ВРИ не соответствует реальному использованию расположенного на земельном участке объекта недвижимости: как применять недавнее постановление КС РФ?
Согласно НК РФ базой по налогу на имущество организаций для некоторых объектов является их кадастровая стоимость.
В частности, к таким объектам отнесены торговые центры (комплексы) и помещения в них. Причем здание причисляют к такой категории, в том числе если одним из видов разрешенного использования (далее ― ВРИ) земли под ним является размещение торговых объектов.
В 2020 году КС РФ рассматривал вопрос о конституционности вышеназванной нормы и признал, что налоговую базу нельзя определять по кадастровой стоимости только лишь из-за соответствующего ВРИ земли, независимо от предназначения и фактического использования здания.
Позже ФНС России предписала нижестоящим органам обеспечить исполнение данного постановления и в случае оспаривания налогоплательщиком применения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на основании позиции суда, а также направление в каждом случае запроса в уполномоченный орган об обоснованности включения сведений в соответствующий перечень.
Недавно ФНС России обратилась к КС РФ за разъяснениями.
Ведомство пыталось выяснить:
применять ли указанную позицию к налоговым периодам, предшествующим дате вынесения постановления КС РФ;
как действовать в ситуации, когда налогоплательщики не обращались в суд по вопросу исчисления налога на имущество в аналогичной ситуации по объектам, включенным в соответствующие региональные перечни до принятия постановления КС РФ.
КС РФ указал, что после опубликования его постановления нельзя включать в соответствующие перечни здания без учета их предназначения и фактического использования.
Если налогоплательщики инициировали судебный процесс до принятия постановления, то не исключена возможность пересмотра судебных актов по их обращениям.
Налогоплательщики, которые ранее обращались в суд, могут в судебном порядке потребовать исключить из перечня необоснованно внесенный объект.
При этом в любом случае судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу постановления, в том числе приводить к возврату сумм, уже уплаченных налогоплательщиками, из бюджетов.
Власти готовят закон об уплате штрафов за нарушение специальных мер из указов Президента РФ
Как сообщают СМИ, Минюст России с прошлого года курирует разработку законопроекта, который должен будет ввести ответственность за нарушение специальных мер из контрсанкционных указов Президента РФ.
Речь идет в том числе о введении в КоАП РФ отдельной статьи об ответственности за нарушение специальных мер.
Отмечается, что представители крупного бизнеса также знают о подготовке такого регулирования.
Документальное подтверждение нулевой ставки НДС могут упростить
Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, которым предлагается упростить процедуру документального подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения ставки НДС 0% на услуги по международной перевозке товаров автомобилем и транспортно-экспедиционные услуги при организации такой перевозки.
Законопроектом предусматривается возможность представления в налоговый орган со II квартала 2025 года реестра сведений из перевозочных документов без отметок таможенных органов.
Южная Африка вводит правила Pillar 2 в отношении периодов, начинающихся с 1 января 2024 года
В Южной Африке опубликован законопроект с пояснительной запиской о введении правил Pillar 2, предусматривающих налогообложение прибыли многонациональных групп компаний (МГК) по ставке не менее 15%.
Планируется, что будут введены следующие элементы:
правило включения прибыли (income inclusion rule, IIR) ― дополнительный налог, уплачиваемый на уровне конечной головной компании МГК, если она находится в Южной Африке;
национальный минимальный налог (qualified domestic minimum top-up tax, QDMTT) ― собственный налог по правилам Pillar 2, не допускающий утечки налоговых доходов за рубеж в результате применения к возникающим в Южной Африке доходам основных правил Pillar 2 в других странах.
В документе дается прямая ссылка на применяемые и не применяемые положения Модельных правил ОЭСР и отмечается, что их следует интерпретировать в соответствии с Комментариями и другими документами ОЭСР.
Новые правила должны применяться в отношении периодов, начинающихся с 1 января 2024 года.
Кроме того, опубликован законопроект об администрировании новых правил. За нарушение правил Pillar 2 установлен штраф в размере 50 тыс. южноафриканских рэндов (около 2,6 тыс. долл. США).
Общественные обсуждения продлятся до 31 марта 2024 года.