Обзоры
2024-02-26 14:01 Новости законодательства

Выпуск от 22 февраля 2024 года

ВРИ не соответствует реальному использованию расположенного на земельном участке объекта недвижимости: как применять недавнее постановление КС РФ?

Согласно НК РФ базой по налогу на имущество организаций для некоторых объектов является их кадастровая стоимость.
В частности, к таким объектам отнесены торговые центры (комплексы) и помещения в них. Причем здание причисляют к такой категории, в том числе если одним из видов разрешенного использования (далее ― ВРИ) земли под ним является размещение торговых объектов.
В 2020 году КС РФ рассматривал вопрос о конституционности вышеназванной нормы и признал, что налоговую базу нельзя определять по кадастровой стоимости только лишь из-за соответствующего ВРИ земли, независимо от предназначения и фактического использования здания.
Позже ФНС России предписала нижестоящим органам обеспечить исполнение данного постановления и в случае оспаривания налогоплательщиком применения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на основании позиции суда, а также направление в каждом случае запроса в уполномоченный орган об обоснованности включения сведений в соответствующий перечень.
Недавно ФНС России обратилась к КС РФ за разъяснениями.
Ведомство пыталось выяснить:
  • применять ли указанную позицию к налоговым периодам, предшествующим дате вынесения постановления КС РФ;
  • как действовать в ситуации, когда налогоплательщики не обращались в суд по вопросу исчисления налога на имущество в аналогичной ситуации по объектам, включенным в соответствующие региональные перечни до принятия постановления КС РФ.
КС РФ указал, что после опубликования его постановления нельзя включать в соответствующие перечни здания без учета их предназначения и фактического использования.
Если налогоплательщики инициировали судебный процесс до принятия постановления, то не исключена возможность пересмотра судебных актов по их обращениям.
Налогоплательщики, которые ранее обращались в суд, могут в судебном порядке потребовать исключить из перечня необоснованно внесенный объект.
При этом в любом случае судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу постановления, в том числе приводить к возврату сумм, уже уплаченных налогоплательщиками, из бюджетов.

Власти готовят закон об уплате штрафов за нарушение специальных мер из указов Президента РФ

Как сообщают СМИ, Минюст России с прошлого года курирует разработку законопроекта, который должен будет ввести ответственность за нарушение специальных мер из контрсанкционных указов Президента РФ.
Речь идет в том числе о введении в КоАП РФ отдельной статьи об ответственности за нарушение специальных мер.
Отмечается, что представители крупного бизнеса также знают о подготовке такого регулирования.

Документальное подтверждение нулевой ставки НДС могут упростить

Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, которым предлагается упростить процедуру документального подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения ставки НДС 0% на услуги по международной перевозке товаров автомобилем и транспортно-экспедиционные услуги при организации такой перевозки.
Законопроектом предусматривается возможность представления в налоговый орган со II квартала 2025 года реестра сведений из перевозочных документов без отметок таможенных органов.

Работающим с серебром ювелирам вернут право на получение налоговых льгот «задним числом»

Напомним, с 2023 года ювелиры не могут применять УСН – такое решение было принято Правительством РФ с целью «борьбы со схемами».
В июне 2023 года в ответ на жалобы отрасли Минфин России объявил о планах вернуть УСН для тех, кто работает с серебром.
Теперь стало известно о планах вернуть ювелирам и продавцам серебряных изделий право применять УСН «задним числом» уже с 1 января 2024 года.
С 2025 года к возможности применять УСН добавятся АУСН и патентная система.
Таким образом, правительство частично восстановит для отрасли условия ведения деятельности, которые действовали до антикризисных решений.
Соответствующий законопроект (пока не опубликован) уже поддержан Правительством РФ.
Предполагается, что изменения затронут 198 ИП и 34 юридических лица, работающих исключительно с серебром.

Южная Африка вводит правила Pillar 2 в отношении периодов, начинающихся с 1 января 2024 года

В Южной Африке опубликован законопроект с пояснительной запиской о введении правил Pillar 2, предусматривающих налогообложение прибыли многонациональных групп компаний (МГК) по ставке не менее 15%.
Планируется, что будут введены следующие элементы:
  • правило включения прибыли (income inclusion rule, IIR) ― дополнительный налог, уплачиваемый на уровне конечной головной компании МГК, если она находится в Южной Африке;
  • национальный минимальный налог (qualified domestic minimum top-up tax, QDMTT) ― собственный налог по правилам Pillar 2, не допускающий утечки налоговых доходов за рубеж в результате применения к возникающим в Южной Африке доходам основных правил Pillar 2 в других странах.
В документе дается прямая ссылка на применяемые и не применяемые положения Модельных правил ОЭСР и отмечается, что их следует интерпретировать в соответствии с Комментариями и другими документами ОЭСР.
Новые правила должны применяться в отношении периодов, начинающихся с 1 января 2024 года.
Кроме того, опубликован законопроект об администрировании новых правил. За нарушение правил Pillar 2 установлен штраф в размере 50 тыс. южноафриканских рэндов (около 2,6 тыс. долл. США).
Общественные обсуждения продлятся до 31 марта 2024 года.