Обзоры
Legislative Tracking

Выпуск от 25 октября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Нидерланды опубликовали законопроект о введении минимального налога в рамках Pillar 2   


24 октября 2022 года в Нидерландах начались общественные обсуждения законопроекта о введении минимального налога на прибыль в рамках инициативы Pillar 2.

Законопроект (доступен только на голландском языке) основан на версии проекта директивы ЕС от 16 июня 2022 года и содержит основное правило включения дохода (income inclusion rule, IIR) и дополняющее правило (undertaxed payments rule, UTPR), а также предусматривает введение национального минимального налога (qualified domestic minimum top-up tax, QDMTT).

Предполагается, что в случае принятия закона правила IIR/QDMTT и UTPR начнут работать с 2024 и 2025 годов соответственно.

Комментарии от заинтересованных лиц принимаются до 5 декабря 2022 года.
Напомним, что позиция Венгрии пока не позволяет достичь согласия о внедрении правил Pillar 2 в ЕС.

9 сентября 2022 года Нидерланды вместе с четырьмя другими странами заявили о готовности самостоятельно принять законодательство о Pillar 2 в 2023 году, если в течение нескольких недель не удастся договориться о минимальном стандарте будущих правил на уровне ЕС.

Однако, по сообщениям СМИ, односторонний порядок принятия законов Нидерланды считают все же крайней мерой.

Источник: «Интернет-портал правительства Нидерландов для проведения общественных консультаций»


Минфин России: временный порядок погашения обязательств, связанных с выпуском еврооблигаций, требует удержания налога у источника  


В России действует временный порядок погашения обязательств по еврооблигациям.

В соответствии с ним обязательства российских организаций перед иностранной организацией, выпустившей облигации, исполняются путем перечисления выплат по таким облигациям напрямую владельцам облигаций либо депозитарию для последующего их перечисления владельцам облигаций.

НК РФ предусматривает освобождение от налога у источника при выплате процентов по долговым обязательствам перед иностранными лицами, если такие долговые обязательства связаны с размещением этими лицами обращающихся облигаций (при условии, что эмитент находится в стране, с которой у России есть действующий СОИДН).

По мнению Минфина России, при использовании временного порядка погашения обязательств по еврооблигациям это освобождение не применяется, поскольку проценты выплачиваются не эмитентам, а непосредственно владельцам облигаций (напрямую или через депозитарий).

В этом случае налог у источника удерживается в общем порядке с учетом применимого СОИДН.

При отсутствии информации о получателе дохода ставка налога будет составлять 20%.

Источник: «Консультант Плюс»


Правительство РФ просубсидирует создание малых и средних центров разработки российской электроники    


Направления деятельности дизайн-центров, которые будут поддерживаться: электронная компонентная база, полупроводники, микроэлектромеханические системы, изделия оптоэлектроники, радиофотоники, электронная и радиоэлектронная аппаратура, программно-аппаратные комплексы, телекоммуникационное оборудование, а также медицинская техника и автомобильная электроника.

Субсидия будет предоставляться оператору (фонд «Сколково»), который в свою очередь будет выделять гранты дизайн-центрам.

Проект, реализуемый дизайн-центром, должен соответствовать определенным критериям:

  • создаваемая продукция должна относиться к приоритетным направлениям;

  • планируемый срок реализации стадии НИОКР не должен превышать 24 месяца;

  • реализация комплексного проекта должна быть разделена на этапы (относится к первой грантовой программе);

  • комплексный проект должен иметь определенный уровень готовности технологии.

Среди основных требований к дизайн-центрам:

  • заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства;

  • недоимка по налогам не превышает 300 тыс. руб.;

  • заявитель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных лиц превышает 50%;

  • численность сотрудников от трех до 100 человек;

  • организация реализует или планирует реализовывать в акселераторе «Микроэлектроника» комплексный проект;

  • объем выручки заявителя за предшествующий год составляет не менее 1 млн руб., либо объем привлеченных инвестиций за тот же период насчитывает не менее 500 тыс. руб.

Грантовых программ будет две ― для них устанавливаются разные требования к доле внебюджетных инвестиций.

Величина гранта будет определяться по специальной формуле, а его максимальный размер будет зависеть от вида программы: для первой программы он составит от 10 до 50 млн руб., а для второй ― от 500 тыс. до 10 млн руб.

Результатом предоставления гранта дизайн-центру является достижение в течение срока выполнения комплексного проекта объема реализации продукции, созданной в рамках комплексного проекта, в размере не менее чем 30% размера гранта или привлечение инвестиций в размере не менее 100% размера гранта.

