Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 16 марта 2023 года

ФНС России подробно разъяснила порядок применения СОИДН

ФНС России опубликовала детальное письмо, в котором изложила порядок применения СОИДН, в том числе с учетом Многосторонней конвенции о противодействии размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI).
Письмо содержит следующие основные тезисы:
  • доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая по правилам, предусмотренным для целей НДФЛ и налога на прибыль;
  • перед тем, как применить СОИДН, следует определить вид выплачиваемого дохода и убедиться, что НК РФ предусматривает взимание налога у источника выплаты с такого дохода, — положения СОИДН не дают дополнительных оснований для налогообложения;
  • если выплата включает разные виды доходов, необходимо установить фактический размер каждого вида дохода в общей сумме и определить соответствующие налоговые последствия;
  • положения СОИДН следует читать и применять в строгой внутренней очередности: установить право субъекта на льготы, применимость СОИДН к конкретному налогу, а затем определить вид дохода в соответствии c СОИДН (специальные виды доходов, общая прибыль от предпринимательской деятельности или прочие доходы);
  • положения СОИДН не представляют возможности выбора налоговым агентам/налогоплательщикам государства, в котором необходимо уплатить налог: сначала налоговый агент удерживает налог у источника (если применимо), а затем налогоплательщик может зачесть этот налог против своих обязательств за рубежом (если такая возможность предусмотрена иностранным законодательством);
  • если СОИДН предусматривает более высокую ставку налога, чем предусмотрена НК РФ, то применяется ставка по НК РФ;
  • если НК РФ содержит открытый перечень подвидов какого-либо дохода, облагаемого налогом у источника (например, роялти), а специальная статья СОИДН не распространяется на какие-то из них (например, доходы от авторских прав и лицензий), то следует квалифицировать доход в соответствии с другой статьей СОИДН (например, как прибыль от предпринимательской деятельности);
  • другие доходы в соответствии с СОИДН — это доходы, не образующие прибыль от предпринимательской деятельности и не относящиеся ни к одной из специальных категорий, упомянутых в других статьях СОИДН; квалификация дохода как «иного аналогичного» согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ не означает прямую возможность применения статьи «Другие доходы» СОИДН;
  • следует внимательно проверять, распространяется ли СОИДН на период выплаты дохода, а также не зафиксированы ли какие-то дополнительные изменения отдельным протоколом к СОИДН;
  • с 1 января 2021 года, применяя СОИДН в России, необходимо проверить, изменяются/уточняются ли его положения посредством MLI, — в письме приводится пример применения СОИДН с Кипром с учетом MLI.
Подробности — в нашем ближайшем обзоре.

Новые подробности о реформе ИИС

Напомним, индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) — это специальный инвестиционный счет с льготным налоговым режимом.
Сегодня существует два типа ИИС:
  • ИИС-I предлагает вычет по НДФЛ с суммы вносимых на счет средств, не превышающей 400 тыс. руб. — этот вычет можно получить уже по итогам первого года работы счета;
  • ИИС-II предусматривает освобождение от НДФЛ полученного инвестиционного дохода, воспользоваться льготой можно только при закрытии счета.
Условия получения льгот с обоих ИИC одинаковы: держать его три года и не выводить денежные средства.
Минфин России видит следующие сложности с текущими ИИС:
  • ИИС может быть только один;
  • возврат активов, учтенных на ИИС, или их передача другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг без прекращения договора ИИС не допускается;
  • совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору на ведение ИИС, не может превышать 1 млн руб.
Предложения реформировать ИИС появились еще в прошлом году.
В феврале 2022 года Минфин России и Банк России подготовили концепцию установления единого инвестиционного налогового вычета по НДФЛ, с осени обсуждалась инициатива введения ИИС третьего типа (более подробно см. в выпусках LT от 13 сентября 2022 года и от 3 октября 2023 года).
Недавно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект о реформировании ИИС.
Каковы будут основные параметры ИИС-III?
Будет разрешено владеть одновременно несколькими ИИС-III (допускается совокупно не более трех договоров), при этом возможность перевода активов с одного ИИС-III на другой, ранее открытый, ИИС-III, на котором уже учитываются какие-либо активы, будет исключена.
Минимальный срок владения новым счетом пока не установлен (ранее назывались сроки от пяти до 10 лет).
Физическое лицо будет вправе полностью или частично потребовать возврата учтенных на его ИИС-III денежных средств без прекращения договора при возникновении особой жизненной ситуации (например, оплаты дорогостоящего лечения).
С ИИС-III можно будет приобретать не любые ценные бумаги (дополнительные ограничения установит Правительство РФ).
ИИС-III не будет иметь лимита на размер ежегодных взносов: ограничения в документе не указаны, информацию подтвердили в пресс-службе Минфина России.
Предполагается, что новые ИИС-III можно будет открывать начиная с 2024 года при условии, что у инвестора нет открытых ИИС-I или ИИС-II.
ИИС-I и ИИС-II, открытые до 31 декабря 2023 года включительно, продолжат действовать на ранее оформленных условиях.
Стоит отметить, что никаких поправок в порядок предоставления льгот по НЛФЛ в части нового типа ИИС пока не предлагается.

