Роль экосистем и маркетплейсов в развитии малого и среднего предпринимательства
в России

Экосистемы и маркетплейсы стали эффективным инструментом поддержки МСП в России, особенно во время кризиса, вызванного пандемией. Маркетплейсы оказались основным драйвером роста МСП и принесли предпринимателям около трети выручки, при этом большинство опрошенных (73%) отметили рост выручки за счет сотрудничества с маркетплейсами. Также маркетплейсы помогли предпринимателям решить ключевую проблему доступа к потребителю — после пандемии она впервые стала одной из наименее существенных. Каждый четвертый предприниматель сохранил бизнес за счет сотрудничества с маркетплейсами.

Маркетплейсы и экосистемы стали главным драйвером выручки МСП в последние годы

С 2018 по 2021 год доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла с 12 до 39%. 60% опрошенных начали или расширили работу с этим растущим каналом после пандемии в 2020 году. Сегодня МСП составляют более 70% от всех продавцов на маркетплейсах.

Маркетплейсы положительно влияют на выручку предпринимателей: в 2021 году они принесли МСП около трети выручки. 73% предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%.

Каждый четвертый опрошенный ДРТ заявил, что работа с маркетплейсами позволяет сохранить бизнес. А около 13% МСП выбирают реализацию товаров исключительно на маркетплейсах.

Благодаря маркетплейсам предприниматели решили проблему доступа к потребителю

До пандемии предприниматели называли проблему доступа к потребителю в числе ключевых. Но к 2022 году, в результате роста интернет-торговли, развития маркетплейсов и выхода на них МСП, эта проблема стала наименее существенной.

Наиболее актуальные проблемы МСП: техническая сложность в ведении отчетности (1,58 баллов из 3), высокая стоимость финансирования бизнеса (1,49), логистические проблемы (1,44) и высокая административная нагрузка (1,38).

Самые популярные функции маркетплейсов для МСП: доставка товаров (используют 49% опрошенных), продвижение бренда на маркетплейсе (47%), расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг (44%), хранение товаров (40%).

Помимо инструментов маркетплейсов представители МСП пользуются расширенным функционалом экосистем

72%

Большинство крупных маркетплейсов развиваются в рамках экосистемой модели бизнеса: Ozon и Wildberries образуют собственные экосистемы, а Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет входят в экосистему материнских компаний.

84%

Поэтому представители МСП также получают доступ к широкому набору сервисов экосистем, и ими пользуются большинство (72%) опрошенных предпринимателей. Чаще всего к ним обращаются малые и средние компании (84%).

58%

Наиболее значимые стимулы для предпринимателей начать или расширить работу с маркетплейсами: доступ к потребителю (58%), доступ к новой географии (46%), возможность пользоваться логистическими услугами маркетплейса или экосистемы (24%).

Россия примерно в три раза уступает крупнейшим экономикам мира по вкладу сегмента МСП в ВВП

Вклад субъектов МСП в ВВП России в 2021 году составил 20%, что примерно в три раза ниже, чем в крупнейших экономиках мира.
Наиболее актуальными проблемами МСП в 2022—2023 годах станут оптимизация администрирования бизнеса, логистика и доступ к ресурсам.
При этом сегмент МСП в России мог бы вырасти за счет роста количества субъектов, производительности труда и занятости.
Экосистемы и маркетплейсы могут помочь МСП справиться с вызовами в текущий кризис так же, как и во время пандемии. Но для этого важно, чтобы экосистемные компании оставались устойчивыми и продолжили развиваться — в текущей экономической ситуации это будет сложнее, в том числе и для платформенных компаний. Однако экосистемы имеют все шансы относительно быстро вернуться к докризисным темпам роста, если на них не будет наложено дополнительной регуляторной нагрузки. Это положительно скажется и на МСП,
Виталий Михальчук, руководитель Исследовательского центра ДРТ.
Материалы по теме

Системный подход к экосистемам

Екатерина Трофимова — о том, почему онлайн-платформы нужны и малому бизнесу, и государству.

Пандемия COVID-19 особенно негативно сказалась на малом и среднем бизнесе во всем мире. Значительную роль в поддержке этого сектора оказали именно онлайн-платформы и экосистемы. Партнер департамента управления рисками «Делойт» в СНГ Екатерина Трофимова предлагает возможные пути развития такого сотрудничества и участия государства на этом рынке.

Екатерина Трофимова
Партнер компании ДРТ
Релевантные услуги
Исследовательский центр ДРТ
Наши исследовательские проекты помогают клиентам определять направления развития бизнеса, планировать операционные изменения, а также способствуют совершенствованию государственной экономической политики.

Контактная информация