Скорректированы отдельные «ограничительные указы»
Изменения в Указ Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95
О чем указ
Указом установлен временный порядок исполнения резидентами обязательств по займам/кредитам и финансовым инструментам перед лицами недружественных государств в сумме, превышающей 10 млн руб. в месяц.
Исполнение таких обязательств осуществляется в рублях с использованием специального счета типа «С», направления расходования средств с которого существенно ограничены.
Напрямую исполнить обязательство можно при наличии разрешения Правительственной комиссии.
Что меняется
Исполнение обязательств по ценным бумагам, приобретенным у лиц недружественных государств
Прямо предусмотрено, что специальный порядок исполнения обязательств по займам/кредитам и финансовым инструментам распространяется не только на обязательства, права требования по которым были уступлены резидентам и иностранным кредиторам, на которых не распространяется указ (теперь обозначенным как нерезидентам, не являющимся иностранными кредиторами), но и на обязательства перед указанными выше лицами по финансовым инструментам (например, ценным бумагам), владельцами которых после 1 марта 2022 года были лица недружественных государств.
Это правило не будет распространяться на исполнение обязательств по ценным бумагам перед резидентами, перед нерезидентами, не являющимися иностранными кредиторами, а также перед нерезидентами, находящимися под контролем российских лиц, при наличии одного из следующих условий:
Еврооблигации
Специальный порядок исполнения обязательств распространен на обязательства перед резидентами, перед нерезидентами, не являющимися иностранными кредиторами, а также перед нерезидентами, находящимися под контролем российских лиц, по еврооблигациям и по замещающим облигациям, если их владельцами после 3 марта 2023 года были иностранные лица недружественных государств.
Введены исключения из этого правила ― специальный порядок не применяется при соблюдении хотя бы одного из условий:
Разрешения регуляторов
Вместо Минфина России разрешения будет выдавать Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (по факту так происходит и сейчас).
Предусматривается, что выданные разрешения могут содержать условия исполнения таких сделок.
Изменения в Указ Президента РФ от 4 мая 2022 года № 254
О чем указ
Указом введен специальный порядок исполнения обязательств по выплате прибыли обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов их участникам, являющимся иностранными лицами недружественных стран.
Такие лица могут получить дивиденды только в рублях и только на специальный счет типа «С», направления расходования средств с которого существенным образом ограничены.
Избежать применения ограничений можно только при наличии специального разрешения.
Что меняется
Вместо Минфина России такие разрешения будет выдавать Правительственная комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (по факту так происходит и сейчас).
При этом выданные разрешения могут содержать условия исполнения таких сделок.
Изменения в Указ Президента РФ от 3 марта 2023 года № 138
О чем указ
Указ касается сделок с ценными бумагами, учитываемыми российскими депозитариями (акциями российских акционерных обществ, облигациями федерального займа, облигациями российских эмитентов), а также инвестиционными паями российских ПИФ.
Под ограничения попадают такие ценные бумаги, приобретенные у лиц недружественных стран после 1 марта 2022 года.
Регистраторы и депозитарии должны обеспечить отдельный учет таких ценных бумаг.
Ограничения (необходимость получения разрешения на сделку) распространяются на передачу ценных бумаг:
Что меняется
Ограничения распространены на сделки с еврооблигациями/замещающими облигациями, если такие сделки (операции) влекут за собой переход права собственности на эти ценные бумаги, их передачу в доверительное управление или залог.
Ограничения распространяются на ситуации, когда после 3 марта 2023 года владельцами таких еврооблигаций/замещающих облигаций были лица недружественных стран (кроме находящихся под контролем российских лиц).
Депозитарии должны будут обеспечить обособленный учет таких бумаг.
Ранее для таких ценных бумаг была общая дата для обособления ― 1 марта 2022 года.
Ограничения не распространяются на еврооблигации/замещающие облигации:
Источник: Консультант Плюс
О чем указ
Указом установлен временный порядок исполнения резидентами обязательств по займам/кредитам и финансовым инструментам перед лицами недружественных государств в сумме, превышающей 10 млн руб. в месяц.
