АС Брянской области: платежи за коммерческую концессию и дивиденды все-таки должны включаться в таможенную стоимость
Компания импортировала брендированную продукцию (одежда, обувь и аксессуары) для последующей продажи на территории РФ через сеть розничных магазинов, а также через интернет-магазин.
По итогам проверки таможенные органы увеличили таможенную стоимость ввезенных товаров на следующие выплаты, ранее не включенные компанией в таможенную стоимость ввозимых товаров:
платежи за использование ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения, осуществленные по договору концессии;
дивиденды, перечисленные иностранному учредителю, который также являлся поставщиком товаров.
Суды трех инстанций приняли решение в пользу компании.
По мнению судов, таможенным органом не был доказан факт непосредственной связи поставляемых товаров с переданными ноу-хау, а также факт наличия в договорах условий, в соответствии с которыми в случае неуплаты лицензионных платежей за указанные права поставка и реализация товара прекращаются.
В части включения в структуру таможенной стоимости дивидендов суды согласились с обществом в том, что дивиденды не предусмотрены в качестве условия внешнеторговых договоров поставки и не относятся непосредственно к ввозимым товарам, поэтому не должны включаться в их таможенную стоимость.
Однако ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, по итогам которого суд первой инстанции поддержал таможенный орган.
Суд повторил выводы ВС РФ о том, что «методы таможенной оценки предназначены для обеспечения правильного таможенного обложения ввозимых товаров исходя из их действительной экономической ценности».
Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (роялти, лицензионные платежи) должны учитываться в качестве компонента таможенной стоимость в той мере, в которой они влияют на экономическую ценность товаров.
При этом совсем не обязательно, чтобы именно ввозимые товары являлись предметом лицензионных соглашений, а также чтобы выплата лицензионных платежей была названа договорами условием ввоза.
Необходимость уплаты лицензионных платежей может являться подразумеваемым условием импорта, без выполнения которого импортер не в состоянии приобрести товар, а экспортер ― не будет готов его продать.
При наличии внутригрупповых сделок уплата роялти может являться неким негласным условием импорта в силу принятых внутри группы компаний правил ведения деятельности, которые не находят прямого отражения в договорных условиях.
Если внутри группы компаний установлены требования по использованию объектов интеллектуальных прав, делающие возможным продажу товаров в страну импорта для последующей розничной торговли, то соответствующие платежи могут рассматриваться как элементы действительной стоимости товаров, которые должны быть учтены в таможенной стоимости.
Такой же подход к оценке влияния лицензионных платежей на таможенную стоимость товаров выражен в ряде рекомендаций Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации (рекомендуемые мнения 4.3 и 4.7, 4.11 и 4.12).
Суд проанализировал правоотношения сторон и отметил следующие факты:
компания, с которой было заключено концессионное соглашение, создана лицензиаром в целях осуществления функции посредника, предоставляющего розничным продавцам определенного коммерческого формата, посредством которого осуществляется продвижение товара на внутреннем рынке;
договор коммерческой концессии предполагает ограничения в выборе поставщиков;
поставщик осуществляет контроль за всеми этапами производства товара и одновременно контролирует объекты интеллектуальной собственности;
товары, маркированные товарным знаком и импортируемые обществом, подлежат реализации только в сети магазинов;
роль общества состояла исключительно в дистрибуции товаров, импорт товаров без заключения договора коммерческой концессии не предполагался;
полное расторжение договора коммерческой концессии повлечет за собой потерю права на ввоз маркированных товарным знаком товаров;
общество не могло приобретать у независимых поставщиков.
Общество пыталось обосновать отсутствие обязанности включать платежи по договору коммерческой концессии, предоставив доводы касательно трансфертного ценообразования в группе:
фактурная стоимость продукции рассчитывается в виде процентной надбавки к затратам продавца (метод «cost plus»);
данный метод применяется одинаково ко всем товарам, которые общество приобретает у продавца;
наценка определяется по принципу «на расстоянии вытянутой руки»;
цены соответствуют рыночным ценам, и отношения между сторонами не влияют на них.
Однако суд с этим выводом не согласился, поскольку:
общество не подтвердило, что цена соответствует обычной ценовой практике, так как ценообразование в группе является трансфертным;
не были представлены прайс-листы продавца/производителя, являющиеся публичной офертой, то есть предназначенные для любого независимого покупателя;
проверяемые товары никто, кроме общества, на территорию Таможенного союза не ввозил;
представленные документы не раскрывают действительную стоимость товара, «поскольку к ним не приведены сопоставимые величины для сравнения ввиду отсутствия таких величин»;
также не подтверждена доступность ввезенных товаров неограниченному кругу лиц по тем же ценам, что и для общества.
