Россия остается в «сером» списке ЕС для целей налогообложения
4 октября ЕС обновил перечень стран, не сотрудничающих по вопросам налогообложения, а также не в полной мере соблюдающих мировые налоговые стандарты.
Россия по-прежнему находится в «сером» списке, в который она попала в начале 2022 года.
Причиной тому стали претензии ЕС к налоговому режиму для международных холдинговых компаний (МХК) в САР, который сочли потенциально «вредоносным».
В 2022 году в России была проведена масштабная реформа режима САР, установившая в том числе требования к «экономическому присутствию» МХК и право российских компаний на получение статуса МХК.
Несмотря на это, Россия из «серого» списка не исключена.
Напомним, что нахождение в «сером» списке само по себе еще не означает применения каких-то мер.
ЕС полагает, что страны из этого списка должны реформировать некоторые свои национальные правила налогообложения.
В противном случае они могут быть включены в перечень юрисдикций, не сотрудничающих в налоговой сфере, к которым в ЕС применяется ряд мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями. Среди них:
раскрытие транзакций с резидентами юрисдикций из «черного» списка в соответствии с требованиями DAC6 как содержащих признаки агрессивного налогового планирования;
меры противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения:
— запрет на вычет из налоговой базы расходов, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из «черного» списка; — более строгие правила КИК; — повышенное налогообложение «пассивных» доходов у источника в ЕС; — ограничение на освобождение дивидендов из таких юрисдикций от налогообложения по правилам «стратегического участия».
Среди других результатов обновления списка ЕС:
в «черный» список попали Ангилья, Багамские Острова и Острова Теркс и Кайкос;
в части «серого» списка ― исключены Бермудские Острова и Тунис и добавлены Армения и Эсватини.
Следующий пересмотр списков ожидается в феврале 2023 года.
Швейцарию могут исключить из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
Не так давно Швейцария объявила о приостановлении автоматического обмена финансовой информацией с Россией.
В качестве ответной меры Россия планирует исключить Швейцарию из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
К чему это может привести?
Одними из наиболее существенных могут оказаться последствия в сфере валютного регулирования.
Действующее законодательство предоставляет резидентам право без ограничений зачислять средства, получаемые от нерезидентов, на счета в зарубежных банках, расположенных в странах, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, а также проводить некоторые иные отдельно обозначенные в законе валютные операции.
Если Швейцарию исключат из списка, то российские резиденты не смогут воспользоваться этими нормами и перечень случаев, когда средства можно будет законно зачислять на швейцарские счета, существенно сократится.
Например, на них нельзя будет получить проценты, дивиденды, купоны, доходы от продажи акций/долей.
Также по швейцарским счетам резидентам придется в любом случае представлять отчет о движении средств (сейчас это можно не делать, если сумма зачислений/остатка не превышает 600 тыс. руб.).
Ограничения не затронут только специальных валютных резидентов.
Помимо Швейцарии из действующего перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, предлагается исключить Острова Кайман.
Одновременно предлагается добавить в список Оман, Мальдивы и Казахстан.
Также Швейцарию и Острова Кайман планируют исключить из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
Это приведет к тому, что российские компании, входящие в международную группу с материнской компанией в Швейцарии, не будут освобождаться от представления страновой отчетности в России.
Новостей, касающихся планов включить Швейцарию в перечень стран, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения, пока нет.
Если Швейцария попадет в данный список, то это окажет влияние на российских налоговых резидентов, являющихся контролирующими лицами швейцарских компаний.
В частности, они уже не смогут применить ряд освобождений прибыли КИК от налогообложения (по эффективной ставке, для банков/страховых организаций, для эмитентов обращающихся акций).
Удаленная работа за рубежом: обзор решений иностранных налоговых органов за 2022 год
В 2022 году в большинстве стран мира были сняты связанные с COVID-19 ограничения на международные поездки.
В связи с этим налоговые органы многих государств пересмотрели подход к тому, какая деятельность физических лиц может приводить к образованию постоянного представительства (ПП) иностранных компаний.