Всего на поддержку российских малых и средних дизайн-центров электроники в 2022–2023 годах будет выделено 1 млрд руб.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»


Коммерческий медицинский центр проиграл спор об умышленном получении необоснованной налоговой экономии по НДС и страховым взносам       


Медицинский центр оказывал платные медицинские услуги на территории России, освобождаемые от НДС.

НДС

Претензии были предъявлены в отношении входного НДС, связанного со зданием, используемым медицинским центром.

В отношении этого здания были установлены следующие факты:

  • здание изначально принадлежало взаимозависимому российскому обществу;

  • это общество приобрело здание в 2012 году, предъявив входной НДС к вычету;

  • затем началась реконструкция здания в рамках инвестиционного проекта, по окончании строительных работ в 2013 году входной НДС также был предъявлен к вычету;

  • для инвестирования в проект общество в 2012 году привлекло банковский кредит, поручителем по которому выступил в том числе медицинский центр, а для его погашения ― займы от взаимозависимой иностранной компании и от учредителя ― физического лица;

  • после реконструкции общество сдало здание в аренду медицинскому центру (в 2013–2015 годах) и получаемые арендные платежи направляло на погашение кредита и оплату коммунальных платежей.

В 2016 году в результате реорганизации общество ― собственник здания было присоединено к медицинскому центру.

После реорганизации здание перешло на баланс к медицинскому центру.

Налоговый орган посчитал, что медицинский центр должен был восстановить НДС, принятый к вычету обществом, ― это следовало делать в последнем налоговом периоде каждого календарного года из 10 лет, начиная с года прекращения деятельности общества, то есть после реорганизации.

Аргументы:

  • имевший место способ передачи здания медицинскому центру был заранее спланирован налогоплательщиком (медицинским центром) и его взаимозависимыми лицами для получения права на вычет входного НДС ― если бы актив приобретался на центр, то права на вычет бы не было;

  • здание изначально использовалось медицинским центром исключительно для медицинской деятельности, центр был единственным арендатором объекта;

  • реконструкция координировалась медицинским центром, а не формальным собственником здания ― об этом свидетельствуют показания подрядчиков, а также некоторые строительные документы;

  • после проведения реорганизации конечные собственники бизнеса не поменялись.

Суд согласился с тем, что медицинский центр должен восстановить НДС, принятый к вычету собственником здания до реорганизации.

Страховые взносы

Медицинский центр выплачивал своим сотрудникам-врачам, зарегистрировавшимся в качестве ИП, вознаграждения по заключенным с ними гражданско-правовым договорам.

Предметом этих договоров были услуги по организации конференций, внедрению в практику новых медицинских технологий и услуг и пр.

Налоговый орган переквалифицировал эти выплаты в вознаграждение по трудовым договорам, обязав медицинский центр удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы.

Суд первой инстанции согласился с таким подходом, отметив следующие факты:

  • документы, подтверждающие оказание услуг, не отражали конечный результат услуги (не предоставлены протоколы круглого стола, предложения о корректировке прайс-листа и т. п.), технические задания и калькуляции услуг не составлялись, табели учета рабочего времени были составлены формально;

  • заработная плата врачей после заключения договоров об оказании услуг существенно снизилась, но количество отработанных часов осталось прежним; разница в выплате компенсировалась вознаграждением по гражданско-правовому договору;

  • некоторые функции по трудовым и гражданско-правовым договорам пересекались/дублировались, при этом вознаграждение по гражданско-правовому договору могло существенно превышать вознаграждение за аналогичные задачи по трудовому договору;

  • врачи зарегистрировались как ИП незадолго до заключения договоров об оказании услуг с медицинским центром и не получали доходов от других клиентов;

  • по словам врачей, инициатором нового режима работы был работодатель;

  • для оказания услуг по гражданско-правовым договорам врачи арендовали помещения и оборудование в медицинском центре, то есть по месту работы, и оплачивали аренду путем взаимозачетов;

  • управление банковскими счетами ИП производилось с тех же IP-адресов, что и управление счетами медицинского центра.

Источник: «Электронное правосудие»


Государственные компании в ближайшие годы должны будут удвоить расходы на закупку радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программно-аппаратных комплексов       


На сайте Минцифры России опубликованы рекомендации по цифровой трансформации государственных компаний.

