10-й ААС: отказ в вычете НДС с аванса в случае возврата аванса, если средства были перечислены поручителем
Продавец (далее — Общество) заключил договор поставки товаров с покупателем.
По условиям договора покупатель перечислил аванс, в счет которого в дальнейшем осуществлялись отгрузки.
Аванс был перечислен исходя из одной цены товара, однако отгрузки осуществлялись по иным ценам, практически в два раза ниже.
На определенном этапе стало понятно, что Общество не сможет закрыть весь аванс поставками, в связи с чем было принято решение вернуть часть аванса покупателю.
Поскольку обязательства Общества по этому договору были обеспечены договором поручительства, то фактическое перечисление средств было произведено поручителем.
Далее долг Общества перед поручителем был новирован в заем, а затем частично оплачен посредством зачета взаимных требований.
При возврате аванса Общество приняло к вычету НДС, ранее исчисленный с сумм полученного аванса.
По мнению налоговой инспекции, права на вычет НДС не было, поскольку:
Суд принял решение в пользу налогоплательщика:
Источник: Картотека арбитражных споров
По условиям договора покупатель перечислил аванс, в счет которого в дальнейшем осуществлялись отгрузки.
Аванс был перечислен исходя из одной цены товара, однако отгрузки осуществлялись по иным ценам, практически в два раза ниже.
На определенном этапе стало понятно, что Общество не сможет закрыть весь аванс поставками, в связи с чем было принято решение вернуть часть аванса покупателю.
Поскольку обязательства Общества по этому договору были обеспечены договором поручительства, то фактическое перечисление средств было произведено поручителем.
Далее долг Общества перед поручителем был новирован в заем, а затем частично оплачен посредством зачета взаимных требований.
При возврате аванса Общество приняло к вычету НДС, ранее исчисленный с сумм полученного аванса.
По мнению налоговой инспекции, права на вычет НДС не было, поскольку:
- возврат денежных средств налогоплательщиком не производился;
- перечисление средств третьим лицом (поручителем) в интересах Общества в отсутствие документов, подтверждающих возникновение обстоятельств для такого возврата, не является основанием для восстановления сумм налога;
- возврат предоплаты был осуществлен без письменного согласия покупателя;
- договор поставки не расторгался.
Суд принял решение в пользу налогоплательщика:
- в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей;
- вычеты сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров/работ/услуг, но не позднее одного года с даты возврата или отказа;
- основанием для возврата аванса послужило не только нарушение сроков поставки, но и фактическая невозможность поставить товар, поскольку сумма аванса рассчитывалась исходя из одной цены, а фактическая отгрузка осуществлялась исходя из сложившихся рыночных цен — примерно в два раза дешевле;
- взаимоотношения налогоплательщика и покупателя оформлены таким образом, что соглашения об изменении цены не заключаются в связи с отсутствием фиксации такой цены в договоре: она рассчитывается по формуле исходя из множества факторов и окончательно фиксируется только в первичных документах при передаче товара покупателю;
- возврат части аванса произведен обоснованно во избежание дальнейших штрафных санкций и в связи с фактической невозможностью поставить товар на сумму полученного аванса вследствие снижения цены;
- отказ налогового органа в вычете налога с обоснованием, что возврат аванса произведен без документальных оснований, противоречит закону, поскольку инспекция не вправе определять, каким образом налогоплательщику нужно осуществлять свою хозяйственную деятельность;
- в рассматриваемом случае во избежание начисления штрафных санкций, учитывая значительное снижение отпускных цен, налогоплательщиком было принято экономически обоснованное решение о частичном возврате аванса на сумму, на которую отгрузка продукции уже не могла состояться, принимая во внимание предусмотренный дополнительным соглашением объем поставок;
- о прекращении договорных отношений по договору поставки свидетельствует факт восстановления к уплате в бюджет НДС, ранее принятого к вычету, покупателем;
- НК РФ не содержит такое условие для принятия к вычету НДС, ранее исчисленного с полученного аванса, как возврат такого аванса непосредственно получателем (норма закона не содержит оговорки, что если аванс возвращен третьим лицом, то вычет применен быть не может);
- отказ в применении вычета по НДС с сумм возвращенного аванса является нарушением принципа нейтральности НДС, так как возлагает на заявителя бремя фактической уплаты налога с сумм поступившей оплаты в полном объеме, при том что поставка товара на остаток аванса осуществлена не была, сам аванс возвращен;
- приняв оспариваемые решения, инспекция создала ситуацию, при которой право на вычет НДС не может быть реализовано ни самим Обществом, ни его поручителем, что также не отвечает принципу (требованию) добросовестности налогового администрирования;
- истечение срока поставки по договору, фактический возврат аванса поручителем общества и восстановление налога к уплате в бюджет покупателем в совокупности свидетельствуют о выполнении условий для применения налогового вычета по налогу, ранее уплаченному при получении аванса.
