Обзоры
Новости ГЧП

Единый инвестиционный стандарт, инфраструктурные бюджетные кредиты и инвестиционное сотрудничество стран БРИКС

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • Минэкономразвития России подготовило изменения в Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» в части установления единых правил привлечения инвестиций в регионы;

  • Правительство РФ предлагает повысить ставки по инфраструктурным бюджетным кредитам при невыполнении регионами целевых показателей;

  • страны БРИКС нацелены на развитие общего инвестиционного поля путем создания новой инвестиционной платформы и реализации совместных с РПФИ проектов;

  • в Госдуме РФ был поднят вопрос о необходимости доработки механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ.

Внедрение инвестиционного стандарта для развития регионов

Минэкономразвития России предлагает закрепить на законодательном уровне региональный инвестиционный стандарт, который уже несколько лет используется для привлечения капитальных вложений в субъекты РФ. Этот стандарт помог создать унифицированные правила взаимодействия с инвесторами и развил в каждом регионе собственную инвестиционную инфраструктуру, включая такие обязательные элементы, как инвестиционные декларации, инвестиционные карты, агентства инвестиционного развития и инвестиционные комитеты.

На данный момент стандарт активно действует, но не имеет полноценного юридического статуса, что делает его работу менее устойчивой и повышает риски для участников инвестиционных проектов. Новый законопроект, который еще не поступил на рассмотрение в Госдуму РФ, должен укрепить позиции стандартов, позволив регионам официально утверждать инвестиционные декларации, назначать специализированные агентства для привлечения инвестиций и создавать более прозрачные условия для представителей бизнеса.

В проекте изменений, подготовленном Минэкономразвития России, вводится понятие «муниципальный инвестиционный профиль», который будет учитывать особенности отдельных территорий и более четко распределять ответственность между регионами и муниципалитетами, чьи ресурсы для комплексной работы с инвесторами пока ограничены. Отдельные регионы уже экспериментируют с созданием проактивной инвестиционной политики, формируя запросы на инвестиционные проекты в конкретных местах. Эти проекты планируется размещать на федеральной инвестиционной карте, что позволит предпринимателям видеть открытые возможности и предлагать свои решения.

Законодательное закрепление инвестиционного стандарта создаст единые правила работы с инвестициями, а также улучшит устойчивость инвестиционных инициатив, что, на наш взгляд, сделает регионы России более привлекательными для осуществления вложений и положительно повлияет на развитие экономики на местах.

Регионы могут потерять льготы по кредитам при невыполнении целевых показателей

Правительство РФ предложило ужесточить условия предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) регионам: если они не выполнят установленные целевые показатели, то процентная ставка по кредитам возрастет с 3% до 6%. На текущий момент в рамках программы распределено уже 1 трлн руб., а с 2025 года она должна ежегодно пополняться на 250 млрд руб.

Стоит отметить, что механизм повышения ставок вызвал дискуссию. В ходе Московского финансового форума представители Госдумы РФ и региональные руководители выразили сомнения в эффективности этой меры, отметив, что не всегда неудача в достижении показателей обусловлена слабой дисциплиной регионов. В ходе дискуссии было отмечено, что причины часто связаны с объективными факторами, такими как неготовность проектов или необходимость переноса сроков из-за сложных условий. Некоторые представители власти поддержали инициативу по обеспечению контроля за целевым использованием кредитов, но предложили также учитывать объективные причины срывов, что позволит избежать чрезмерного давления на бюджеты.

Мы считаем, что одностороннее ужесточение условий и штрафные санкции для регионов могут оказаться неэффективными при определенных обстоятельствах. Важно учитывать реальные сложности, с которыми сталкиваются регионы, и разрабатывать гибкие инструменты, которые помогут решить проблему без дополнительного финансового бремени на бюджеты.

Развитие инвестиционной среды стран БРИКС

На недавнем саммите БРИКС в Казани было объявлено о создании новой инвестиционной платформы, которая будет управляться Новым банком развития (НБР) и призвана привлечь инвестиции в инфраструктурные проекты стран БРИКС. Участники также поддержали развитие НБР как многостороннего института с инновационными механизмами финансирования, который ориентирован на потребности стран с формирующимся рынком.

Помимо поддержки инфраструктурных проектов, платформа будет направлена на увеличение числа стран ― акционеров НБР и продвижение использования национальных валют при расчетах между странами БРИКС. Также предусмотрено внедрение инновационных решений для привлечения капитала и поддержки перехода к более устойчивому экономическому развитию.

Кроме того, на саммите БРИКС представители Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) высказали свое намерение усилить экономическое сотрудничество со странами БРИКС. РФПИ представил отчет о 50 потенциальных инвестиционных проектах на сумму более 600 млрд руб., которые могут быть реализованы в партнерстве со странами БРИКС. Эти проекты охватывают такие важные отрасли, как здравоохранение, фармацевтика, судостроение, автомобилестроение, энергетика, инфраструктура и высокие технологии, включая искусственный интеллект. Было отмечено, что фонд также работает над механизмами соинвестирования, которые позволят значительно увеличить объемы не только долгового, но и акционерного капитала.

По нашему мнению, инициатива по созданию инвестиционной платформы в рамках НБР укрепит экономические связи внутри БРИКС, а стратегия РФПИ по развитию инвестиций внутри БРИКС расширит экономические перспективы и потенциал международного партнерства и повысит значимость объединения на международной арене. Это хороший шаг, который может открыть новые финансовые и инвестиционные возможности для всех стран-участников, включая Россию.

Госдума РФ предлагает усовершенствовать инвестиционные механизмы в сфере ЖКХ

В Госдуме РФ был поднят вопрос о необходимости доработки механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. Предложение было выдвинуто на заседании Госдумы РФ на прошлой неделе, где обсуждалось текущее состояние ЖКХ и его перспективы.

В ходе обсуждений депутаты отметили важность совершенствования мер по привлечению частного капитала в сферу ЖКХ, поскольку развитие инфраструктуры не может полностью зависеть от бюджетных средств. В качестве решения было предложено использовать рыночные механизмы инвестирования, а бюджетные субсидии направлять в первую очередь в те регионы, где привлечение частного капитала затруднительно, включая малые поселения и регионы Крайнего Севера.

На заседании также были представлены несколько новых законодательных инициатив, включая требования к управляющим организациям по отчетности перед жильцами и капитальному ремонту. Кроме того, было предложено рассматривать финансирование инфраструктуры как комплекс взаимодополняющих инструментов, так как в ситуациях, когда рыночные механизмы не могут быть внедрены, следует использовать безвозмездные ассигнования. В остальных случаях можно применять паритетное софинансирование, привлекая равный объем частных средств на каждый рубль бюджетных вложений.

Отдельно было предложено усовершенствовать концессионное законодательство, чтобы обеспечить концессионерам более уверенные условия для работы. Эта инициатива включает также создание гибкой системы регулирования и усиление контроля над исполнением концессионных договоров. Одной из предложенных мер стала идея «муниципальной ипотеки» — долгосрочного кредитования для городов на льготных условиях, что позволило бы модернизировать инфраструктуру в кратчайшие сроки.

Мы считаем, что такие инициативы приведут к значительному улучшению инвестиционного климата в сфере ЖКХ, ускорят модернизацию инфраструктуры и повысят надежность предоставляемых коммунальных услуг. Создание гибких и прозрачных механизмов финансирования и регулирования поможет привлечь частные капиталы, что в конечном итоге обеспечит более комфортные и безопасные условия проживания для граждан по всей стране.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.