Исполнение таких обязательств осуществляется в рублях с использованием специального счета типа «С», направления расходования средств с которого существенно ограничены.
Напрямую исполнить обязательство можно при наличии разрешения Правительственной комиссии.
Что меняется
Исполнение обязательств по ценным бумагам, приобретенным у лиц недружественных государств
Прямо предусмотрено, что специальный порядок исполнения обязательств по займам/кредитам и финансовым инструментам распространяется не только на обязательства, права требования по которым были уступлены резидентам и иностранным кредиторам, на которых не распространяется указ (теперь обозначенным как нерезидентам, не являющимся иностранными кредиторами), но и на обязательства перед указанными выше лицами по финансовым инструментам (например, ценным бумагам), владельцами которых после 1 марта 2022 года были лица недружественных государств.
Это правило не будет распространяться на исполнение обязательств по ценным бумагам перед резидентами, перед нерезидентами, не являющимися иностранными кредиторами, а также перед нерезидентами, находящимися под контролем российских лиц, при наличии одного из следующих условий:
- исполнение обязательств по ценным бумагам осуществляется на основании выданных разрешений;
- сделки (операции) с ценными бумагами в финансовой сфере/сфере ТЭК совершаются на основании специального решения Президента РФ;
- сделки (операции) с ценными бумагами совершаются на основании решения Правительственной комиссии, выдаваемого в соответствии с положениями Указов Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81, от 15 октября 2022 года № 737 и от 3 марта 2023 года № 138;
- ценные бумаги получены российской кредитной организацией в результате совершения сделок (операций), предусмотренных п. п. 5 или 10 Указа Президента РФ от 3 марта 2023 года № 138;
- перевод учета прав на ценные бумаги в российские депозитарии осуществлен в соответствии со ст. ст. 5─5.5 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 319-ФЗ.
Еврооблигации
Специальный порядок исполнения обязательств распространен на обязательства перед резидентами, перед нерезидентами, не являющимися иностранными кредиторами, а также перед нерезидентами, находящимися под контролем российских лиц, по еврооблигациям и по замещающим облигациям, если их владельцами после 3 марта 2023 года были иностранные лица недружественных государств.
Введены исключения из этого правила ― специальный порядок не применяется при соблюдении хотя бы одного из условий:
- еврооблигации/замещающие облигации приобретены на организованных торгах;
- еврооблигации/замещающие облигации приобретены до 1 сентября 2024 года у владельца (доверительного управляющего) ценных бумаг, который не является иностранным кредитором и учет прав которого на еврооблигации, замещающие облигации, осуществлялся российским депозитарием;
- исполнение обязательств по еврооблигациям/замещающим облигациям осуществляется на основании выданных разрешений;
- сделки/операции с еврооблигациями/замещающими облигациями совершаются на основании разрешений, выданных в соответствии с Указами Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 и от 3 марта 2023 года № 138.
Разрешения регуляторов
Вместо Минфина России разрешения будет выдавать Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (по факту так происходит и сейчас).
Предусматривается, что выданные разрешения могут содержать условия исполнения таких сделок.
Изменения в Указ Президента РФ от 4 мая 2022 года № 254
О чем указ
Указом введен специальный порядок исполнения обязательств по выплате прибыли обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов их участникам, являющимся иностранными лицами недружественных стран.
Такие лица могут получить дивиденды только в рублях и только на специальный счет типа «С», направления расходования средств с которого существенным образом ограничены.
Избежать применения ограничений можно только при наличии специального разрешения.
Что меняется
Вместо Минфина России такие разрешения будет выдавать Правительственная комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (по факту так происходит и сейчас).
При этом выданные разрешения могут содержать условия исполнения таких сделок.