Источник: Картотека арбитражных споров
Президент РФ подписал отдельные федеральные законы
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 406-ФЗ
Введена уголовная ответственность за организацию деятельности по представлению в налоговые органы РФ и/или сбыту заведомо подложных счетов-фактур и/или налоговых деклараций от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Такое преступление будет наказываться одним из следующих способов:
Наказание будет строже в случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, извлечения дохода в особо крупном размере.
Счета-фактуры и/или налоговые декларации будут считаться подложными, если они содержат ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 403-ФЗ
Уточнен порядок оформления прав на машино-места.
По словам авторов инициативы, новый закон позволит многим владельцам долей в паркингах наконец оформить свои машино-места как полноценную недвижимость, не зависеть от желаний других совладельцев и свободно распоряжаться своей собственностью.
Источник: ТАСС
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 402-ФЗ
За изготовление или оборот поддельных документов в целях организации незаконной миграции введены повышенные штрафы.
Штраф для юридических лиц составит от 5 до 10 млн руб., за повторное совершение — от 10 до 60 млн руб.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 399-ФЗ
Участников технополиса «Эра» освободили от уплаты НДС и налога на прибыль на 10 лет.
Также для них будет предусмотрен льготный тариф страховых взносов.
Предполагается, что инициатива позволит обеспечить рост экономики региона, создать новые рабочие места и привлечь в инновационную сферу инвестиции и специалистов.
Закон вступит в силу 1 января 2025 года.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 389-ФЗ
Проиндексированы размеры пошлины за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ.
Также устанавливаются одинаковые размеры государственных пошлин для организаций и физических лиц.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 390-ФЗ
Внесены изменения в систему квалификации и тестирования инвесторов:
Источник: Forbes
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Введена уголовная ответственность за организацию деятельности по представлению в налоговые органы РФ и/или сбыту заведомо подложных счетов-фактур и/или налоговых деклараций от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Такое преступление будет наказываться одним из следующих способов:
- штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- принудительными работами на срок до четырех лет;
- лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Наказание будет строже в случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, извлечения дохода в особо крупном размере.
Счета-фактуры и/или налоговые декларации будут считаться подложными, если они содержат ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 403-ФЗ
Уточнен порядок оформления прав на машино-места.
По словам авторов инициативы, новый закон позволит многим владельцам долей в паркингах наконец оформить свои машино-места как полноценную недвижимость, не зависеть от желаний других совладельцев и свободно распоряжаться своей собственностью.
Источник: ТАСС
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 402-ФЗ
За изготовление или оборот поддельных документов в целях организации незаконной миграции введены повышенные штрафы.
Штраф для юридических лиц составит от 5 до 10 млн руб., за повторное совершение — от 10 до 60 млн руб.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 399-ФЗ
Участников технополиса «Эра» освободили от уплаты НДС и налога на прибыль на 10 лет.
Также для них будет предусмотрен льготный тариф страховых взносов.
Предполагается, что инициатива позволит обеспечить рост экономики региона, создать новые рабочие места и привлечь в инновационную сферу инвестиции и специалистов.
Закон вступит в силу 1 января 2025 года.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 389-ФЗ
Проиндексированы размеры пошлины за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ.
Также устанавливаются одинаковые размеры государственных пошлин для организаций и физических лиц.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 390-ФЗ
Внесены изменения в систему квалификации и тестирования инвесторов:
- список условий, которым должен соответствовать инвестор для получения статуса квалифицированного, расширен;
- будет учитываться опыт работы с финансовыми инструментами, и стаж будет различаться в зависимости от образования или ученой степени инвестора;
- планка по необходимому годовому доходу будет плавающей и будет зависеть от образования инвестора, ученой степени и уровня знаний, подтвержденных экзаменом;
- расширен доступ неквалифицированных инвесторов к корпоративным облигациям, также неквалифицированные инвесторы смогут без тестирования совершать сделки с паями ЗПИФ;
- вместе с тем увеличен список бумаг, сделки с которыми потребуют тестирования — в частности, в перечень финансовых инструментов, доступных неквалифицированным инвесторам только после тестирования, включаются облигации с залоговым обеспечением денежными требованиями;
- увеличен порог «права последнего слова», то есть суммы, в рамках которой неквалифицированный инвестор может совершить требующую тестирования сделку даже при отрицательном результате его прохождения (со 100 до 300 тыс. руб.).
Источник: Forbes
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Правительство РФ одобрило законопроект о внесудебном взыскании налогов с граждан
Механизм внесудебного взыскания налоговых долгов на сегодняшний день распространяется только на организации и ИП.
Поправки наделяют налоговые органы правом автоматически списывать задолженность гражданина, если она им не оспаривается.
Уведомление о долге будет отражаться на едином налоговом счете (ЕНС) физического лица, которое, в свою очередь, сможет подать возражения. Тогда возможность списания задолженности без решения суда будет заблокирована. В этом случае спорные суммы также перестанут учитываться в качестве сальдо на ЕНС. Взыскиваться долг будет в установленной законом последовательности: сначала из средств на счетах и наличных денег, а затем за счет имущества.