Участники налогового мониторинга смогут подготовить свои системы для интеграции с системами налоговых органов до конца этого года

ФНС России утвердила новый порядок доступа налоговой инспекции к информационным системам организации.
Приказ продлевает на один год ― до 1 января 2024 года ― срок подготовки участников налогового мониторинга к подключению своих информационных систем к АИС «Налог-3».
Также изменения затронули и схему подключения к АИС «Налог-3» ― для получения доступа организации необходимо будет подавать в налоговый орган две заявки:
  • заявка для настройки сети связи передачи данных, защищенной с использованием криптографических средств, ― действующие участники подают ее в течение месяца с момента наступления технической возможности, потенциальные участники ― в течение месяца со дня получения решения о проведении мониторинга;
  • заявка для подключения к информационной системе организации ― она направляется в течение 10 рабочих дней после получения результатов по первой заявке.
Напомним, с 2024 года участники налогового мониторинга будут взаимодействовать с налоговой инспекцией не по ТКС, а автоматизированно, через интеграцию информационных систем компаний с АИС «Налог-3».
Более подробно о ключевых возможностях налогового мониторинга см. в нашей брошюре «Налоговый мониторинг. Новые возможности».

Минфин России и ФНС России: некоторые вопросы прослеживаемости

Ведомства опубликовали несколько совместных разъяснений по вопросам прослеживаемости.
Порядок оформления первичной документации при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в рамках выполнения строительных работ
Напомним, что учет остатков у участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, построен на электронном документообороте путем отражения реквизитов прослеживаемости в счете-фактуре либо универсальном передаточном документе при переходе права собственности на такие товары.
Ведомства отметили, что действующее регулирование не предусматривает обязательное отражение реквизитов прослеживаемости товаров в акте о приемке выполненных работ по формам № КС-2 и КС-3.
В то же время во избежание формирования необоснованных остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо учитывать рекомендации, указанные в письме ФНС России от 22 декабря 2021 года № СД-4-15/17982@, а именно сформировать электронный документ о выполнении работ с функцией «ДОП».
Также ведомства поделились планами о внесении изменений в формат счета-фактуры в части добавления реквизита «стоимость прослеживаемых товаров» и дополнения НК РФ.
Кроме того, в Минфин России внесены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в рамках которых регулируется вопрос об обязанности формировать электронный документ при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в рамках выполнения работ.
Помимо этого, прорабатываются предложения по изменению НК РФ, в отношении вопроса об обязанности формировать электронный документ при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в рамках выполнения работ.
Порядок аннулирования первичных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости
Ведомство отметило, что текущее регулирование не содержит описания процесса аннулирования электронных документов, и реализация технических решений, позволяющих согласовать сторонам отсутствие правовых последствий у ранее подписанного документа через его аннулирование, носит инициативный характер. В связи с этим оператор электронного документооборота вправе самостоятельно принимать решение о доступности такого функционала для своих клиентов.
Разработка и функционирование приемного комплекса ФНС России осуществляются на основании нормативных правовых актов и не могут учитывать локальных технических решений.
В случае выявления нарушений при оформлении документов, содержащих сведения о прослеживаемых товарах, ответственность лиц будет определяться в соответствии с действующей на момент выявления нормативной правовой базой.
Подход к взаимодействию с операторами электронного документооборота и планы про программные средства
Несмотря на то что выдача квалифицированного сертификата в УЦ ФНС России оказываются на безвозмездной основе, для записи выдаваемых УЦ ФНС России ключей электронной подписи на сертифицированные носители ключевой информации необходимо приобрести такой носитель.
При этом затраты являются разовыми, а срок использования носителя ограничивается лишь его технической исправностью.
Минфин России рассматривает возможность безвозмездного предоставления программных средств для использования полученной в УЦ ФНС России электронной подписи, на постоянной основе.
Кроме того, ведомства отметили, что, так как технологически операторы ЭДО являются независимой стороной, осуществляющей функции формирования электронного документа, в период, когда из-за большого объема деклараций по НДС могут наблюдаться задержки в обработке деклараций, на налогоплательщика не будут наложены штрафные санкции.

ЦБ РФ будет получать сведения обо всех участниках мошеннических переводов

ФинЦЕРТ ЦБ РФ будет получать от банков дополнительные сведения об участниках мошеннических переводов, а не только о бенефициаре похищенных денег.
Это предусмотрено новой редакцией стандарта правил информационного обмена о кибератаках и инцидентах информационной безопасности в финансовой сфере.
Стандарт позволит банкам предоставлять информацию о незаконных переводах по более чем 50 уникальным признакам.
Документ вступит в силу 1 октября 2023 года.

Россия потратит 300 млрд рублей на выкуп самолетов у зарубежных лизингодателей

Весной прошлого года США и ЕС прекратили поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также обязали своих лизингодателей вернуть уже предоставленные в аренду россиянам воздушные средства.
После введения санкций российские перевозчики стали перечислять арендные платежи за самолеты на спецсчета в российских банках.
Параллельно начался их перевод из бермудского и ирландского реестров в российский.
Сейчас стало известно, что российское правительство выделило порядка 300 млрд рублей на выкуп лизинговых самолетов.
В какой пропорции выделенные средства будут распределяться между авиакомпаниями, пока не сообщается.