разрешена редомициляция «новых» иностранных компаний ― с учетом поправок редомицилироваться сможет иностранное юридическое лицо, зарегистрированное не позднее 1 марта 2024 года (сейчас ― не позднее 1 марта 2022 года);
до конца 2025 года продлен «упрощенный» порядок редомициляции (право подать копию (не оригинал) решения о редомициляции при регистрации· международной компании, в случае невозможности предоставить ряд требуемых документов ― объяснить управляющей компании САР причины);
уменьшена минимальная стоимость активов международного личного фонда с 5 млрд до 500 млн руб.;
установлены особенности открытия лицевого счета иностранного номинального держателя и лицевого счета иностранного регистратора для учета прав на акции международной компании.
Личные фонды, стоимость имущества которых составляет не менее 100 млн руб., теперь будут считаться квалифицированными инвесторами.
Также предусмотрены положения, регулирующие порядок передачи вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества, на рассмотрение иных коллегиальных органов такого общества.
Вносятся изменения в регулирование деятельности личных фондов:
снимается запрет на безвозмездную передачу имущества в личный фонд лицом, не являющимся его учредителем;
уставом личного фонда, созданного по российскому праву, может быть предусмотрено применение иностранного права к отношениям с участием личного фонда, учредителя этого фонда, выгодоприобретателей этого фонда, а также лиц, входящих в состав органов этого фонда, если это отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо отношения, осложненные иным иностранным элементом;
устанавливаются условия и порядок передачи имущества, оставшегося после ликвидации личного фонда, супругам ― соучредителям такого фонда в том случае, если к этому моменту брак между ними расторгнут.
Вносятся изменения в порядок обложения подрядчиков НДС ― если подрядчики строят объект ИЖС по договору с физическим лицом с использованием эскроу-счетов, то выполненные ими работы будут освобождены от уплаты НДС.
Ратифицирован протокол о регулировании электронной торговли в ЕАЭС.
Протоколом предусматривается выделение товаров, приобретенных в рамках электронной торговли, в отдельную категорию товаров с определением особенностей регулирования электронной торговли, а также создание нового института ― оператора электронной торговли.
В отношении товаров, доставляемых физическому лицу напрямую от продавца, таможенные пошлины уплачиваются по единой ставке, определяемой ЕЭК для всех государств ― членов ЕАЭС, а с бондового склада ― по ставкам, установленным единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Протокол предоставляет каждому государству ― члену ЕАЭС право установить налог на добавленную стоимость в отношении товаров электронной торговли.
Кроме того, протокол предусматривает возможность установления беспошлинного порога ввоза товаров электронной торговли, ввозимых непосредственно физическими лицами.
Расширяется сфера применения «антиотмывочного» закона ― его положения будут применяться к лицам, осуществляющим майнинг цифровой валюты, и лицам, организующим деятельность майнинг-пула.
Также уточняются основания для предоставления в Росфинмониторинг по его запросу информации и информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и отмене таких мер.
Скорректированы процедуры банкротства банков, страховых организаций и НПФ, конкурсным управляющим которых является Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Речь идет об исполнении обязательств финансовой компании за счет средств, предоставленных их учредителями (участниками) или третьим лицом, в конкурсном производстве.
Предусматривается изменение регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов, порядка получения ими права на осуществление деятельности, а также запрет на реорганизацию в форме преобразования.
Помимо этого ужесточаются требования к органам управления кредитных потребительских кооперативов и расширяются полномочия Банка России в сфере кредитной кооперации.
Также предусмотрен перенос сроков деофшоризации действующих производителей спиртных напитков с 1 сентября 2024 года на 1 сентября 2026 года.
Напомним, в соответствии с недавно принятым законом прямые/косвенные участники производителей этилового спирта и спиртных напитков с долей участия более 25% не могут находиться в странах, поименованных в перечне офшорных юрисдикций, используемом для налоговых целей.
В противном случае в выдаче лицензии им будет отказано, а действующие лицензии ― будут аннулированы.
Первоначально послабления в части сроков деофшоризации были предусмотрены только для действующих производителей этилового спирта.
Теперь они распространены и на действующих производителей спиртных напитков.
Закон об онлайн-собраниях в российских хозяйственных обществах и приостановке выплат дивидендов «потерявшимся» акционерам
Документ нацелен на обновление и существенное уточнение корпоративных процедур в хозяйственных обществах, как в акционерных обществах (АО), так и в обществах с ограниченной ответственностью (ООО).