Сейчас суды взыскивают неуплаченные гражданами налоги в приказном порядке.
Введение нового механизма разгрузит суды от дел по взысканию налоговых долгов граждан, большинство из которых представляют собой небольшую сумму и не оспариваются гражданами.
Источник: Ведомости
Поправки наделяют налоговые органы правом автоматически списывать задолженность гражданина, если она им не оспаривается.
Уведомление о долге будет отражаться на едином налоговом счете (ЕНС) физического лица, которое, в свою очередь, сможет подать возражения. Тогда возможность списания задолженности без решения суда будет заблокирована. В этом случае спорные суммы также перестанут учитываться в качестве сальдо на ЕНС. Взыскиваться долг будет в установленной законом последовательности: сначала из средств на счетах и наличных денег, а затем за счет имущества.
Сейчас суды взыскивают неуплаченные гражданами налоги в приказном порядке.
Введение нового механизма разгрузит суды от дел по взысканию налоговых долгов граждан, большинство из которых представляют собой небольшую сумму и не оспариваются гражданами.
Источник: Ведомости
Из КоАП могут убрать пункт об административной ответственности за непредставление налоговой декларации
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Он направлен на устранение двойного привлечения к ответственности граждан и должностных лиц за непредставление налоговой декларации и сведений, необходимых для налогового контроля.
Предполагается, что налогоплательщики будут нести ответственность за такие правонарушения только в рамках налогового законодательства.
Источник: Парламентская газета
Он направлен на устранение двойного привлечения к ответственности граждан и должностных лиц за непредставление налоговой декларации и сведений, необходимых для налогового контроля.
Предполагается, что налогоплательщики будут нести ответственность за такие правонарушения только в рамках налогового законодательства.
Источник: Парламентская газета
В России может появиться универсальный платежный код
Группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект о внедрении универсального платежного QR-кода при безналичной оплате товаров, работ и услуг.
Банки для работы с универсальным платежным QR-кодом должны будут перенастроить собственные технические устройства и устройства своих клиентов — торгово-сервисных предприятий.
Предполагается, что универсальный QR-код сделает процесс оплаты более удобным для клиентов. При совершении покупок в розничных магазинах не нужно будет выбирать среди множества QR-кодов: достаточно отсканировать универсальный и выбрать способ оплаты.
Источник: Коммерсант
Банки для работы с универсальным платежным QR-кодом должны будут перенастроить собственные технические устройства и устройства своих клиентов — торгово-сервисных предприятий.
Предполагается, что универсальный QR-код сделает процесс оплаты более удобным для клиентов. При совершении покупок в розничных магазинах не нужно будет выбирать среди множества QR-кодов: достаточно отсканировать универсальный и выбрать способ оплаты.
Источник: Коммерсант
Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект о ратификации соглашения с Беларусью о признании цифровой подписи
Напомним, что соглашение было подписано в Москве 15 апреля. Документ предусматривает взаимное признание сторонами электронной цифровой подписи в электронных документах, созданных в России и Беларуси.
Соглашение не затрагивает случаи, когда оба участника трансграничного электронного взаимодействия являются государственными органами и субъектами банковских и платежных правоотношений.
Источник: Парламентская газета
Соглашение не затрагивает случаи, когда оба участника трансграничного электронного взаимодействия являются государственными органами и субъектами банковских и платежных правоотношений.
Источник: Парламентская газета
Правительство снова ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов
Предполагается, что такое решение позволит увеличить загрузку российских аффинажных предприятий.
Запрет будет действовать с 1 декабря 2024 года по 31 мая 2025 года. Предыдущее ограничение действовало с 20 мая по 20 ноября 2024 года.
Запрет не будет распространяться на вывоз катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий лома и отходов драгоценных металлов, вывозимых аффинажными организациями. При этом масса одной пробы должна составлять не более 500 г в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому контракту.
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Запрет будет действовать с 1 декабря 2024 года по 31 мая 2025 года. Предыдущее ограничение действовало с 20 мая по 20 ноября 2024 года.
Запрет не будет распространяться на вывоз катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий лома и отходов драгоценных металлов, вывозимых аффинажными организациями. При этом масса одной пробы должна составлять не более 500 г в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому контракту.
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
В Госдуму РФ внесен законопроект о повышении лимита дохода для самозанятых
Предлагается повысить лимит ежегодного дохода для самозанятых до 3,6 млн руб. в 2025 году, в 2026 году — до 3,8 млн руб., в 2027 году — до 4 млн руб., в 2028 году — до 4,2 млн руб.
Стоит отметить, что Правительство РФ законопроект не поддержало.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
Стоит отметить, что Правительство РФ законопроект не поддержало.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