Представители бизнеса могут начать уплачивать налог за рекламу в Instagram
Как сообщают СМИ, власти планируют урезать право представителей бизнеса вычитать расходы на рекламу.
Траты на рекламу, размещенную без маркировки и отчетности в Роскомнадзоре, могут признать необоснованными.
Изменения коснутся размещения рекламы на заблокированных в России площадках — к таким, например, относятся Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
Если компания все же учтет такие траты в расходах, то налоговая инспекция признает их необоснованными и доначислит налог на прибыль, штрафы и пени.
Соответствующие законодательные изменения могут внести в Госдуму РФ уже в этом году.
Еще два руководства по налогу на прибыль в ОАЭ: доходы из иностранных источников и корректировка бухгалтерской прибыли для целей налогообложения
За последние пару месяцев мы привыкли к тому, что ФНС ОАЭ регулярно публикует информационные руководства, поясняющие порядок применения отдельных правил налогообложения в ОАЭ.
что такое доход из иностранных источников и когда он облагается налогом в ОАЭ;
кто и в каком случае уплачивает налог на такие доходы;
что такое зачет налога, уплаченного за рубежом, и как рассчитать его сумму.
Резиденты ОАЭ и нерезиденты с постоянным представительством (далее ― «ПП») в ОАЭ могут получать доход за пределами ОАЭ (от иностранного источника), возникающий в связи с ведением деятельности, осуществлением операций или владением активами в другой юрисдикции.
Порядок налогообложения зависит от категории получателя дохода, характера дохода и применимости льгот:
В руководстве приведен алгоритм, помогающий сориентироваться в применимости корпоративного налога к доходам из иностранных источников:
Льготы обычно предоставляются для устранения потенциального двойного налогообложения, например, в виде освобождения следующих доходов от корпоративного налога в ОАЭ:
от существенного участия в отношении иностранных дивидендов и доходов от выбытия акций/долей;
относимых на иностранное ПП.
Если освобождения не применяются и возникает обязанность уплачивать эмиратский налог, то в счет налоговых обязательств в ОАЭ можно зачесть налог, уплаченный за рубежом.
Руководство содержит практические примеры, включая:
порядок расчета предельной суммы 1 млн дирхамов для определения налоговых обязательств физических лиц и включения иностранных доходов в налоговую базу по налогу на прибыль;
отнесение дохода из иностранного источника на иностранное ПП;
разделение выручки на полученную на территории и за пределами ОАЭ;
учет доходов, расходов и убытков, относящихся к иностранным источникам (например, если прибыль от операций в ОАЭ составила 3 млн дирхамов, а убыток от операций за пределами ОАЭ ― 1,5 млн дирхамов, то налоговая база составит 1,5 млн дирхамов);
учет операций по переводу денежных средств из иностранного ПП в головной офис в ОАЭ (такие переводы не облагаются корпоративным налогом в ОАЭ);
зачет иностранных налогов нерезидентом (например, в ситуации, когда ПП нерезидента в ОАЭ выдало заем в третью юрисдикцию, где удерживается налог у источника с процентного дохода по займу);
расчет суммы иностранного налога, подлежащей зачету (эту сумму необходимо использовать в текущем периоде ― нельзя перенести какой-либо остаток на другие периоды; кроме того, налог, возникший в определенной юрисдикции, можно зачесть только в счет налога в ОАЭ в отношении данного конкретного источника дохода, но не в отношении дохода из источника в другой стране);
ситуации, в которых зачет налога невозможен (получение необлагаемого дохода или общего убытка в налоговом периоде, получение «квалифицируемого» дохода «квалифицируемым» лицом свободной зоны ОАЭ);
пояснения по симметричному зачету налога, возникшего в иностранной юрисдикции и в ОАЭ в разных налоговых периодах (налог, уплаченный в иностранной юрисдикции, может быть зачтен в ОАЭ только в том налоговом периоде, в котором соответствующий доход был обложен корпоративным налогом на прибыль в ОАЭ);
что считать «уплаченным» налогом в иностранной юрисдикции для целей зачета;
ряд особенностей налогового и бухгалтерского учета.
