В Госдуму РФ внесен новый законопроект о майнинге криптовалют
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что законопроект постараются принять в трех чтениях уже в декабре.
Предполагается, что он начнет действовать уже с февраля следующего года.
С чего все начиналось?
Напомним, в начале года ЦБ РФ опубликовал доклад, в соответствии с которым предложил ввести запрет на выпуск, обращение и обмен криптовалют, а также их майнинг.
Жесткую позицию регулятора не поддержали Минфин России и Правительство РФ.
Позже все ведомства пересмотрели подход к цифровым валютам и пришли к выводу о необходимости их использования при осуществлении трансграничных расчетов.
В сентябре появилась информация, что ведомства согласовали в том числе законопроект, касающийся добычи криптовалюты.
Законопроекты о майнинге в Госдуме РФ
Первая попытка узаконить майнинг была предпринята еще весной этого года от фракции партии «Новые люди».
Так в мае в Госдуму РФ был внесен законопроект, который раскрывал определения «майнинг», «майнинг-пул», «оператор майнинга», «организация обращения цифровой валюты» (подробнее см. в выпуске LT от 20 мая 2022 года).
В октябре инициатива была отклонена из-за «фрагментарного и явно недостаточного характера» законопроекта.
Сейчас предпринята вторая попытка.
Авторами законопроекта выступили 16 депутатов, представляющих все пять фракций Госдумы РФ. Отмечается, что документ учитывает мнения ЦБ РФ и Минфина России.
О чем текущий законопроект?
Инициатива закрепляет понятия «майнинг» и «майнинг-пул»
Майнингом будет считаться проведение математических вычислений для создания цифровой валюты и/или получения вознаграждения в цифровой валюте.
Такие вычисления должны производиться путем эксплуатации вычислительной техники для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра.
Если несколько разных владельцев захотят объединить мощности своих вычислительных устройств, то речь уже будет идти о майнинг-пуле.
Требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
Контроль (надзор) за соблюдением установленных требований будет обеспечивать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом министров.
Лицо, «добывшее» криптовалюту, должно будет отчитаться об этом в налоговые органы.
Разъяснено как может быть реализована криптовалюта
Майнеры смогут продать полученную ими в результате майнинга криптовалюту, однако такие сделки по общему правилу будут возможны только через иностранную инфраструктуру.
На эти операции не будут распространяться требования валютного контроля.
С использованием российской информационной системы майнеры смогут проводить сделки с криптовалютой только через уполномоченные организации в рамках экспериментального правового режима.
В связи с этим предполагается, что позже будет опубликован и другой законопроект, вносящий изменения в законодательство в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.
Вводятся новые запреты
Рекламировать криптовалюту или каким-то другим образом предлагать ее неограниченному кругу лиц будет запрещено.
Почему это важно?
Несмотря на то что деятельность по «добыче» цифровых валют получила в РФ активное развитие, она до сих пор законодательно не урегулирована.
Авторы инициативы полагают, что принятие законопроекта позволит «легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей».
Несколько интересных фактов о майнинге в России
Россия находится в числе лидеров по «добыче» биткоина;
на «добытчиков» цифровых валют в России приходится более 2% от общего объема потребляемой электроэнергии. Это больше, чем сельское хозяйство;
в российских судах в последнее время распространены споры между майнерами и сбытовыми компаниями ― последние успешно взыскивают задолженность за неучтенное бездоговорное использование электричества для майнинга или некорректное применение тарифов, причем зачастую в существенных размерах (см. например, №№ А19-6657/2021, А82-2886/2021, А64-4679/2022);
общая выручка российских майнеров всех видов популярных криптовалют в 2022 году составит около 964 млн долл. США, или 50,6 млрд руб.
Судебная практика: расходы на выкуп собственных акций с последующим их погашением в рамках уменьшения уставного капитала не включаются в расход для целей исчисления налога на прибыль
Российское общество уменьшило свой уставный капитал, выкупив часть собственных акций и погасив их.
Затраты на выкуп акций были учтены для целей налогообложения прибыли.
С этим не согласилась налоговая инспекция.
При реализации или ином выбытии (в том числе погашении номинальной стоимости) расходы налогоплательщика определяются исходя из цены приобретения ценных бумаг.
Однако, по мнению инспекции, эти положения неприменимы к уменьшению уставного капитала посредством выкупа собственных акций.
Учитывая нормы гражданского законодательства, в данном случае совершаются две обособленные операции:
выкуп собственных акций;
их последующее погашение.
При этом выкуп собственных акций не является реализацией или иным выбытием ценных бумаг, поскольку:
не происходит отчуждения объектов гражданских прав;
владельцем ценных бумаг остается сам налогоплательщик;
налогоплательщик впоследствии может перепродать или аннулировать полученные акции.
