Минфин подготовил законопроект о реализации положений основных направлений налоговой политики
Законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, его публичное обсуждение должно завершиться 23 мая.
Довольно объемный (90 стр.) текст законопроекта включает многочисленные изменения по самым разным налоговым вопросам.
Приведем те из них, которые показались нам наиболее важными (в дальнейшем мы сделаем более подробный обзор поправок).
Налоговое администрирование:
совершенствование института ЕНС;
совершенствование института изменения срока уплаты налоговых платежей, включая:
-расширение сферы применения отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей для лиц, занятых сезонными видами деятельности, на тех налогоплательщиков, чьи масштабы деятельности снижаются более чем на 50% в силу природных климатических условий, а также падения спроса;
-увеличение предельно возможного срока инвестиционного налогового кредита с 5 до 10 лет;
изменения в части налогового мониторинга, включая:
- расширение периметра налогового мониторинга за счет отмены обязательного соответствия кандидата на вступление в налоговый мониторинг всем трем установленным критериям (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов) — для вступления в мониторинг достаточно будет соблюсти одно из указанных требований;
- порядок вступления в налоговый мониторинг правопреемников реорганизованных участников мониторинга;
- возможность проведения в рамках налогового мониторинга выемки документов и осмотра;
- новые основания для досрочного прекращения мониторинга: несоответствие регламента информационного взаимодействия, информационных систем или системы внутреннего контроля требованиям ФНС России, систематическое (два и более раз за период мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа к информационным системам;
- увеличение глубины проведения налогового мониторинга для участников СЗПК с даты заключения СЗПК до даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы/принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта.
ошибки прошлых лет нельзя будет исправить в текущем периоде, если выросла ставка налога (иными словами, в случае пересмотра ставки налога расходы прошлых лет в текущем периоде вычесть будет нельзя — придется подавать уточненную декларацию).
НДС:
при сдаче в аренду майнинговой инфраструктуры, а также при предоставлении в режиме реального времени вычислительной мощности для майнинга российским налогоплательщиком в пользу иностранных лиц НДС будет уплачиваться в России;
будут урегулированы некоторые вопросы, связанные с налогообложением операций с утилитарными цифровыми правами;
предусматривается ставка НДС 0% при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов, аффинажным организациям, имеющим право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, для аффинажа.
НДФЛ:
выравниваются условия применения освобождения при продаже долей/акций, находившихся в собственности более пяти лет:
- в части акций освобождение будет распространяться только на акции российских компаний;
- при продаже долей должно будет соблюдаться условие о предельной доле активов продаваемой компании, представленных российской недвижимостью (не более 50%);
будет урегулирован порядок налогообложения операций по реализации долей/акций, полученных налогоплательщиком при реорганизации юридических лиц, а также при реализации имущества, приобретенного по договору мены.
Налог на прибыль организаций:
ограничение на перенос убытков прошлых лет будет продлено до 2030 года;
повышающий коэффициент 2 в отношении расходов на приобретение прав пользования реестровым ПО можно будет применить только при условии, что соответствующий договор не предусматривает возможность передачи налогоплательщиком полученного права другим лицам;
право на ФИНВ можно будет передать внутри группы, в том числе лицу, не осуществляющему профильную деятельность.
НДПИ и акцизы:
предоставление налогового вычета по НДПИ в отношении железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов), добытой на участках недр, расположенных в Оленегорском районе Мурманской области, для повышения инвестиционной активности;
корректировка определения показателя Цнефть и показателя Ц.
Страховые взносы:
освобождение от обложения страховыми взносами выплат работнику, проходящему военную службу по контракту, заключенному для участия в СВО, независимо от срока действия такого контракта.
Работодателям могут дать льготы за софинансирование накоплений сотрудников
Минфин России предложил учитывать сберегательные взносы в пользу работников в составе расходов работодателя для целей налогообложения прибыли, а также ограничить их обложение страховыми взносами.
Кроме того, ведомство предлагает предусмотреть для доходов в рамках программы долгосрочных сбережений ставку НДФЛ от 13 до 15% (для выплат свыше 5 млн руб.).
Предполагается, что это позволит выравнять условия налогообложения по «долгосрочным продуктам».