Мы предлагаем вашему вниманию обзор разъяснений иностранных компетентных органов за 2022 год по вопросу возникновения ПП по месту нахождения удаленного сотрудника. В России вопрос возникновения ПП иностранных компаний, сотрудники которых работают из России удаленно, пока детально не рассматривался.
В сентябре 2021 года Минфин России обозначил свою позицию о «домашнем офисе», сославшись на комментарии к Модельной налоговой конвенции ОЭСР:
нахождение «домашнего офиса» в распоряжении компании будет зависеть от конкретных фактов и обстоятельств;
во многих случаях осуществление предпринимательской деятельности по месту нахождения «домашнего офиса» будет настолько непостоянным, что он не будет рассматриваться как место, находящееся в распоряжении предприятия;
деятельность в «домашнем офисе» чаще всего будет носить вспомогательный характер и подпадать под исключение, предусмотренное НК РФ и СОИДН.
АС Западно-Сибирского округа: попытка выплатить учредителю ― физическому лицу дивиденды под видом займа не удалась
Российское общество выплатило дивиденды единственному учредителю ― физическому лицу, однако удержало НДФЛ только с половины дохода.
В ходе выездной проверки налоговым органом были установлены следующие факты:
согласно решениям учредителя о выплате общая сумма дивидендов составила 50,5 млн руб.;
в справках по форме 2-НДФЛ общество указало величину почти в два раза меньше ― 26,5 млн руб. С этой суммы оно удержало НДФЛ;
общество пояснило, что остальная часть денежных средств (24 млн руб.) являлась займом учредителю ― в качестве подтверждения был представлен договор займа, в то же время:
— согласно бухгалтерским справкам общество начало начислять проценты по этому займу до даты заключения договора; — в договоре содержались разночтения в части срока погашения займа; — документов, подтверждающих возврат займа заемщиком, предоставлено не было; — сумма выплаты (24 млн руб.) не соответствовала сумме займа по договору (27,5 млн руб.); — сумма процентных доходов в декларации по налогу на прибыль была существенно меньше суммы процентов по данным бухгалтерской справки.
Из этих фактов налоговый орган сделал вывод о формальном характере договора займа и доначислил НДФЛ с полной суммы, указанной в решении учредителя о выплате дивидендов.
Суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа.
Правительство РФ продлило действие упрощенного порядка подтверждения пригодности строительных материалов
Упрощенный порядок подтверждения пригодности новых строительных материалов будет действовать еще один год ― до конца 2023 года.
Постановление об этом подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Напомним, что упрощенный порядок начал действовать в апреле 2022 года как одна из мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
При использовании упрощенного порядка срок подтверждения пригодности российских строительных материалов сокращается с 90 до 10 рабочих дней.
Что касается строительных материалов, которые ввозятся в Россию из-за границы, то для подтверждения их характеристик российские органы строительного надзора продолжат учитывать результаты испытаний, проведенных в зарубежных лабораториях.
В России запустили цифровую экосистему национального проекта «Производительность труда»
Платформа «Эффективность.рф» поможет представителям бизнеса без найма дорогостоящих специалистов и создания собственных вычислительных мощностей начать цифровизацию предприятия.
Исходя из потребностей компании, платформа подберет программное обеспечение для повышения эффективности работы производства, логистики, ИТ, маркетинга и продаж, управления финансами и персоналом.
Воспользоваться цифровой экосистемой могут предприятия, подходящие по критериям национального проекта «Производительность труда» ― компании с оборотом более 400 млн руб. из отраслей торговли, строительства, сельского хозяйства, транспортной сферы и обрабатывающей промышленности (доля иностранного участия не должна превышать 50%).
По оценкам Правительства РФ к концу 2024 года порядка 4 тыс. компаний станут пользователями платформы «Эффективность.рф».
Уже сейчас сервисами экосистемы воспользовались более 250 организаций.