Устанавливаются требования к проектной документации объектов капитального строительства и определяется порядок ее признания типовой проектной документацией.
Уточняются требования к компенсационным фондам саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и использованию средств этих фондов.
В целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры до 31 декабря 2033 года включительно продлевается срок действия особенностей регулирования градостроительных, земельных и иных отношений при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.
Устанавливается предельный срок в три года для освоения собственниками земельных участков в населенных пунктах, а также садоводческих и огороднических товариществах.
Признаки неиспользования земельных участков утвердит Правительство РФ.
Правительство РФ наделено полномочиями по установлению случаев, при которых для строительства и реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.
Предоставлена возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы ГЧП.
Предлагаемые изменения направлены на распространение ГЧП-проектов не только на объекты государственной собственности, но и на частные промышленные сооружения при условии соблюдения определенных требований, основным из которых является участие предприятия в обеспечении технологического суверенитета России.
В ЖК РФ вносятся изменения, касающиеся использования средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и аккумулированных на специальном счете.
Также вносится ряд изменений, устанавливающих требования к ИП и юридическим лицам, выполняющим работы по капитальному ремонту общего имущества, а также определяющих порядок осуществления строительного контроля в процессе капитального ремонта.
Увеличены штрафы за сокрытие источников загрязнения природы.
В частности, штраф для граждан составит от 1 до 3 тыс. руб. (сейчас — от 500 до 1 тыс. руб.), для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб. (сейчас — от 3 до 6 тыс. руб.), для юридических лиц — от 50 до 200 тыс. руб. (сейчас — от 20 до 80 тыс. руб.).
Также предусматривается, что дела о нарушении порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров/упаковки, подлежащих утилизации, о невнесении в установленные сроки платы за НВОС, а также о неуплате в установленные сроки экологического сбора могут быть возбуждены без проведения контрольных проверок. Речь идет о случаях, когда в материалах, поступивших в контрольные органы, достаточно данных, свидетельствующих о наличии нарушений.
Устанавливаются требования к нормативам образования отходов и лимитам на их размещение.
Для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (I и II категории), устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии комплексного экологического разрешения — обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвердит Правительство РФ.
В частности, поправками предлагается ввести обязательный учет медицинских отходов, информация о непереработанных и необезвреженных медицинских отходах будет храниться в информационной системе.
Предусматривается возможность блокировки сайтов по указу Президента РФ.
На владельцев социальных сетей возлагается обязанность выявления, в числе прочего, информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность.
Операторы связи должны будут устанавливать в своей сети предоставляемые Роскомнадзором технические средства контроля.
Роскомнадзор получит право управлять сетями связи на основании требования генерального прокурора и его заместителей для удаления запрещенной информации.
Требование Генпрокуратуры РФ может быть вынесено в случае выявления массового или неоднократного распространения в интернете запрещенной информации.
Кроме того, предлагается обязать провайдеров предоставлять в Роскомнадзор информацию, позволяющую идентифицировать средства связи и пользовательское оборудование в интернете на территории РФ.
Также уточняются требования по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи.
Установлены особенности обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания, при формировании составов таких данных и предоставления доступа к ним.
Установлен порядок формирования состава персональных данных, полученных в результате их обезличивания, сгруппированных по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность к субъекту персональных данных.
Внесены поправки в правила заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Ужесточены правила продажи SIM-карт иностранным гражданам:
иностранные граждане и лица без гражданства смогут приобрести номер только после регистрации в Единой биометрической системе и только в официальных салонах связи или точках продаж;
заключение договора в интернете станет невозможным;
в договоре обязательно пропишут IMEI — код идентификации телефона, на который клиент собирается установить SIM-карту (операторы отключат связь, если иностранное лицо начнет использовать данный номер на других устройствах);
один иностранный гражданин сможет оформить на себя не более 10 номеров.
Российские граждане смогут оформить на себя максимум 20 номеров.
Также оператор будет проводить проверку достоверности сведений об абонентах до начала оказания услуг связи с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единой биометрической системы (ЕБС), системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) МВД России либо при подтверждении паспортных данных в организациях, определяемых правительством.
Если сведения недостоверны — услуги связи оказываться не будут.
Предусмотрены переходные положения:
до 1 июля 2025 года операторы связи обязаны будут привести в соответствие с указанными требованиями договоры с иностранными лицами (в части сдачи ЕБС, указания IMEI и количества SIM-карт);
до 1 ноября 2025 года операторы связи обязаны будут проверить сведения о гражданах РФ — абонентах.