Приводится перечень информации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на зачет иностранных налогов (должны быть подготовлены на английском или арабском языках или иметь заверенный перевод на эти языки), включая платежные документы, документы, выданные иностранным налоговым органом, и др.
Стандарты бухгалтерского учета и их взаимосвязь с корпоративным налогом
В руководстве представлен общий обзор ряда бухгалтерских правил в их взаимосвязи с корпоративным налогом на прибыль в ОАЭ:
подготовка финансовой отчетности;
кассовый метод бухгалтерского учета;
метод учета по отгрузке (реализации);
корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли;
корректировки в переходный период.
Напомним, что база по корпоративному налогу в ОАЭ определяется на основе отдельной (неконсолидированной) финансовой отчетности налогоплательщика с некоторыми корректировками. Ранее Минфин пояснил, что такая отчетность должна быть подготовлена с использованием МСФО или, если применимо, МСФО для малых и средних предприятий (см. также в выпуске «Новости законодательства» от 25 мая 2023 года).
Аудит финансовой отчетности (аудитор должен быть зарегистрирован в ОАЭ) обязателен для налогоплательщиков, которые имеют выручку более 50 млн дирхамов за налоговый период или являются резидентами свободных зон (независимо от размера доходов).
Если консолидированная выручка в рамках консолидированной группы налогоплательщиков превышает установленный порог, то консолидированная отчетность группы должна быть проаудирована. При этом не требуется проводить аудит отдельной финансовой отчетности членов группы, даже если их выручка также превышает 50 млн дирхамов.
Ряд комментариев касается признания в налоговом учете реализованной (конвертированной в вознаграждение) и нереализованной (не конвертированной в вознаграждение) прибыли (и убытка).
По стандартам МСФО, метод начисления требует отражать в финансовой отчетности в том числе нереализованную прибыль (и убыток), которая возникает при переоценке стоимости актива/обязательства.
Для целей налогообложения налогоплательщики могут принять решение учитывать прибыль/убыток, только если они были реализованы, т. е. только если произошла фактическая реализация (выбытие/погашение). Этот выбор необходимо сделать до конца первого налогового периода (фактически до подачи первой налоговой декларации), и от него нельзя будет отказаться (кроме некоторых исключительных случаев).
Под реализацией актива/обязательства понимаются, помимо прочего:
продажа, выбытие, передача (кроме операций по передаче активов, освобождаемых от налогообложения), погашение и полное обесценение актива согласно правилам бухгалтерского учета;
погашение, уступка, передача (кроме операций по передаче обязательств, освобождаемых от налогообложения) и прощение обязательства согласно правилам бухгалтерского учета.
Некоторые операции не считаются реализацией активов/обязательств, в том числе не облагаемая налогом передача активов/обязательств внутри группы или в рамках реструктуризации бизнеса.
Как следствие, налогоплательщик, сделав соответствующий выбор, будет применять следующий порядок налогообложения:
При определении обязательств по корпоративному налогу необходимо будет скорректировать бухгалтерскую прибыль, исключив показатели, относящиеся к нереализованным прибыли/убытку. При реализации актива/обязательства такие показатели должны быть восстановлены в налоговом учете.
В руководстве приведены практические примеры корректировок бухгалтерской прибыли для целей налогообложения, в том числе с учетом правил ТЦО.
Саудовская Аравия планирует обновить законодательство о налоге на прибыль
В Саудовской Аравии (далее ― «СА») на общественное обсуждение вынесены законопроекты о реформе налога на прибыль, а также об изменении порядка уплаты закята (традиционный ежегодный налог в пользу незащищенных слоев населения) и процедур налогового администрирования.
Действующими правилами предусмотрены следующие базовые принципы налогообложения в СА:
компания признается налоговым резидентом СА, если она зарегистрирована в СА или если централизованное управление ее деятельностью осуществляется в СА;
физическое лицо признается налоговым резидентом СА, если оно имеет в СА постоянное место жительства и проживает в стране не менее 30 дней в год или если оно проживает в СА не менее 183 дней в год;
компании-резиденты уплачивают корпоративный налог с общемирового дохода, но только на ту часть прибыли, которая прямо или косвенно приходится на акционеров, не являющихся гражданами СА или стран Персидского залива, или являющихся нефтедобывающими компаниями;
физические лица ― резиденты уплачивают корпоративный налог с прибыли, которая относится к предпринимательской деятельности в СА;
для нерезидентов, включая физических лиц, применяются концепция постоянного представительства (далее ― «ПП») и налог у источника;
стандартная ставка корпоративного налога составляет 20%.
