Проект параметров ФИНВ размещен для публичного обсуждения
На днях проект постановления Правительства РФ, предусматривающий параметры федерального инвестиционного вычета (ФИНВ), был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Механизм ФИНВ должен начать работать с 1 января 2025 года в качестве меры, компенсирующей инвесторам рост ставки налога на прибыль.
ФИНВ предполагает возможность уменьшать федеральную часть налога на прибыль на инвестиции в основные средства и нематериальные активы.
Базовые параметры ФИНВ закреплены в НК РФ:
федеральную часть налога на прибыль можно уменьшить на сумму в размере до 50% от стоимости инвестиций в основные средства и нематериальные активы;
после применения ФИНВ сумма налога к уплате в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% — в 2025–2030 годах);
право на вычет может быть передано иному лицу в рамках одной группы (при условии передачи налогоплательщику данных налогового учета и копий документов, подтверждающих сумму инвестиций);
неиспользованный вычет переносится на будущие периоды, при этом Правительство РФ сможет ограничить период для переноса вычета;
объекты, в отношении которых применен ФИНВ, не подлежат амортизации;
решение об использовании права на ФИНВ необходимо закрепить в учетной политике;
отдельные лица не смогут применить вычет: добровольные резиденты, участники СЗПК, кредитные организации, а также производители отдельных подакцизных товаров (этилового спирта, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, пива, табачной продукции, жидкостей для электронных систем доставки никотина, табака, сахаросодержащих напитков);
при реализации или ином выбытии (кроме ликвидации) объекта, в отношении которого был использован ФИНВ, ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в
эксплуатацию (за исключением случаев, когда выбытие произошло после истечения срока полезного использования) сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применения ФИНВ в отношении такого объекта, восстанавливается к уплате в бюджет.
Конкретные параметры ФИНВ должны быть утверждены Правительством РФ.
Проект соответствующего постановления готовит Минэкономразвития России.
Первая версия проекта предполагала предоставление права на ФИНВ только в отношении проектов технологического суверенитета и структурной адаптации.
Позже от этой идеи было решено отказаться.
Сейчас Минэкономразвития России предложило новое видение ФИНВ ― рассмотрим его ключевые параметры в соответствии с проектом документа.
Налогоплательщики, имеющие право на ФИНВ
Налогоплательщики, основным видом экономической деятельности которых по данным ЕГРЮЛ является один из следующих (по ОКВЭД):
добыча полезных ископаемых (раздел B);
обрабатывающие производства (раздел C);
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D);
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (раздел I);
научные исследования и разработки (класс 72 раздела M).
Категории основных средств, в отношении которых применяется ФИНВ
«Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты», относящиеся к III─X амортизационным группам, за исключением некоторых транспортных средств (исключение не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность гостиниц и предприятий общественного питания).
Категории нематериальных активов, в отношении которых применяется ФИНВ
Исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, внесенные в соответствующий государственный реестр РФ при получении патента.
Размер ФИНВ
6% от суммы расходов на инвестиции в основные средства и нематериальные активы.
Срок для переноса неиспользованного остатка ФИНВ
10 налоговых периодов
Понятие группы для целей передачи права на ФИНВ
В общем случае группой будут считаться материнская и дочерняя компания при доле прямого/косвенного участия более 50%, а также сестринские компании, в которых прямо/косвенно более чем на 50% участвует одно и то же лицо.
Как можно заметить, планируемый размер ФИНВ (6%) намного ниже предельного размера, установленного в НК РФ (50%), а также намного ниже будущей ставки налога на прибыль (25%).
При таком размере ФИНВ встает вопрос об экономической целесообразности его применения ― вычет позволит единовременно уменьшить налоговые обязательства на 6% от суммы инвестиций, в то время как за счет амортизации в течение всего периода эксплуатации налоговый эффект составит 25% от суммы инвестиций.
Именно поэтому представители бизнеса просят разрешить начислять амортизацию части стоимости основных средств и нематериальных активов, в отношении которых был применен ФИНВ.
В противном случае инструмент может оказаться невостребованным.
Добровольный взнос в бюджет при продаже российских активов лицами недружественных стран может увеличиться
Напомним, что лица недружественных стран временно не могут выйти из российских активов ― такие сделки фактически возможны только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Одно из условий получения такого разрешения ― направление «добровольного» взноса в бюджет.
Сейчас сумма такого взноса составляет не менее 15% от рыночной стоимости актива.
На днях стало известно, что власти обсуждают возможность значительного увеличения взноса.
Конкретное решение пока не принято: по данным СМИ, взнос может вырасти до 40% от рыночной стоимости актива.
Обновлены правила заполнения расчета налогового агента по выплатам в адрес иностранных лиц
В обновленном документе учтены недавние поправки: введение налога у источника в отношении выплат за внутригрупповые услуги/работы, а также обложение налогом у источника вторичной корректировки по правилам трансфертного ценообразования.
В частности, введены новые коды доходов:
41 ― доходы от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со ст. 105.1 НК РФ;
42 ― доход, приравненный к дивидендам в соответствии с п. 6.1 ст. 105.3 НК РФ.
Также порядок дополнен правилами округления курсов валют.
Изменения вступят в силу 1 января 2025 года и должны применяться с представления расчетов за периоды 2025 года.
Подготовлен проект формы декларации по НДС для дистанционных продавцов из ЕАЭС
Проект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
С 1 июля 2024 года вступили в силу поправки, согласно которым место реализации товаров, реализуемых организациями и ИП из ЕАЭС посредством электронной торговой площадки, теперь определяется по месту получения товара покупателем ― физическим лицом.
Если такие товары признаются реализованными в России, то иностранные продавцы из ЕАЭС (организации и ИП, осуществляющие реализацию товаров посредством принадлежащих им электронных торговых площадок) и иностранные посредники (организации и ИП из ЕАЭС, посредством электронных торговых площадок которых на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения или иных аналогичных договоров реализуются товары организаций и ИП из ЕАЭС) должны уплатить НДС.
В связи с этим ФНС России подготовила проект приказа, который содержит форму, формат и порядок заполнения декларации по НДС по операциям, связанным с реализацией иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме, товаров посредством электронных торговых площадок.
В новой форме два раздела будут посвящены дистанционным товарам из ЕАЭС:
Раздел 4. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по операциям по реализации товаров посредством электронных торговых площадок;
Раздел 5. Сведения (информация) по операциям по реализации иностранными налогоплательщиками посредством электронных торговых площадок товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную.
Продовольственное эмбарго продлено сразу на два года
Указом Президента РФ продлено с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года действие продовольственного эмбарго в отношении поставок продукции из стран, которые ввели или поддержали антироссийские санкции.
Минцифры России утвердило порядок выдачи документа об отнесении работ к разработке ПАК
Наличие такого документа необходимо для квалификации соответствующего дохода в качестве дохода от ИТ-деятельности для целей применения льготной ставки налога на прибыль и льготного тарифа страховых взносов.
Приказом ведомства установлен порядок подачи заявления, а также перечень необходимой информации/прикладываемых документов.
Заявление рассматривается в общей сложности 35 дней (пять дней отведено на принятие решения относительно рассмотрения заявления и 30 дней ― на принятие решения о выдаче подтверждения).