Документом предусмотрено:

  • увеличение совокупных расходов на информационные технологии в период 2022–2024 годов в два раза по сравнению с периодом 2019–2021 годов (в отдельных случаях возможно установление индивидуальных показателей роста, но в любом случае он должен составлять не менее 50%);

  • увеличение совокупных расходов, направленных на закупку радиоэлектронной продукции, телекоммуникационного оборудования и программно-аппаратных комплексов (ПАК), а также связанных с ними работ/услуг на период 2022–2024 годов в два раза по сравнению с периодом 2019–2021 годов;

  • доля инвестиций в российское готовое ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО, должна составлять не менее 35% от совокупных расходов на ПО и связанных с ним работ/услуг;

  • совокупная доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку ПО и связанных с ним работ (услуг) в период 2022–2024 годов должна равняться не менее 80%;

  • доля расходов на закупку радиоэлектронной продукции российского производства, в том числе ПАК, в общем объеме расходов на закупку радиоэлектронной продукции в период 2022–2024 годов должна составлять не менее минимальной доли закупок.

Методические рекомендации были разработаны для федерального проекта «Цифровые технологии», входящего в национальную программу «Цифровая экономика РФ».

Внешний мониторинг процесса цифровой трансформации государственных компаний будет осуществлять Минцифры России.

Также по оценкам экспертов, к 2024 году государственные компании планируют увеличить затраты на создание отечественного ПО в 3,4 раза, поскольку спрос государственного сектора и бизнеса на российское ПО вырос сразу на 300%.

Источник: «Лента.ру»


Введена новая форма налоговой декларации по НДПИ         


Ранее в НК РФ были внесены поправки в отношении НДПИ, которые вступили в силу 1 января 2022 года:

  • расширен перечень полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется как количество добытого в натуральном выражении, включая калийные соли, железную руду (за исключением окисленных железистых кварцитов), горно-химическое сырье, содержащего металлы;

  • установлен налоговый вычет при добыче нефти на границах Ханты-Мансийского района.

Также позднее вносились иные изменения, в частности был добавлен новый вид облагаемого налогом полезного ископаемого ― щебень.

Приказом ФНС России введена новая форма декларации по НДПИ и порядок ее заполнения.

Данный приказ в том числе вносит в декларации по НДПИ поправки, соответствующие изменениям НК РФ, перечисленным выше.

Приказ вступает в силу 21 декабря 2022 года.

Налоговая декларация по новой форме будет представляться с января 2023 года.

До вступления новой формы в силу ФНС России рекомендует учитывать рекомендации по заполнению декларации, приведенные в письме от 30 декабря 2021 года № СД-4-3/18591@.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Сроки оплаты отпусков могут быть скорректированы     


В соответствии с действующими нормами ТК РФ оплата отпуска должна производиться работодателем не позднее, чем за три дня до его начала.

В случаях, когда заявление на отпуск подано позднее, чем за три дня до его начала, многие работодатели вынуждены отказывать исключительно из-за рисков нарушения указанной нормы о сроках оплаты.

Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается принять поправки, касающиеся оплаты отпуска, заявление на который подано менее, чем за три рабочих дня до его начала.

В таких случаях согласно законопроекту оплата отпуска производится не позднее двух следующих за днем подачи заявления рабочих дней (если оплата осуществляется через кредитную организацию) или не позднее первого рабочего дня работника после окончания отпуска (если оплата вносится иным способом).

Предполагается, что такие правила будут учитывать интересы как работодателя (предоставляя ему разумное время для исчисления и оплаты отпуска), так и работника (позволяя ему получить оплату отпуска до или сразу после его начала).

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»


Компании, в которых были мобилизованы учредители или генеральные директора, могут освободить от контрольно-надзорных проверок     


Такую инициативу прорабатывают в данный момент Минэкономразвития России и Совет Федерации.

Детали обещают обсудить в течение двух недель.

По словам авторов инициативы, мобилизованный не сможет защитить свой бизнес во время проверок.

Именно поэтому необходимо приостановить проведение проверок в отношении призванных на службу граждан, а в отношении организаций — отложить их до назначения ответственного лица.

Ранее уже был принят ряд инициатив, направленных на поддержку мобилизованных предпринимателей:

  • мобилизованные учредители смогут сохранить бизнес и получат отсрочку в пять рабочих дней на передачу дел;

  • предприниматели, призванные в рамках частичной мобилизации, получат отсрочку по платежам за аренду федерального имущества;

  • компании, в которых мобилизованные на дату призыва являются единственными учредителями и одновременно осуществляют полномочия единоличного исполнительного органа, получат отсрочки по уплате налогов и представлению деклараций, а также в отношении них будут приостановлены мероприятия налогового и валютного контроля.

Источник: «Известия»


Предел страхового возмещения по банковским вкладам снова предлагают увеличить     


Напомним, в настоящее время предельный размер страхового возмещения составляет 1,4 млн руб.

Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается повысить этот размер до 3 млн руб.

Правительство РФ инициативу не поддерживает.

По данным Правительства РФ, действующий страховой лимит обеспечивает полную страховую защиту более 98,3% всех вкладчиков банков и его повышение не требуется.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Скачать выпуск