Закон о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики
Среди основных поправок:
снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со 100 до 80 млн руб., суммы доходов и суммы активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.;
возможность привлечения (по решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России) должностных лиц территориальных налоговых органов к проведению проверок по трансфертному ценообразованию;
исключение из периметра группы для применения ИТ-льгот иностранных лиц (важно для признания ПО/БД собственным и расчета доли квалифицируемых доходов);
продление временного порядка учета курсовых разниц;
продление моратория на привлечение к ответственности за непредоставление сведений, подтверждающих финансовые результаты КИК, и др.
Пакет законов, целью которых является установление законодательной базы для регулирования майнинга цифровых валют в РФ и их потенциальное использование в расчетах с иностранными контрагентами в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР) в будущем.
Подписан указ об условиях замещения суверенных евробондов России
Документ устанавливает, что замещение государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, осуществляется на основании волеизъявления держателей евробондов с учетом ряда требований.
Замещение производится путем получения Минфином России евробондов от держателей долговых бумаг с последующим переводом на свой счет в центральном депозитарии и передачей взамен замещающих еврооблигаций.
Если передача евробондов невозможна из-за санкций, то замещение еврооблигаций осуществляется через уступку прав.
Замещающие бумаги будут зачисляться на открытые в российском депозитарии счета депо держателей еврооблигаций РФ.
ФНС России: когда необходимо уведомить налоговые органы о зарубежных счетах партнеров из международной группы?
Напомним, с 1 июля 2024 года вступили в силу новые нормы, согласно которым юридические лица — резиденты, входящие в одну МГК с нерезидентами, должны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) таких нерезидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ.
Также необходимо представлять отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам.
ФНС России уточнила, что новые положения применяются следующим образом:
требования о представлении уведомлений об открытии счетов (вкладов) распространяются только на счета (вклады), открытые начиная с 1 июля 2024 года;
требования о представлении уведомлений о закрытии счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) применяются ко всем счетам (вкладам), которые закрыты или реквизиты которых изменены после 1 июля 2024 года.
Налоговый орган ОАЭ призывает юридические лица, получившие лицензию в июне, зарегистрироваться для уплаты налога на прибыль до 31 августа 2024 года
Ведомство подчеркнуло важность соблюдения налогоплательщиками сроков регистрации, установленных для каждой категории.
Эти сроки были ранее объявлены в различных официальных СМИ.
Соблюдение этих сроков необходимо для того, чтобы избежать соответствующих административных штрафов.
Ведомство также уточнило, что сроки подачи заявлений о регистрации лиц, облагаемых налогом на прибыль, распространяются как на юридических, так и на физических лиц, включая лиц-резидентов и лиц-нерезидентов.
Все категории лиц могут ознакомиться с конкретными сроками, решениями, публичными разъяснениями и другими соответствующими публикациями на официальном сайте.
Регистрационное заявление может быть подано через онлайн-платформу цифровых налоговых услуг или в государственных центрах обслуживания по всей территории ОАЭ.
НПЗ, просрочившим ввод установок, могут продлить выплату инвестиционной надбавки по акцизам
Минфин России разработал законопроект о продолжении применения до 1 января 2033 года инвестиционной надбавки к «обратному» акцизу на нефть.
Ведомство предлагает разрешить такие выплаты в том случае, если налогоплательщик соответствует критериям, установленным решением Президента РФ.
Документом также отменяется правило одновременного обнуления «демпфера» и по бензину, и по дизельному топливу в случае превышения установленных порогов отклонения от условных цен только по одному виду топлива.
Если законопроект будет принят, то он может вступить в силу 1 января 2025 года.
Нарушителей могут освобождать от наказания после заключения соглашения с государством
Минюст России разработал проект изменений, которые вносятся в КоАП России и призваны мотивировать россиян, преступивших закон, предотвращать вредные последствия злодеяний. Согласно планируемым поправкам нарушителей не будут наказывать, если они заключат указанное соглашение и исполнят его.
Для того чтобы граждане не смогли злоупотреблять новой возможностью, сроки давности привлечения к ответственности и производство по делу планируется приостанавливать до момента исполнения договора. А в случае рецидива с тем, кто не исполнил первое соглашение, новое заключать не будут.
Блогеров могут заставить получать лицензию на ведение образовательной деятельности
Группа депутатов подготовила пакет законопроектов, в соответствии с которым блогеры не смогут продавать россиянам курсы и тренинги, если у них не будет лицензии на оказание образовательных услуг.
Также предлагается прописать в законе, что информационно-консультационные услуги не являются образовательными.
Минфин России: нужно ли при расчете НДФЛ и страховых взносов учитывать расходы на оформление УКЭП для работника
Действующие нормы ТК РФ разрешают работодателю принять решение о введении электронного документооборота.
При этом работодатель несет расходы на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.
Учитывая, что такие расходы связаны с производственной необходимостью (не для личных целей работника), они не признаются объектом обложения страховыми взносами и НДФЛ.
Минфин России: исчисление НДС при оказании иностранной организацией агентских услуг
Резидент Узбекистана оказывал российской организации агентские услуги по оплате поставляемых товаров от контрагентов из КНР.