Минфин рекомендовал таможне применять двухступенчатый метод для определения стоимости ввозимой в страну продукции
Как сообщают СМИ, в ФТС России было направлено письмо с пояснениями, какой курс валют применять при определении таможенной стоимости товаров.
Из него следует, что если расходы оплачиваются в рублях, но по договору они указаны в иностранной валюте, то для расчета стоимости импортной продукции нужно учитывать курс ЦБ РФ на момент отплаты.
Для затрат, производимых после ввоза товара в Россию, перерасчет в рубли происходит по курсу на дату регистрации декларации.
Новый метод вызвал обеспокоенность у импортеров, которые отмечают, что из-за колебаний курса рубля возможны переплаты или ошибки в расчетах.
Минфин предложил увеличить штрафы в сфере операций с драгоценными металлами
Штраф за нарушение правил учета ДМДК и изделий из них, непредоставление отчетности либо предоставление недостоверных сведений в информационную систему также может вырасти более чем в два раза (поправки к ст. 15.47 КоАП РФ).
Для юридических лиц он составит 100–120 тыс. руб. (сейчас — 50–80 тыс. руб.).
Правительство утвердило на новый срок положение о расчете средней зарплаты
В новой редакции положения сохранены все действующие правила расчета среднего заработка.
При этом скорректированы отдельные формулировки.
В частности, предусмотрен особый порядок определения среднего заработка для выплаты выходного пособия — его размер будет определяться путем умножения среднего дневного заработка на среднее число рабочих дней в месяце.
ФНС: выплата нерезидентам дохода в натуральной форме
При проведении валютных проверок в части выплат нерезидентам заработной платы минуя счета в уполномоченных банках налоговыми органами устанавливаются случаи получения нерезидентами дохода в натуральной форме, в том числе связанного с организацией работодателем-резидентом питания, проживания, медицинского обслуживания и оформления патентов для осуществления трудовой деятельности нерезидентов и иных услуг.
По мнению ФНС России, поскольку выплаты в натуральной форме не подпадают под определение валютных операций, такие выплаты не могут квалифицироваться как незаконные валютные операции, и осуществление резидентом таких выплат не образует состав административного правонарушения.
Если выплаты резидентами нерезидентам дохода в натуральной форме входят в систему оплаты труда, то их осуществление должно подтверждаться:
наличием коллективного или трудового договора, предусматривающего выплату дохода в натуральной форме; при этом доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не должна превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (вместе с тем получение нерезидентом дохода в натуральной форме с превышением установленной доли не является нарушением валютного законодательства);
наличием письменных заявлений работников на выплату заработной платы в натуральной форме;
наличием в справках о доходах и суммах налога физического лица кодов вида доходов, применяемых при использовании неденежной формы оплаты труда (2510, 2520 и 2530).
Если указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, то факт получения работниками-нерезидентами дохода в натуральной форме может подтверждаться:
удержанием работодателем с таких доходов НДФЛ, а также отражением таких доходов в справках о доходах и суммах налога физического лица через код 4800;
наличием договора работодателя-резидента со сторонней организацией, например, на организацию питания работников-нерезидентов;
иными документами, подтверждающими передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в пользу работников-нерезидентов (актами выполненных работ, счетами на оплату, платежными поручениями и т.д.).
ФНС может получить полномочия по комплексной оценке бизнеса
Разработанные поправки предлагают дополнить законодательство новой нормой, согласно которой ФНС России получит право проводить анализ (оценку) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице, имеющихся у налогового органа, и формировать результаты такой оценки для их предоставления в виде выписки юридическому лицу или — в случаях, предусмотренных законом, — иному лицу по его запросу.
По умолчанию результаты такой оценки являются налоговой тайной.
Предполагается, что налоговые органы будут проверять показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и иных сведений о компании на соответствие критериям, прописанным в методиках такого анализа.
Эти методики должна разработать ФНС России при участии Минфина России.
Если выписка с результатами оценки готовится по запросу третьего лица, то сначала она в обязательном порядке не позднее следующего рабочего дня должна быть предоставлена проверяемой компании.
Если организация, в отношении которой была проведена проверка, не согласна с содержащимися в выписке результатами, она вправе направить в налоговый орган заявление о корректировке, приложив подтверждающие документы.