Изменения в Указ Президента РФ от 3 марта 2023 года № 138
О чем указ
Указ касается сделок с ценными бумагами, учитываемыми российскими депозитариями (акциями российских акционерных обществ, облигациями федерального займа, облигациями российских эмитентов), а также инвестиционными паями российских ПИФ.
Под ограничения попадают такие ценные бумаги, приобретенные у лиц недружественных стран после 1 марта 2022 года.
Регистраторы и депозитарии должны обеспечить отдельный учет таких ценных бумаг.
Ограничения (необходимость получения разрешения на сделку) распространяются на передачу ценных бумаг:
- резидентам;
- нерезидентам из недружественных стран, контролируемым российскими бенефициарами;
- нерезидентам из дружественных стран.
Что меняется
Ограничения распространены на сделки с еврооблигациями/замещающими облигациями, если такие сделки (операции) влекут за собой переход права собственности на эти ценные бумаги, их передачу в доверительное управление или залог.
Ограничения распространяются на ситуации, когда после 3 марта 2023 года владельцами таких еврооблигаций/замещающих облигаций были лица недружественных стран (кроме находящихся под контролем российских лиц).
Депозитарии должны будут обеспечить обособленный учет таких бумаг.
Ранее для таких ценных бумаг была общая дата для обособления ― 1 марта 2022 года.
Ограничения не распространяются на еврооблигации/замещающие облигации:
- сделки/операции с которыми совершены на основании разрешения, выданного в соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81;
- приобретенные на организованных торгах;
- приобретенные до 1 сентября 2024 года у владельца (доверительного управляющего) ценных бумаг, который не является иностранным кредитором и учет прав которого на еврооблигации, замещающие облигации осуществлялся российским депозитарием.
Источник: Консультант Плюс
Минпромторг России расширил перечень товаров для параллельного импорта
В список включены компоненты для автомобилей южнокорейских производителей Hyundai и Kia.
Одновременно с этим исключен из перечня ряд брендов продукции легкой промышленности.
Источник: Парламентская газета
Одновременно с этим исключен из перечня ряд брендов продукции легкой промышленности.
Источник: Парламентская газета
Правительство РФ продлило до 1 сентября 2025 года действие упрощенного порядка подтверждения соответствия ввозимой и выпускаемой продукции
Речь идет о товарах, которые ранее требовали прохождения процедуры сертификации, занимавшей много времени. В марте 2022 года Правительство РФ разрешило использовать производителям и экспортерам таких товаров упрощенный порядок ― им необходимо было представлять декларации о соответствии товаров, основанные на собственных доказательствах, без проведения длительных лабораторных исследований.
После подачи декларации по упрощенной схеме и вывода продукции на рынок у производителей и экспортеров есть шесть месяцев, чтобы подтвердить соответствие товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС или требованиям российского законодательства в сфере технического регулирования.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
После подачи декларации по упрощенной схеме и вывода продукции на рынок у производителей и экспортеров есть шесть месяцев, чтобы подтвердить соответствие товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС или требованиям российского законодательства в сфере технического регулирования.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Производителей спирта и алкогольной продукции предупредили о сроке подачи сведений о бенефициарах
Производители этилового спирта и спиртных напитков должны до 1 октября 2024 года подать в Росалкогольтабакконтроль сведения о бенефициарных владельцах и лицах, контролирующих организацию.
Об этом предупредил Росалкогольтабакконтроль.
Ведомство напомнило, что новые требования внес в закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя утвержденный минувшей весной Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 46-ФЗ.
Теперь организации, осуществляющие производство этилового спирта (за исключением отдельных видов спирта) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), обязаны направлять в Росалкогольтабакконтроль сведения:
Источник: Бух.1С
Об этом предупредил Росалкогольтабакконтроль.
Ведомство напомнило, что новые требования внес в закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя утвержденный минувшей весной Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 46-ФЗ.
Теперь организации, осуществляющие производство этилового спирта (за исключением отдельных видов спирта) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), обязаны направлять в Росалкогольтабакконтроль сведения:
- о бенефициарных владельцах;
- о лице, контролирующем организацию.