В обоснование своих выводов инспекция сослалась на позицию Минфина России, выраженную в 2020 году.
Налогоплательщик же привел противоположные, но более ранние разъяснения 2019 и 2020 годов, из которых следует, что налоговые последствия таких операций относятся к реализации ценных бумаг.
Суд первой инстанции вынес решение в пользу налогового органа.
В части писем Минфина России он отметил, что датирование письма, на которое ссылается налоговый орган, более поздней датой свидетельствует о его преимущественном использовании.
Более того, приведенные обществом разъяснения касались другого вопроса ― включения в налогооблагаемый доход дивидендов, полученных акционерами при распределении имущества другого ликвидируемого общества или выходе/выбытии из него.
Кроме того, суд усомнился в экономической обоснованности расходов общества.
По заявлению общества, целями выкупа были создание дополнительного спроса на акции компании, увеличение котировок и финансовых показателей, снижение рисков смены собственника или поглощения.
Однако общество не представило документы, подтверждающие эти намерения.
Кроме того, было выкуплено всего 1,2% акций, что, по мнению суда, не могло способствовать достижению заявленных целей.
Интересно, что при этом суд одобрил включение в налоговую базу расходов общества на услуги регистратора, связанные с выкупом и погашением.
Предлагается уточнить состав РИД, на которые распространяется региональная льгота по налогу на прибыль
В 2021 году субъектам РФ предоставили право снижать региональную часть ставки налога на прибыль в отношении прибыли от предоставления по лицензионному договору прав на использование принадлежащих налогоплательщику результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Теперь в данную норму предлагают внести изменения:
право на льготную ставку могут оставить только российским организациями (сейчас льгота распространяется на всех налогоплательщиков);
может быть конкретизирован перечень РИД, в отношении которых будет предоставляться льгота:
- изобретения, полезные модели и промышленные образцы, если они удостоверены патентами (как российскими, так и зарубежными); - селекционные достижения, удостоверенные российскими патентами; - программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.
Сейчас перечень РИД для применения льготы на уровне НК РФ ничем не ограничен, однако регионы вправе самостоятельно определить виды РИД, в отношении которых они предоставят льготу.
Реестр РЭП дополнится сведениями об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта
С 1 января 2023 года реестр российской радиоэлектронной продукции (РЭП) дополнится сведениями об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта.
Соответствующее постановление подписано 16 ноября 2022 года.
Напомним, что с 1 января 2023 года для налоговых целей вводится «супервычет» на российские решения в области искусственного интеллекта.
В частности, первоначальную стоимость российской радиоэлектронной продукции для налоговых целей можно будет формировать с учетом коэффициента 1,5.
В Совет Федерации поступит предложение по «замораживанию» активов покинувших РФ владельцев крупных предприятий
По сообщениям СМИ, глава комитета Совета Федерации предложил «заморозить» активы на территории РФ и транзакции с территории РФ в отношении некоторых лиц, покинувших страну после февральских событий.
Речь в первую очередь идет о владельцах крупных предприятий, приобретенных в рамках приватизации, и руководителях институтов развития или государственных корпораций.
Письмо содержит и пакет мер в отношении лиц, отказавшихся от российского гражданства или имеющих гражданство недружественных стран.
Среди них ― решение о доначислении налогов по сделкам, совершенным с имуществом, долями, ценными бумагами после 24 февраля 2022 года, по ставке 30–50%.
Напомним также, что недавно был анонсирован законопроект о введении налога на выход из российского гражданства (см. в выпуске LT от 3 ноября 2022 года).
Банки могут привлечь к ответственности за непредоставление данных о клиентах
Соответствующие поправки планируется внести в ст. 15.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение требований антиотмывочного законодательства.
Инициаторы предлагают установить штрафные санкции за непредоставление финансовыми организациями по запросу Росфинмониторинга данных об идентификации клиентов в виде административных штрафов для должностных лиц в размере 30–50 тыс. руб., а для юридических лиц — 300–500 тыс. руб.
Напомним, что к данным об идентификации, собираемым в целях установления и подтверждения достоверности сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, относятся:
Ф. И. О., гражданство, дата рождения;
реквизиты документа, удостоверяющего личность;
биометрические персональные данные и др.
По данным Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в I квартале 2022 года составил около 740 млрд руб.
Сумма ущерба, назначенная к возмещению судами по уголовным делам о легализации незаконных доходов, составляет почти 8,5 млрд руб.
На законопроект уже дали положительные заключения Правовое управление и Комитет по финансовому рынку, а также большинство фракций Госдумы РФ.
Некоторые депутаты отмечают, что суммы штрафов необходимо увеличить.
