Расширение применения офсетных контрактов, ограничение расходов регионов на ГЧП, концессии в космической отрасли
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
в Госдуму РФ внесен законопроект № 667365−8, предусматривающий расширение сферы применения офсетных контрактов (далее ― «Законопроект № 667365−8»);
Госдума РФ приняла закон об ограничении расходов регионов на ГЧП;
Госдума РФ приняла законопроект № 578594−8 об использовании ГЧП в космической отрасли (далее ― «Законопроект № 578594−8»).
В Госдуму РФ внесен законопроект о расширении применения офсетных контрактов
В Госдуму РФ внесен Законопроект № 667365−8 ― он предусматривает ряд поправок к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе», направленный на устранение пробелов в закупочном законодательстве. Ключевым изменением является расширение использования офсетных контрактов (контрактов со встречными инвестиционными обязательствами).
Поправки в Законопроекте № 667365−8 предусматривают возможность для заказчиков проводить совместные закупки, что позволит одному поставщику удовлетворять потребности сразу нескольких заказчиков в одном регионе. Это расширяет существующий механизм централизованных закупок, который в некоторых случаях оказывается неприменим из-за сложностей с передачей средств уполномоченному органу (например, средств обязательного медицинского страхования).
Кроме того, изменения коснутся предмета офсетных контрактов. Если ранее таким образом можно было закупать только промышленную продукцию, то теперь ограничения снимаются и предметом офсетного контракта может стать любой товар, производство которого создано или модернизировано в России, включая продукцию агропромышленного комплекса и семена.
Представляется, что такой шаг несет большой потенциал для инфраструктурного развития нашей страны, поэтому можно однозначно поддержать эту законодательную инициативу.
Принят закон об ограничении расходов регионов и муниципалитетов на выплаты по проектам ГЧП
10 июля 2024 года Госдума РФ приняла закон, ограничивающий расходы регионов и муниципалитетов на выплаты по проектам ГЧП. Совет Федерации также единогласно поддержал эти изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Итоговый текст закона отличается от первоначальной редакции Законопроекта № 639660−8, о которой мы писали в одном из предыдущих выпусков. Ограничение в 10% расходов бюджета на концессии, соглашения о ГЧП и договоры финансовой аренды (лизинга) будет применяться только к регионам и муниципалитетам, получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Изначально предполагалось, что это ограничение будет действовать для всех регионов и муниципалитетов.
Для концессий уточнен вид финансовых обязательств концедента: теперь это не только плата концедента, но и капитальный грант. В части соглашений о ГЧП (СГЧП) формулировка осталась неизменной, что может вызвать разночтения: под обязательства перед частным партнером могут подпадать как прямые, так и безусловные финансовые обязательства публичного партнера.
Если расходы превышают 10% утвержденного объема доходов бюджета, то регион или муниципалитет сможет выполнять только обязательства, принятые до 1 января соответствующего года. В случае превышения новые обязательства приниматься не будут.
Поправки также уточняют положение об ограничении объема государственного (муниципального) долга с учетом обязательств по ГЧП-проектам и договорам финансовой аренды. Для концессий учитывается не только плата концедента, но и капитальный грант, тогда как для СГЧП точный вид обязательств не конкретизирован.
Принятые поправки не распространяются на уже заключенные соглашения. Изменения начнут действовать для соглашений, заключенных с 1 января 2025 года. Теперь ожидается подписание закона и его вступление в силу.
Госдумой РФ принят закон о применении механизмов ГЧП в космической отрасли
Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях Законопроект № 578594−8, регулирующий использование концессионных соглашений и СГЧП в космической отрасли.
Объекты космической инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности (за исключением объектов двойного и военного назначения), согласно Законопроекту № 578594−8 могут быть переданы концессионерам или частным партнерам по ГЧП-соглашениям. Также вводится понятие «космический объект», а государственная корпорация «Роскосмос» получает полномочия заключать от имени Российской Федерации концессионные соглашения и соглашения о ГЧП, а также выполнять функции концедента и публичного партнера при наличии соответствующего решения Правительства РФ.
Как мы уже писали ранее, Законопроект № 578594−8 направлен на привлечение инвестиций в развитие космической отрасли России и увеличение доли участия российских частных компаний на мировом рынке космической деятельности. Принятие этого закона обеспечит создание полноценной орбитальной группировки космических аппаратов для оперативного мониторинга Арктической зоны.
Такие изменения также позволят государству и представителям частного бизнеса сотрудничать в развитии космических технологий, что обеспечит качественную связь и интернет-услуги на всей территории России, включая отдаленные регионы и Арктическую зону.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.