Источник: Бух.1С
АС Приморского края: исчисление налога у источника на проценты при замене долгового обязательства на новое при заключении соглашения о новации
В 2013 году общество заключило шесть договоров займа с ИнКо (Кипр), по которым привлекло заемные средства под 12% годовых.
Впоследствии в 2018 году в отношении общества была введена процедура банкротства, а в 2019 году решением арбитражного суда было принято решение о включении задолженности по указанным выше займам (тело и проценты) в реестр требований кредиторов.
В дальнейшем произошла замена обязательств в соответствии с соглашением о новации ― совокупная сумма долга (тело и проценты) были заменены новым займом.
По мнению налогового органа, в момент заключения соглашения о новации произошла выплата процентов в неденежной форме, в связи с чем у общества возникла обязанность по уплате налога у источника.
По мнению же общества, датой причисления процентов к сумме основного долга и, соответственно, получения дохода иностранным кредитором следует считать дату включения требований по займам в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве ― 2019 год, который находится за пределами проверяемого периода..
По мнению суда, суммы причисленных к общей сумме долга (капитализированных) процентов являются выплаченными иностранной компании доходом и в соответствии с взаимосвязанными положениями ст. 309 НК РФ считаются объектом обложения налогом у источника независимо от формы, в которой были получены такие доходы.
Суд принял решение в пользу налоговой инспекции, опираясь на следующие факты:
С учетом вышеперечисленного суд пришел к выводу, что присоединение суммы начисленных процентов к основному долгу и, как следствие, обязанность общества (налогового агента) по их уплате возникли в 2021 году при заключении соглашения о новации.
Штрафные санкции за неуплату налога у источника с суммы капитализированных процентов были снижены в четыре раза, принимая во внимание негативные последствия в связи с введением иностранными государствами экономических санкций в отношении РФ.
Источник: Картотека арбитражных споров
Впоследствии в 2018 году в отношении общества была введена процедура банкротства, а в 2019 году решением арбитражного суда было принято решение о включении задолженности по указанным выше займам (тело и проценты) в реестр требований кредиторов.
В дальнейшем произошла замена обязательств в соответствии с соглашением о новации ― совокупная сумма долга (тело и проценты) были заменены новым займом.
По мнению налогового органа, в момент заключения соглашения о новации произошла выплата процентов в неденежной форме, в связи с чем у общества возникла обязанность по уплате налога у источника.
По мнению же общества, датой причисления процентов к сумме основного долга и, соответственно, получения дохода иностранным кредитором следует считать дату включения требований по займам в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве ― 2019 год, который находится за пределами проверяемого периода..
По мнению суда, суммы причисленных к общей сумме долга (капитализированных) процентов являются выплаченными иностранной компании доходом и в соответствии с взаимосвязанными положениями ст. 309 НК РФ считаются объектом обложения налогом у источника независимо от формы, в которой были получены такие доходы.
Суд принял решение в пользу налоговой инспекции, опираясь на следующие факты:
- на основании соглашения о новации была сформирована новая ведомость банковского контроля, был присвоен уникальный номер кредитного договора;
- в результате замены соглашением о новации совокупной суммы основного долга и совокупной суммы начисленных процентов было произведено причисление к общей сумме долга (капитализация) суммы начисленных процентов;
- положения закона о несостоятельности и банкротстве не относятся к налоговому законодательству ― они фиксируют дату (в целях неизменности установленных обязательств) для последующего удовлетворения требований кредиторов, но не создают для сторон новое долговое обязательство путем капитализации начисленных ранее процентов;
- факт включения долгового обязательства в реестр требований кредиторов не может изменять порядок налогообложения.
С учетом вышеперечисленного суд пришел к выводу, что присоединение суммы начисленных процентов к основному долгу и, как следствие, обязанность общества (налогового агента) по их уплате возникли в 2021 году при заключении соглашения о новации.