ЦБ РФ считает, что законопроект следует синхронизировать с другим рассматриваемым в настоящее время проектом о совершенствовании процедур идентификации.
Сам текст законопроекта пока официально не опубликован.
Некоторые антисанкционные особенности обращения лекарственных средств продлены до конца 2023 года
В 2022 году были введены некоторые послабления в части внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат, в случае дефектуры лекарств в связи с введением антироссийских санкций или риска ее возникновения.
Эти послабления продлены и на 2023 год.
Помимо этого, разрешено проведение экспертизы качества лекарственных препаратов в месте производства с использованием оборудования производителя.
Также скорректирована упрощенная процедура государственной регистрации отдельных лекарственных препаратов, введенная во избежание дефицита лекарств и перебоев с их поставками из-за антироссийских санкций.
Иностранным инвесторам проекта было предложено принять доли в новом операторе: японская Sodeco и индийская ONGC согласились, а американская ExxonMobil вышла из проекта.
Президентский указ, помимо процесса передачи долей в новом операторе, предусматривает также возможность проведения финансового, экологического, технологического и иного аудита в отношении иностранных инвесторов.
Перечень иностранных инвесторов, в отношении которых будет проводиться аудит, утверждается Правительством РФ.
Цель такого аудита ― определить нанесенный действиями иностранных инвесторов ущерб.
аудит проводится за весь период действия соглашения, в течение 60 дней со дня утверждения перечня лиц, в отношении которых он проводится;
финансовый аудит проводит Минфин России, технологический аудит ― Ростехнадзор, экологический ― Росприроднадзор, но могут быть привлечены и иные ведомства;
в случае выявления фактов нанесения ущерба отчет по итогам аудита должен содержать оценку такого ущерба в денежном выражении, а также перечень лиц, обязанных его возместить;
отчет по результатам аудита предоставляется в Минэнерго России в течение 15 дней со дня окончания аудита и затем направляется в Правительство РФ.
Опубликован законопроект о снижении ставки НДС на социально значимые товары
Депутаты внесли в Госдуму РФ законопроект о снижении ставки НДС на отдельные социально значимые категории товаров.
Законопроектом предлагается установить ставку НДС в размере 5% (сейчас ставка 10%) при реализации следующих категорий товаров:
продовольственные товары (мясо, молоко, яйца, сахар, хлеб и др.);
детские товары (одежда, игрушки, мебель и др.);
книжная продукция и печатные издания;
медицинские товары отечественного и иностранного производства.
По мнению депутатов, данная мера простимулирует экономическую активность населения, что в свою очередь позволит увеличить рост ВВП в перспективе трех лет до 1% дополнительного роста.
Правительство РФ законопроект не поддерживает, поскольку его принятие приведет к существенным выпадающим доходам бюджета.
Минфин России готовит проект реформы накопительной пенсии
Соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму РФ уже до 30 декабря текущего года.
По данным СМИ, ключевыми в новой системе будут принцип добровольности и налоговые льготы, а также передача гражданам пенсионных накоплений, «замороженных» с 2014 года.
Главным инструментом стимулирования накоплений станет система индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).
В частности, на пенсионный план будет ориентирован ИИС нового, третьего типа (ИИС-III).
Минфин России: при страховании предпринимательского риска задолженность контрагента не учитывается в составе резерва по сомнительным долгам
Минфин России прокомментировал порядок учета просроченной задолженности контрагента в составе резерва по сомнительным долгам, если предпринимательский риск был застрахован.
По мнению ведомства, страховое возмещение, полученное при наступлении страхового случая, подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Соответственно, поскольку возмещение полностью покроет задолженность контрагента, нет оснований для ее включения в состав резерва по сомнительным долгам.
Минфин России: учет процентного расхода за период открытия короткой позиции по ценной бумаге, если был получен убыток
Минфин России разъяснил порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами.
Напомним, что для целей налогообложения короткая позиция по ценной бумаге открывается, когда покупатель по первой части РЕПО отчуждает соответствующие ценные бумаги.
Если по данным ценным бумагам начисляется процентный/купонный доход, то налогоплательщик должен его отразить в налоговом учете за время открытия короткой позиции, признав накопленный расход на дату закрытия этой короткой позиции или на последнее число отчетного (налогового) периода, если короткая позиция не закрылась.
Следовательно, датой признания накопленного расхода, начисленного за период короткой позиции, является дата закрытия такой короткой позиции или последнее число отчетного (налогового) периода.
Если в отчетном (налоговом) периоде был получен убыток, то процентный расход, начисленный в одном отчетном периоде, может быть учтен в последующие отчетные периоды (внутри налогового периода), когда будет получен процентный доход, облагаемый налогом по соответствующей ставке.