер административного штрафа, предусмотренный уже новой редакцией.
В документе приводится пример соответствующих расчетов.
2. Указания выводов о причинах назначения административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу должно содержаться мотивированное решение.
Отсутствие мотивированных выводов о причинах назначения повышенной суммы штрафа нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности, и может привести к увеличению числа жалоб на действия налоговых органов и отмене вынесенных постановлений.
В связи с этим при отсутствии отягчающих обстоятельств рекомендуется назначать штраф в минимальном размере.
В случае же назначения штрафа больше минимального необходимо указать наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, или мотивированные выводы о соответствии наложенного административного штрафа общим принципам назначения административного наказания, обеспечивающим его соразмерность совершенному правонарушению.
ФНС России запустила промостраницу с мерами поддержки мобилизованных
Для удобства меры налоговой поддержки разбиты на блоки: продление сроков, валютный контроль, мораторий на контрольные мероприятия.
В каждом из них есть подразделы с наименованием той или иной меры, где информация представлена максимально удобно: кратко основные тезисы по мере поддержки, на кого она рассчитана и в какие сроки предоставляется.
Внесены изменения в требования о локализации телекоммуникационного оборудования в целях осуществления государственных закупок
Приказом Минпромторга России от 20 августа 2020 года № 2775 определены требования к локализации телекоммуникационного оборудования в целях осуществления государственных закупок.
В этот приказ были внесены изменения:
исключено несколько позиций (из 64 наименований устройств в списке осталось 40), включая: сетевое программное обеспечение, навигационное оборудование для «умного» транспорта, клиентское оборудование доступа и прочие;
для некоторых позиций поменялся удельный вес технологических операций и минимально допустимый уровень локализаций производства телекоммуникационного оборудования.
Компаниям, которые осуществляют реализацию телекоммуникационного оборудования и участвуют/планируют участвовать в государственных закупках, рекомендуется ознакомиться с положениями обновленного приказа.
Минфин России и ФНС России пояснили порядок использования иностранной электронной подписи при оформлении первичных учетных документов
Законодательство РФ позволяет составлять первичные учетные документы в электронном виде, если они подписаны электронной подписью, однако не определяет вид такой подписи.
По мнению Минфина России и ФНС России, при оформлении первичных учетных документов можно использовать электронную подпись, созданную по иностранным или международным нормам/стандартам, если она отвечает российским требованиям.
Иностранная электронная подпись может быть признана усиленной, только если ее соответствие признакам усиленной электронной подписи, а также действительность подтверждены лицом, уполномоченным на это международным договором РФ, и только в случаях, установленных таким договором.
В отсутствие международного договора с соответствующим государством электронная подпись может считаться только простой.
Опубликован обзор правовых позиций ВС РФ, принятых во II квартале 2022 года
В обзоре, в частности, рассматриваются вопросы, касающиеся жилищного права и недвижимости.
Так, например, ВС РФ в одном из дел указал, что требование о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства (фундамент) не подлежит удовлетворению, если объект фактически достроен и введен в эксплуатацию.
Кроме того, ВС РФ пришел к выводу, что возникновение спора о надлежащем исполнении первоначальным участником долевого строительства обязательства по уплате застройщику цены договора не является основанием для признания недействительным ранее заключенного этим участником долевого строительства договора об уступке прав по договору об участии в долевом строительстве.
Следует обратить внимание и на позицию ВС РФ о том, что, если арендатор публичного земельного участка использует часть площади принадлежащего ему и расположенного на этом участке объекта недвижимости для осуществления вспомогательного вида деятельности (при условии соблюдения ограничения по площади, установленного соответствующим нормативным правовым актом), такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению и не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
Дума рассматривает законопроект о ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в рамках ЕАЭС
Ратифицируемый Протокол вносит изменения в ст. 11 Соглашения в части продления срока, в течение которого возможно обращение медицинских изделий, зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, на территории этого государства-члена, а также в части возможности перерегистрации (переоформления) таких изделий в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, в целях осуществления перехода к регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Союза.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, положения Протокола призваны обеспечить плавное формирование общего рынка медицинских изделий в рамках Союза, исключающего угрозу возникновения дефицита медицинских изделий на рынке Союза после 1 января 2022 года.