Штрафные санкции за неуплату налога у источника с суммы капитализированных процентов были снижены в четыре раза, принимая во внимание негативные последствия в связи с введением иностранными государствами экономических санкций в отношении РФ.
Источник: Картотека арбитражных споров
Исчисление НДС при ввозе в РФ с территории государства ― члена ЕАЭС безвозмездно передаваемого оборудования, которое не будет использоваться для дальнейшей перепродажи на территории РФ
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств ― членов ЕАЭС производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с ним косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства ― члена ЕАЭС на территорию другого государства ― члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства ― члена ЕАЭС не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС, установлен НК РФ.
Ведомство пояснило, что так как товары, ввозимые на территорию РФ из государств ― членов ЕАЭС без условия их оплаты, в данный перечень не включены, то при их импорте в РФ НДС подлежит уплате в установленном порядке, независимо от того, что данные товары не будут использоваться для дальнейшей перепродажи на территории РФ.
Источник: Клерк.ру, Письмо Минфина России от 26 июля 2024 года № 03-07-13/1/70000
В соответствии с ним косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства ― члена ЕАЭС на территорию другого государства ― члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства ― члена ЕАЭС не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС, установлен НК РФ.
Ведомство пояснило, что так как товары, ввозимые на территорию РФ из государств ― членов ЕАЭС без условия их оплаты, в данный перечень не включены, то при их импорте в РФ НДС подлежит уплате в установленном порядке, независимо от того, что данные товары не будут использоваться для дальнейшей перепродажи на территории РФ.
Источник: Клерк.ру, Письмо Минфина России от 26 июля 2024 года № 03-07-13/1/70000
Уплата налога у источника при выплате российской организацией резиденту Беларуси компенсации убытков по договору перевозки грузов, а также штрафов за несоблюдение договорных условий
Гражданское законодательство разделяет неустойку и убытки/реальный ущерб.
Согласно положениям НК РФ к налогооблагаемым доходам иностранной организации относятся штрафы и пени за нарушение договорных обязательств.
Минфин России пояснил, что если отношениями сторон предусмотрена обязанность возместить в полном объеме причиненные убытки, то возмещение такого реального ущерба следует рассматривать не как отдельный вид дохода, а как компенсацию ущерба (убытка).
В связи с этим компенсация убытков для целей применения СОИДН рассматривается как доход иностранного лица от предпринимательской деятельности.
Таким образом, на основании норм НК РФ и СОИДН между Россией и Беларусью налогообложение компенсации убытков/ущерба, полученных в результате перевозки грузов, производимых российской организацией в адрес организации ― резидента Беларуси, осуществляется на территории Беларуси при условии отсутствия деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства на территории РФ.
При этом доходы в виде штрафов за несоблюдение договорных условий относятся к прочим доходам и с учетом ст. 18 СОИДН облагаются налогом у источника в РФ по ставке 20%.
Источник: Клерк.ру, Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 года № 03-08-05/126975
Согласно положениям НК РФ к налогооблагаемым доходам иностранной организации относятся штрафы и пени за нарушение договорных обязательств.
Минфин России пояснил, что если отношениями сторон предусмотрена обязанность возместить в полном объеме причиненные убытки, то возмещение такого реального ущерба следует рассматривать не как отдельный вид дохода, а как компенсацию ущерба (убытка).
В связи с этим компенсация убытков для целей применения СОИДН рассматривается как доход иностранного лица от предпринимательской деятельности.
Таким образом, на основании норм НК РФ и СОИДН между Россией и Беларусью налогообложение компенсации убытков/ущерба, полученных в результате перевозки грузов, производимых российской организацией в адрес организации ― резидента Беларуси, осуществляется на территории Беларуси при условии отсутствия деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства на территории РФ.
При этом доходы в виде штрафов за несоблюдение договорных условий относятся к прочим доходам и с учетом ст. 18 СОИДН облагаются налогом у источника в РФ по ставке 20%.
Источник: Клерк.ру, Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 года № 03-08-05/126975