Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 24 мая 2024 года

Парламентские слушания по совершенствованию налогового законодательства: основные предложения

В Госдуме РФ прошли парламентские слушания по вопросам совершенствования налогового законодательства.
В начале заседания министр финансов А. Силуанов определил принципы новой налоговой системы в России. Она должна быть:
  • стабильной и предсказуемой;
  • обеспечивать поступление ресурсов для решения масштабных государственных задач в социально-экономической сфере;
  • стимулировать инвестиционную активность компаний;
  • поддерживать здоровую конкуренцию и создавать равные условия хозяйствования.
Ключевые предложения, высказанные/одобренные Правительством РФ
В отношении населения:
  • предложение о введении прогрессивной шкалы НДФЛ не должно затронуть большинство граждан, отрицательно повлиять на средний класс ― повышение ставки должно коснуться только тех лиц, у кого имеются высокие доходы;
  • прогрессивная шкала должна быть разумной, чтобы российская налоговая система была конкурентоспособной, прежде всего с соседними странами (конкретные параметры представителями власти не озвучивались, однако некоторые фракции поделились своим видением реформы);
  • семьям с невысоким уровнем доходов и двумя и более детьми будет предложен вычет по НДФЛ, а часть уплаченного налога может быть возвращена в виде «кешбэка»;
  • дополнительно полученные в связи с повышением налога средства будут направлены на достижение социально ориентированных целей (поддержка материнства и детства, борьба со сложными заболеваниями, социальная инфраструктура);
  • уровень обложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам должен быть сохранен;
  • прогрессивная шкала не затронет участников СВО.
В отношении самозанятых:
  • действующие правила налогообложения самозанятых должны быть сохранены до 2028 года.
В отношении бизнеса:
  • НДС не должен повышаться, так как это может отрицательно отразиться на инфляции;
  • все преференциальные налоговые режимы сохранятся (это и СЗПК, и СПИК, и ОЭЗ, и ТОСЭР);
  • необходимо расширить налоговый механизм поддержки инвестиций, в первую очередь, высокотехнологичных проектов ― речь идет об инвестиционном налоговом вычете, в том числе и на федеральном уровне, а также о расширении механизма амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования, расходах на НИОКР («супервычет» на НИОКР предлагается повысить с 1,5 до 2);
  • необходимо провести амнистию для тех налогоплательщиков, которые решили работать «вбелую» и отказаться от схем дробления бизнеса;
  • необходимо создать стимулы для представителей малого бизнеса, к примеру, донастроить порог годовой выручки для освобождения малых предприятий от уплаты НДС;
  • планируется расширить границы, при которых представители бизнеса будут вправе применять «упрощенку» при одновременном сближении условий налогообложения с обычной системой;
  • предложение об отказе от курсовых экспортных пошлин может быть рассмотрено одновременно с повышением ставки налога на прибыль;
  • регионы могут быть наделены большими полномочиями в части налогообложения имущества;
  • курортный сбор может быть преобразован в туристический налог.
Параметры обновленной системы должны быть сохранены до 2030 года.
Изменения планируется принять уже в весеннюю сессию.

Президент РФ разрешил изымать активы США в РФ в ответ на отъем российских активов

Согласно указу американское имущество в России может быть использовано для компенсации ущерба от изъятия российского имущества в США.
Так, российский правообладатель (РФ или ЦБ РФ) может обратиться в российский суд для установления факта незаконного изъятия имущества со стороны США.
В том случае, если российский суд установит факт неправомерного изъятия имущества государственными и судебными органами США, он должен направить собранные сведения в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
После этого комиссия определит, какое имущество может быть соразмерно использовано для выплаты причиненного ущерба.
В указе отмечается, что для возмещения ущерба могут быть использованы:
  • движимое и недвижимое имущество США или лиц США;
  • принадлежащие США или их лицам ценные бумаги, доли в уставных капиталах российских юрлиц;
  • имущественные права, принадлежащие США или их лицам.
При этом под лицами США при этом понимаются:
  • граждане или резиденты США;
  • иностранные лица, если местом их регистрации, преимущественного ведения хозяйственной деятельности или преимущественного извлечения прибыли от деятельности являются США;
  • лиц, которые находятся под контролем вышеуказанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации.
Как можно заметить, перечень лиц, которые будут считаться лицами США, очень широкий — в эту категорию попадают в том числе российские компании, контролируемые резидентами США (понятие контроля в указе не раскрывается).
Таким образом, по решению суда принадлежащее США и лицам США имущество/имущественные права могут быть изъяты в пользу РФ.
Правительство РФ в течение четырех месяцев должно внести в российское законодательство изменения, направленные на реализацию указа.

Минфин России: уплата НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды в связи с приобретением ценных бумаг, которые будут получены в 2024 году

В соответствии с нормами НК РФ не облагаются НДФЛ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021−2023 годах.
Кроме того, при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022−2023 годах отдельных видов обязательств.
Ведомство пояснило, что освобождение от уплаты НДФЛ доходов в виде материальной выгоды в связи с приобретением ценных бумаг, которые будут получены налогоплательщиками в 2024 году и в последующие годы, не предусмотрено.
Также оно придерживается мнения, что оснований для продления действия на 2024 год и последующие годы вышеназванных льгот не имеется.

Минфин России: вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта

Налогоплательщик являлся производителем электротехнических товаров (светильников) и поставлял продукцию, в том числе в страны Евросоюза.
В связи с санкциями польский контрагент вернул товар обратно налогоплательщику.
Ввоз товара был осуществлен в таможенном режиме реимпорта.
При ввозе налогоплательщик уплатил НДС в размере 20% стоимости ввозимого товара.
Возник следующий вопрос ― возможно ли вычесть НДС?
Ведомство указало, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при ввозе товаров в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления.
Следовательно, вычет налога, уплаченного при ввозе товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, не предусмотрен.