Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 28 марта 2024 года


Депутаты Госдумы РФ предложили Правительству РФ ввести налог на сверхдоходы банков

Как сообщают СМИ, группа депутатов Госдумы РФ обратилась к председателю Правительства РФ М. Мишустину с просьбой ввести налог на сверхдоходы для банковского сектора.

«Налог на сверхприбыль для российских банков может стать существенным источником пополнения федерального бюджета, казна может получить 300–400 млрд рублей», — пояснил один из авторов обращения и глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

Еще один автор обращения и заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков сообщил, что «новый налог не нарушит стабильность финансового рынка».

Детали инициативы пока не раскрываются.

Застройщиков вновь освободили от неустойки

Правительство РФ опубликовало постановление, в соответствии с которым возвращен мораторий на начисление неустойки застройщикам.

Запрет на «штрафы» для девелоперов будет действовать до конца текущего года.

При этом речь идет как о неустойке, которую должен платить застройщик, затянувший сроки строительства, так и о той, которую должен заплатить покупатель квартиры, просрочивший платеж девелоперу.

Кроме того, в этот период не будут учитываться убытки от неисполнения сторонами договора обязательств.

АС г. Москвы: мотивированное мнение, выпущенное в рамках налогового мониторинга, нельзя обжаловать в судебном порядке

Налоговый мониторинг представляет собой особую форму налогового контроля, которая фактически заменяет собой камеральные и выездные налоговые проверки.

Мотивированное мнение — особый инструмент, применяемый в рамках налогового мониторинга. Оно отражает позицию налоговых органов по вопросу корректности исчисления налогов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе (если установлен факт неправильного исчисления налогов) или по запросу налогоплательщика (когда он хочет узнать мнение проверяющих по какому-либо налоговому вопросу, касающемуся совершенной или планируемой сделки).

Особенностью мотивированного мнения является то, что оно обязательно для исполнения как налоговым органом, так и налогоплательщиком.

Невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, является основанием для назначения выездной налоговой проверки за период, в отношении которого проводился налоговый мониторинг. Предметом такой проверки являются правильность уплаты налогов в соответствии с невыполненным мотивированным мнением.

При несогласии участника с мотивированным мнением предусмотрена специальная взаимосогласительная процедура.

Недавно АС г. Москвы рассмотрел интересный спор, касающийся наличия у налогоплательщика права на судебное обжалование мотивированного мнения.

В отношении налогоплательщика проводился налоговый мониторинг, в рамках которого налоговый орган по собственной инициативе составил мотивированное мнение, касающееся исчисления НДПИ (расчета одного из коэффициентов).

По итогам взаимосогласительной процедуры налоговый орган своего мнения не изменил, что и стало причиной обращения налогоплательщика в суд.

Суд сделал следующие выводы:

  • мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности и носит разъяснительный характер;
  • мотивированное мнение не имеет признаков ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ;
  • само по себе мотивированное мнение не создает правовых последствий для налогоплательщиков, в связи с чем не может нарушать их права и законные интересы;
  • после получения мотивированного мнения налогоплательщик представил уточненную декларацию и уплатил дополнительную сумму налога, тем самым выразив согласие с мотивированным мнением.

Таким образом, по мнению суда, мотивированное мнение полностью соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав налогоплательщика, в связи с чем требование о признании его недействительным не подлежит удовлетворению.

Примечательно, что, несмотря на данный вывод, суд рассмотрел дело по существу, признав правоту проверяющих в вопросе исчисления НДПИ.

Минфин России: к сделкам с акциями, требующим одобрения Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, применяются общие правила трансфертного ценообразования

НК РФ предусматривает особые правила определения цены ценных бумаг, являющихся предметом сделки, признаваемой контролируемой про правилам трансфертного ценообразования.

В частности, фактическая цена необращающихся ценных бумаг признается рыночной ценой, если она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения (20%).

В случае продажи необращающихся ценных бумаг по цене ниже минимальной финансовый результат для целей налогообложения определяется исходя из минимальной цены.

Минфин России обратил внимание на то, что никакого специального порядка определения цены необращающихся ценных бумаг, реализованных с дисконтом по решению Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, не существует.

Таким образом, при совершении подобных сделок с лицами недружественных государств применяются общие правила, несмотря на то что условием получения разрешения Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями является дисконт в размере не менее 50% от рыночной цены.

Минфин России: при получении имущества в качестве отступного налогооблагаемый доход не возникает

Ведомство разъяснило порядок налогового учета при получении имущества в качестве отступного:

  • цена приобретения имущества, полученного в качестве отступного, равна сумме задолженности, указанной в соглашении об отступном и погашаемой при передаче отступного;
  • при получении имущества в качестве отступного у получателя такого имущества доход не возникает.

Предлагается определить содержание передаточного акта, подписываемого при передаче объекта недвижимости участнику долевого строительства

В законе об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости отсутствуют обязательные требования к содержанию передаточного акта, что приводит к тому, что застройщик составляет его по своему усмотрению.

Недостаточная детализация процедуры передачи застройщиком дольщику жилого объекта приводит к разногласиям, которые приходится урегулировать в суде.

В связи с этим в Госдуму РФ внесен законопроект, которым предлагается включить в перечень информации, указываемой в передаточном акте, сведения о размерах и площади объекта, необходимом количестве ключей для получения доступа к объекту, документов, требующихся для эксплуатации объекта (паспорта, документы на счетчики и другие технические устройства, свидетельства об их поверке).

Предполагается, что по требованию дольщиков в передаточный акт должна быть внесена информация о несоответствии объекта условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов.

Кроме того, предлагается обязать застройщика вручать участнику долевого строительства сообщение о подписании передаточного акта лично под расписку или направлять его заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

В России будет проведен эксперимент по маркировке отдельных видов отопительных приборов

Эксперимент планируется провести с 1 апреля 2024 года по 28 февраля 2025 года в отношении радиаторов центрального отопления и отопительных конвекторов.