Агент осуществлял оплату, а российская организация (принципал) возмещала агенту средства за оплаченный товар, а также выплачивала агентское вознаграждение.
Возник следующие вопрос — территория какого государства будет признаваться местом оказания услуг?
Ведомство пояснило, что агентские услуги не поименованы в перечне услуг, облагаемых по месту нахождения покупателя, в связи с чем они не признаются оказанными на территории РФ.
Соответственно, налогообложения в России в данном случае не возникает.
Минфин России: обложение налогом на имущество горных выработок
Ведомство пояснило, что горные выработки относятся к недвижимости, поэтому облагаются налогом на имущество.
Что касается возможности отнесения горных выработок к объектам природопользования, не облагаемым налогом на имущество, Минфин России уточнил, что к таким объектам не относятся сооружения, инженерно-строительные объекты, потребительские свойства которых со временем изменяются.
ВС РФ: списание расходов незавершенного строительства в расходы в случае отказа от строительства
Участники КГН осуществляли расходы на реализацию инвестиционных проектов, включая затраты на разработку рабочей и сметной документации.
Впоследствии от проектов было решено отказаться.
Тем не менее понесенные расходы были учтены при исчислении налога на прибыль в качестве «других обоснованных внереализационных расходов», что и стало причиной спора с налоговыми органами.
Как указал налоговый орган, НК РФ установлен прямой запрет на вычет расходов, связанных с созданием амортизируемого имущества.
К «другим обоснованным внереализационным расходам» могут быть отнесены только те расходы, которые отдельно не упомянуты в иных положениях НК РФ, регулирующих налогообложение прибыли предприятий.
При этом отказ от создания объекта амортизируемого имущества не влечет за собой переквалификацию расходов и изменение порядка их учета.
Прямые нормы НК РФ предусматривают возможность вычета только расходов на ликвидацию объектов незавершенного строительства, но не саму сумму инвестиций в такие объекты.
Суды трех инстанций поддержали доводы налогового органа.
Налогоплательщик обратился в ВС РФ, который передал дело на рассмотрение Коллегии по экономическим спорам.
ВС РФ счел заслуживающими внимания приведенные налогоплательщиком доводы:
позиция, в соответствии с которой отказ налогоплательщика от создания амортизируемого имущества означает невозможность учета уже произведенных расходов, противоречит положениям НК РФ, в том числе ст. 252 НК РФ;
на начало осуществления соответствующих расходов не было разумных сомнений в том, что они направлены на будущее извлечение прибыли.
Рассмотрение дела назначено на 24 августа 2024 года.
Если ВС РФ встанет на сторону налогоплательщика, то это будет переломный момент в текущей судебной практике, касающейся вопроса вычета расходов на незавершенное строительство, которая сейчас в большинстве своем поддерживает налоговые органы:
дело № А35-4933/2022 (расходы на строительство торгового центра);
дело № А40-104523/2022 (расходы на проведение инженерных изысканий, разработку проектной и сметной документации для создания объектов капитального строительства);
дело № А40-98004/2020 (расходы на разработку проектной и конструкторской документации);
дело № А40-186632/2018 (на разработку проектной документации).
Турция приняла закон о проведении налоговой реформы, включающий минимальный глобальный налог по Pillar 2
Налоговой орган Турции объявил о публикации закона, содержащего меры по реформированию налоговой системы, включая введение глобального минимального налога (GLoBE).
Эти меры предусматривают внутренний минимальный налог (domestic minimum top-up tax), правило включения доходов (income inclusion rule, IIR) и правило для доходов, которые не были в достаточной мере обложены дополнительным налогом (undertaxed profits rule, UTRP), которые применяются к международным группам компаний (МГК) с годовым доходом, превышающим эквивалент 750 млн евро в турецких лирах, хотя бы в двух из четырех предшествующих отчетных периодов.
Правило IIR вводится в отношении налоговых периодов начиная с 1 января 2024 года, UTRP — с 1 января 2025 года.
К числу других важных мер, предусмотренных законом, относятся:
введение внутреннего минимального налога на прибыль организаций (отдельно от глобального минимального налога), предусматривающего, что налог не может быть ниже 10% всей прибыли организации до вычетов, с исключением для организаций в первые три года работы;
увеличение ставки налога на прибыль с 25% до 30%, полученную в рамках модели «строительство — эксплуатация — передача» и проектов государственно-частного партнерства;
введение нового условия для освобождения от уплаты налога на прибыль инвестиционных фондов и партнерств, инвестирующих в недвижимость, которое предусматривает, что для применения освобождения не менее 50% дохода от недвижимости должно быть распределено в качестве дивидендов к концу второго месяца после подачи налоговой декларации за отчетный период, в котором был получен доход;
изменение правил освобождения для предприятий, работающих в свободных зонах, — освобождение будет применяться только к доходам от экспорта и больше не будет распространяться на доходы от продаж на внутреннем рынке;
возможность отказаться от вычета входного НДС, перенесенного на будущие периоды, и включить такой входной НДС в расходы по налогу на прибыль.
Остальные меры закона в целом применяются с 2025 года, за исключением меры по НДС, которая вступила в силу 1 января 2023 года.