Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 18 марта 2024 года

Большой налоговый законопроект внесен в Госдуму РФ: снижение «входных» порогов для налогового мониторинга, точечная донастройка налога на прибыль и НДФЛ

Законопроект подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики, а также для исполнения отдельных поручений Правительства РФ.
Одно из ключевых изменений ― долгожданное снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со 100 до 80 млн руб., суммы доходов и суммы активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.
Напомним, недавно ФНС России поделилась статистикой в отношении налогового мониторинга.
Так, с 2024 года налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 569 компаний из 20 отраслей экономики, в их числе 128 новых участников (прирост составил более 25%).
Подробная информация об опыте ДРТ в области налогового мониторинга, а также о предлагаемых решениях представлена на нашем сайте.
Среди других важных изменений:
  • по решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России к проведению проверок по трансфертному ценообразованию смогут привлекаться должностные лица территориальных налоговых органов;
  • для целей исчисления НДФЛ при расчете материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами вместо ключевой ставки на дату получения дохода можно будет использовать ключевую ставку на дату заключения договора займа/кредита, если она была ниже;
  • поменяется подход к учету для целей исчисления НДФЛ доходов в виде процентов по долгосрочным банковским вкладам в российских банках ― если доходы вкладчика за текущий налоговый период окажутся ниже пороговой суммы (1 млн руб., умноженный на максимальную ставку Банка России из действовавших на первое число каждого из месяцев календарного года), то на полученную разницу можно будет уменьшить процентный доход, полученный в следующих периодах за текущий период;
  • устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения) ранее приобретенных жилых помещений;
  • для целей налогообложения прибыли до конца 2026 года вводится кассовый метод учета доходов/расходов в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств во взаимоотношениях с иностранными контрагентами из недружественных стран;
  • ограничивается круг лиц, входящих в одну группу, для целей получения ИТ-льготы ― из периметра группы исключаются иностранные организации и иностранные граждане (сейчас к профильным ИТ-доходам, среди прочего, относятся доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и/или модифицированных самой организацией-налогоплательщиком либо лицом, входящим с ней в одну группу — исключение иностранных лиц из периметра группы сузит круг программ для ЭВМ, баз данных, лицензирование которых будет считаться профильной ИТ-деятельностью);
  • исключается условие о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) для применения ставки налога на прибыль 0% при реализации небольшого пакета обращающихся акций (не более 1% от общего количества акций);
  • для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предусматривается оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности, которую они обязаны сдавать.

Банк России расширит мониторинг крупнейших экспортеров

В перечень крупнейших экспортеров, предоставляющих информацию о своих активах и обязательствах в Банк России, теперь включаются компании, у которых в 2023 году экспортная выручка или среднемесячная задолженность по обязательствам перед нерезидентами превысила 1 млрд долл. США.
Передавать данные регулятору будут и те экспортеры, дочерние компании которых соответствуют этим показателям.
Перечень экспортеров не подлежит публикации.
Также определены состав, форма, сроки и порядок предоставления данных.
В частности, компании должны будут направлять информацию не только об активах и обязательствах в иностранной валюте, но и об остатках на рублевых счетах в иностранных банках, а также о задолженности в рублях перед нерезидентами.

Банк России утвердил новые правила проверки эмитентов и участников корпоративных отношений

Новая инструкция вступила в силу 11 марта.
Регламентирована процедура проведения выездных проверок (проверки деятельности эмитентов и проверки на общем собрании акционеров, проводимом в очной форме) и дистанционных проверок.
В отличие от ранее действовавшего порядка, новая инструкция предусматривает только дистанционные проверки отдельных сведений и не упоминает комплексные дистанционные проверки (по нескольким направлениям деятельности или в отношении нескольких поднадзорных лиц).
Помимо этого, изменения коснулись сроков проведения проверок. В частности, предусмотрено, что выездная проверка деятельности эмитента должна быть проведена в срок, не превышающий трех месяцев, и может быть продлена на такой же срок. Ранее максимальный срок подобной проверки (с учетом возможных продлений) составлял три месяца.

«Антиотмывочный» закон хотят распространить на цифровой рубль

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
По мнению авторов инициативы, начало реализации пилотного проекта по внедрению в оборот цифрового рубля в августе 2023 года не сопровождалось обновлением «антиотмывочного» законодательства.
Соответственно, исполнение «антиотмывочных» требований при совершении операций с цифровыми рублями не предусматривается.
Предлагаемая модель предусматривает участие как самих банков, так и Банка России в качестве оператора платформы. Регулятору предстоит разработать специальный внутренний документ, регламентирующий «противолегализационную» политику на платформе.
Банк России, в частности, будет:
  • оценивать риски и относить каждого пользователя системы к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций;
  • применять меры по блокировке средств;
  • отменять совершение операций;
  • представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях;
  • расторгать договор с пользователем в отдельных случаях и др.