Внесены изменения в регулирование деятельности популярных блогеров.
Так, блогеры-десятитысячники будут обязаны предоставлять в Роскомнадзор сведения, позволяющие идентифицировать личность, их данные будут вносить в реестр.
Устанавливаются правила идентификации некурительной табачной продукции, правила производства и обращения такой продукции на территории Российской Федерации (в том числе требования к ее ингредиентам, содержанию информации для потребителей), порядок оценки соответствия этой продукции установленным требованиям и т. д.
В государственных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц введены единые правила применения национального режима.
Правительство РФ сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, в том числе при осуществлении закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Торговые сети обязали сократить срок оплаты поставок скоропортящихся товаров.
Так, если используется ЭДО, то продовольственные товары, на которые срок годности установлен пять и менее дней, подлежат оплате в срок не позднее чем четыре рабочих дня со дня фактического получения.
Резидентам ТОР, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентам свободного порта Владивосток, получившим соответствующий статус до 1 января 2023 года, предоставлено право однократного приостановления применения единых пониженных тарифов страховых взносов на срок, не превышающий трех лет.
Воздушный кодекс РФ дополняется нормами, регламентирующими вопросы подготовки и выполнения контрольных полетов гражданских воздушных судов и воздушных судов государственной авиации, заключения договора аренды гражданского воздушного судна с экипажем для осуществления внутренних воздушных перевозок, допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок.
Предусматривается создание федеральной государственной информационной системы обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку/изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники, а также федеральной государственной информационной системы допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок.
Законодательно закреплена возможность использовать информационный ресурс ФНС России «Мои чеки онлайн» в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче покупателю кассового чека, чтобы исключить затраты на его печать на бумаге.
Уточняется порядок применения ККТ при расчетах за оказание услуг общественного питания — предприятия общественного питания должны будут выдавать бумажный чек до момента расчета.
Минфин России объяснил необходимость внесения поправок необходимостью решения проблемы, связанной с поступлением большого количества жалоб клиентов на отказ выдачи бумажных чеков в организациях общественного питания.
Подписан закон об обязательной постановке на воинский учет граждан, получивших российское гражданство.
Неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет лицом, приобретшим гражданство РФ, будет служить основанием для прекращения этого гражданства.
Уточняется порядок применения административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ.
Устанавливается, что данное административное наказание за отдельные административные правонарушения может назначаться не только судьями, но и должностными лицами органов полиции.
Минфин России: исчисление налога на прибыль при вступлении косвенных участников ― российских организаций в прямое владение ЭЗО
В сентябре прошлого года вступил в силу важный закон, цель которого ― исключение недружественного участия из структуры владения значимыми для российской экономики организациями (ЭЗО).
Положения закона позволяют российским бенефициарам таких организаций, косвенно участвующим в них через иностранные холдинговые компании (ИХК) в недружественных странах, стать прямыми владельцами их акций (долей в уставном капитале).
При этом граждане РФ и/или валютные резиденты РФ, являющиеся косвенными участниками ЭЗО, не просто могут, а обязаны вступить в прямое владение ЭЗО.
Также в прошлом году в НК РФ были внесены поправки, регулирующие порядок налогообложения операций, осуществляемых в рамках реализации закона об ЭЗО.
В частности, предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в отношении доходов в виде стоимости акций/долей в капитале ЭЗО, полученных:
самой ЭЗО (закон об ЭЗО предполагает, что акции/доли в капитале ЭЗО сначала переходят к самой ЭЗО, а уже затем распределяются между ее бенефициарами);
организацией, которой бенефициар передал право на вступление в ЭЗО, если в отношении него на дату передачи права действовали санкции, введенные в 2022─2023 годах.
В то же время поправки не содержат норм, позволяющих освободить от налогообложения доход в виде акций/долей в капитале ЭЗО, полученных организацией ― косвенным участником ЭЗО.
Исходя из недавно опубликованного письма Минфина России можно сделать вывод, что такие организации могут воспользоваться иным положением НК РФ.
Речь идет о п. 64 ст. 251 НК РФ, согласно которому не учитываются при налогообложении доходы в виде имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг, безвозмездно полученных организацией, в том случае, если законодательством РФ на нее возложена обязанность по принятию в собственность таких имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг.
Таким образом, для налогоплательщиков, которых закон обязывает вступить в прямое владение ЭЗО, налоговых последствий по исчислению налога на прибыль возникать не должно.