В итоге суд согласился с тем, что внутри группы установлены требования по использованию объектов интеллектуальных прав, делающие возможным продажу товаров в страну импорта для последующей розничной торговли, в том числе требования относительно использования внутригрупповых ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения.
В связи с этим соответствующие платежи должны быть включены в таможенную стоимость.
Суд также поддержал необходимость включения дивидендов в таможенную стоимость ввезенных товаров, признав, что в отсутствие полных и достоверных доказательств рыночного ценообразования в спорных сделках дивиденды обеспечивают получение продавцом части причитающегося ему дохода от продажи везенных товаров.
Обновлена форма заявления о выдаче разрешения на осуществление отдельных сделок
Минфин России опубликовал новую форму, с помощью которой заинтересованные лица могут составить заявление для получения разрешений на осуществление с лицами недружественных стран сделок, запрещенных Указами Президента РФ №№ 79, 81 и 618.
В соответствии с этими указами разрешение требуется для осуществления следующих сделок:
предоставление резидентами займов в рублях лицам недружественных стран;
предоставление резидентами нерезидентам займов в иностранной валюте (до конца марта при предоставлении займов в иностранной валюте лицам дружественных стран индивидуальное разрешение не требуется);
сделки с ценными бумагами/долями;
сделки с недвижимостью.
В форму были добавлены новые строчки:
информация об источниках финансирования сделки, если используются кредитные средства ― то детали привлечения кредита (кредитор, объем кредита, срок, процентная ставка);
информация о текущем объеме задолженности покупателя по кредитам/займам, привлеченным под сделки приобретения активов у нерезидентов;
информация об условиях опциона на заключение договора (при наличии);
информация о валюте платежа, а в случае иностранной валюты ― объем денежных средств, планируемых к приобретению на внутреннем валютном рынке РФ для осуществления платежа по сделке;
информация о ранее выданных заявителю либо аффилированным с ним компаниям разрешениях Правительственной комиссии.
Также напомним, что недавно был пересмотрен размер «добровольного» взноса, уплата которого является одним из условий для получения разрешения на осуществление сделки. Подробности см. в нашем выпуске LT in Focus.
Вскоре будет начата реализация новой программы долгосрочных сбережений
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Долгосрочные сбережения можно будет формировать за счет личных средств, а также пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии.
Участие в системе долгосрочных сбережений будет добровольным.
Накопленные средства можно будет использовать на получение дополнительного периодического дохода после 15 лет участия в программе или при достижении определенного возраста, а также на оплату дорогостоящих видов лечения и образования детей.
Для участия в формировании долгосрочных сбережений гражданин должен будет заключить соответствующий договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ).
Также такой договор смогут заключить юридические или физические лица в пользу третьих лиц.
Проектом также предусмотрена дополнительная финансовая поддержка в течение трех лет в отношении граждан, заключивших договор долгосрочных сбережений в период 2024–2026 годов и уплативших взносы в сумме не менее 2 тыс. руб. за год. В частности, государство софинансирует сбережения за счет средств федерального бюджета исходя из суммы уплаченных гражданином взносов и размера среднемесячного дохода, но не более 36 тыс. руб. в год.
На средства, формируемые гражданами по договорам долгосрочных сбережений, будет распространена система гарантий ― предельный размер гарантий составит 2,8 млн руб.
В случае принятия документ вступит в силу 1 января 2024 года.
В законодательстве закрепят параметры предоставления государственной поддержки технологическим компаниям
Разработанный Правительством РФ законопроект закрепит понятия «технологическая компания», «малая технологическая компания» (МТК), «инновационная технология» и критерии по определению МТК.
МТК должна будет одновременно соответствовать следующим критериям:
выручка ниже определенного Правительством РФ порога;
определенный вид экономической деятельности;
соответствие уровня научно-технического потенциала организации уровню, определенному Правительством РФ;
наличие возможности для применения/внедрения инновационных технологий при разработке и/или производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ).
Отнесение организации к МТК будет осуществляться на основании результатов экспертизы путем включения сведений в соответствующий реестр.
Включение МТК в реестр будет являться инструментом для получения мер государственной поддержки.
Реестр также станет «витриной» для потенциальных частных инвесторов.
Минфин России: определение остаточной стоимости основных средств, включающей величину оценочного обязательства, при исчислении налога на имущество
Согласно НК РФ при определении базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.
В соответствии с правилами бухгалтерского учета стоимость основных средств в отдельных случаях может включать величину оценочного обязательства.
По мнению ведомства, в такой ситуации для целей расчета налога остаточная стоимость основного средства принимается без учета величины оценочного обязательства (за вычетом амортизации в части, относящейся к данному оценочному обязательству).