Новые законопроекты предполагают в том числе следующие изменения:
физическое лицо будет считаться налоговым резидентом СА, если проведет в СА 90 дней в течение налогового периода и в совокупности не менее 270 дней в течение трех предшествующих налоговых периодов;
вводятся понятие льготного налогового режима и особые правила налогообложения операций с лицами, которые расположены в юрисдикциях, применяющих такой режим (например, расходы, понесенные в их пользу и не соответствующие рыночному уровню, не будут уменьшать налоговую базу);
меняются некоторые правила взимания налога у источника:
вводится единая ставка налога у источника 10% на доходы от оказания услуг (ранее для большинства услуг стандартная ставка составляла 15% для взаимозависимых лиц и 5% для независимых, ставка могла варьироваться в зависимости от вида услуг);
вводится новая ставка 20% на проценты, дивиденды, арендные платежи, роялти и доходы от оказания услуг, выплачиваемые в юрисдикции с льготным налоговым режимом (предполагается, что будет утвержден список таких юрисдикций, который будет ежегодно пересматриваться и обновляться);
налог у источника на доходы взаимозависимых лиц будет уплачиваться по начислению, а не в момент выплаты;
для целей исчисления налога у источника перевод прибыли ПП из СА в иностранную юрисдикцию головного офиса приравнивается к выплате дивидендов; считается, что дивиденды выплачиваются в течение 120 дней после окончания налогового периода ПП;
корректируется концепция ПП, в том числе устанавливается срок, в течение которого оказание услуг в СА приводит к возникновению ПП в СА, ― 30 дней в течение 12 месяцев;
корректируются правила трансфертного ценообразования;
меняется порядок расчета налоговой базы при продаже акций (теперь это разница между стоимостью продажи/рыночной стоимостью актива (в расчет берется наибольшая из сумм) и его балансовой стоимостью), освобождаются от уплаты налога доходы от продажи акций компании-резидента, если доля участия составляет не менее 10%, а срок владения ― не менее 365 дней и др.;
вычет процентов из налоговой базы ограничивается величиной, не превышающей 30% от налогооблагаемой прибыли, но в пределах величины налогооблагаемых процентных доходов за период;
устанавливаются правила налогообложения в отношении перевода бизнеса/резидентства в СА (особенности формирования налоговой стоимости активов и обязательств) и за ее пределы (определение налоговой базы, которая должна подлежать налогообложению в СА при «выходе»);
прибыль/убытки, полученные в рамках реорганизации, предлагается исключить из налоговой базы при соблюдении определенных условий;
убытки прошлых лет смогут учитываться в текущем периоде в пределах суммы налогооблагаемой прибыли (снимается ограничение, позволявшее признавать в качестве убытка величину не более 25% налогооблагаемой прибыли);
предусматривается возможность зачета иностранных налогов в счет налоговых обязательств в СА;
вводятся налоговые льготы для «зеленых» инвестиций;
партнерства станут считаться юридическими лицами для целей налогообложения ― к ним будут применяться стандартные налоговые правила (т. е. они не будут фискально прозрачными); прибыль фондов предлагается облагать налогом только на уровне партнеров/участников, за исключением дивидендов и доходов от прироста капитала, выплачиваемых нерезидентам;
увеличиваются штрафы за нарушение налогового законодательства (в некоторых случаях штраф может составлять до 300%);
срок исковой давности сокращается с пяти до трех лет.
Общественные обсуждения законопроекта продлятся до 25 декабря 2023 года.
В случае принятия закона он вступит в силу через 90 дней после его публикации и будет применяться к налоговым периодам, начинающимся после даты вступления в силу.