Планируются поправки в механизм закупки лекарственных средств
В Госдуму РФ внесен законопроект, в соответствии с которым государственным и муниципальным учреждениям предоставляется право закупать лекарственные средства и медицинские изделия, а также услуги по хранению и доставке соответствующих товаров, у государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, либо акционерного общества, 100% акций которого принадлежат субъекту Российской Федерации.
Такое предприятие будет определяться актом Правительства РФ по обращению органа исполнительной власти субъекта РФ.
Приняты поправки о порядке проведения электронного аукциона на право заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности
Поправки призваны уточнить регламент проведения электронного аукциона и упростить процесс заключения договоров.
Теперь у оператора электронной площадки ограничен срок на рассмотрение заявок на участие в аукционе — три дня с даты окончания срока приема документов, и срок на публикацию протокола рассмотрения заявок — не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.
Победитель аукциона будет заключать договор в электронной форме и подписывать его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Поправки допускают взимание оператором платы за участие в аукционе с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Предлагается усовершенствовать механизм предоставления земельных участков
Внесенный в Госдуму РФ законопроект предлагает внести изменения в Земельный кодекс РФ для урегулирования некоторых законодательных пробелов.
Так, предусматривается положение, согласно которому арендатору здания или сооружения, которые находятся в государственной собственности, предоставляется право заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, в случае, если такие строения находятся на предоставляемом земельном участке.
Также законопроектом устанавливается возможность предоставить земельный участок в безвозмездное пользование для некоммерческих организаций, имеющих право безвозмездного пользования зданием или помещением, которое располагается на таком участке и которое находится в государственной или муниципальной собственности.
Планируются поправки в порядок лицензирования фармацевтической деятельности
Согласно проекту постановления Правительства РФ, размещенному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, сократится срок принятия решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с 15 рабочих дней до 10 рабочих дней, а также срок принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий — с 10 рабочих дней до пяти рабочих дней.
К тому же будут уточнены лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам в части образования работников, осуществляющих изготовление радиофармацевтических лекарственных препаратов в аптечной организации.
Планируется, что в случае принятия постановление вступит в силу 1 марта 2023 года.
В законодательство о банкротстве могут быть внесены поправки в части уточнения лиц, участвующих в деле о банкротстве
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Он направлен на исполнение решения КС РФ, который признал, что норма (ст. 34) закона о банкротстве не соответствует Конституции, поскольку не позволяет обжаловать судебный акт о признании обоснованными требований кредитора заинтересованному лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в деле о банкротстве.
Согласно законопроекту лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо вопроса о привлечении его к субсидиарной ответственности.
Однако привлекаемое лицо может участвовать в таких делах при условии, что решение по ним может повлиять на привлечение к ответственности, а также на размер ответственности.
Арбитражный суд может восстановить срок обжалования ранее принятых по данным вопросам судебных актов.
Положения данного закона будут иметь ретроспективный характер и распространяться на дела о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу этого закона.
Планируется усовершенствовать порядок вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
Госдума РФ рассматривает законопроект об упрощении контроля местного самоуправления за брошенными земельными участками.
Согласно предлагаемым поправкам до 1 января 2025 года органы местного самоуправления смогут предоставлять невостребованные сельскохозяйственные участки в аренду.
После этой даты участки будут предоставлены в собственность муниципалитетов — для этого орган местного самоуправления должен будет обратиться в суд.
В этом случае право собственности на долю в невостребованном земельном участке теряется у лица, которое владело такой долей.
Под невостребованными понимаются земельные доли, которыми в течение трех лет не распоряжался собственник таких участков или, если о собственнике нет никаких сведений.