АС Курской области: амортизация торгового центра с повышающим коэффициентом, расходы на благоустройство сквера, списание незавершенного строительства
Налоговый орган оспорил:
применение повышающего коэффициента амортизации 2 к торговым центрам (коэффициент применялся налогоплательщиком по причине эксплуатации торгового центра в условиях повышенной сменности и контакта с агрессивной средой ― котельными);
вычет затрат на благоустройство сквера (дорожки, клумбы, скамейки и пр.);
вычет расходов в виде стоимости ликвидированного объекта незавершенного строительства (торговый центр).
Суд поддержал доводы налогового органа.
Повышающий коэффициент
Суд отметил, что повышенной сменностью считается работа в три и более смены, при этом у налогоплательщика было только две смены.
Кроме того, группа основных средств «здания» вообще не может быть отнесена к многосменному режиму, так как рассчитана на круглосуточную эксплуатацию.
В части довода о контакте объекта с агрессивной средой суд отметил, что выполнение техники безопасности эксплуатации опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.
Поскольку налогоплательщиком были соблюдены все нормы безопасности, есть страховка, то угрозы аварии нет, ввиду чего применение повышающего коэффициента по причине контакта с агрессивной средой также необоснованно.
Расходы на благоустройство
Налогоплательщик полагал, что такие расходы можно отнести к маркетинговым, поскольку они направлены на формирование благоприятного имиджа компании.
Суд же признал, что расходы на благоустройство не могут считаться обоснованными, поскольку сквер был безвозмездно передан в муниципальную собственность и не была доказана связь благоустройства сквера с привлечением покупателей в торговый центр.
Расходы на списание объекта незавершенного строительства
Суд отметил, что НК РФ предусматривается возможность вычета расходов, связанных с ликвидацией объектов незавершенного строительства, но не самой стоимости такого объекта.
К тому же, как было установлено в ходе проверки, спорный объект был не ликвидирован, а безвозмездно передан муниципалитету вместе с земельным участком, на котором он располагался.
Минфин России: налог у источника при применении специального порядка осуществления расчетов за лизинг воздушных судов
Напомним, согласно Указу Президента РФ от 1 апреля 2022 года № 179 обязательство перед иностранным лизингодателем из недружественной страны по договору лизинга/аренды воздушного судна может быть исполнено путем перечисления соответствующей суммы на российский банковский счет его основного хозяйственного общества — резидента РФ.
Минфин России разъяснил, нужно ли в таком случае удерживать налог у источника.
По мнению ведомства, российский лизингополучатель, который через основное хозяйственное общество выплачивает доход иностранному лизингодателю, является налоговым агентом вне зависимости от того, как была произведена оплата.
Датой выплаты дохода иностранному лицу в данной ситуации признается дата перечисления денежных средств основному хозяйственному обществу.
Минфин России: дочерние компании подсанкционных лиц не могут воспользоваться сокращенным сроком владения для безналоговой продажи долей/акций
Напомним, стандартный минимальный срок для безналоговой продажи акций/долей составляет пять лет.
В 2022–2023 годах действуют некоторые послабления, предусматривающие сокращение этого срока при продаже акций/долей российских компаний до одного года при соблюдении следующих условий:
доходы от реализации акций/долей получены в 2022–2023 годах по сделкам, заключенным в 2022–2023 годах;
на дату заключения таких сделок в отношении налогоплательщика действовали санкции, введенные в 2022–2023 годах;
эти санкции заключались в запрете/ограничениях на проведение расчетов/осуществление финансовых операций, операций заемного финансирования или приобретения/отчуждения ценных бумаг/долей.
Минфин России пояснил, что послабление носит персонифицированный характер и распространяется на организации, в отношении которых введены ограничительные меры, вне зависимости от того, с какой целью осуществляется реализация акций/долей.
Также ведомство отдельно подчеркнуло, что со стороны налогоплательщика не должно быть злоупотреблений — сделка должна отвечать требованиям ст. 54.1 НК РФ.
При этом дочерние компании попавшего под санкции налогоплательщика послаблением воспользоваться не могут — для них действуют общие правила, согласно которым срок владения для безналоговой продажи составляет пять лет.