Участие ВЭБ.РФ в ГЧП-проектах, контроль ФАС за инвестиционными программами в ЖКХ
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Минэкономразвития и ВЭБ.РФ разработали новые параметры участия корпорации в ГЧП-проектах.
Правительство РФ разработало проект постановления, в соответствии с которым ФАС России ужесточит контроль за инвестиционными программами в сфере ЖКХ.
Правительство РФ возвращается к теме энергоэффективности и ресурсосбережения.
В трех регионах России создаются новые особые экономические зоны (ОЭЗ).
Минэкономразвития и ВЭБ.РФ разработали новые параметры участия в ГЧП-проектах
Министерство подготовило поправки к Приказу от 30 ноября 2015 года № 894, который регулирует методику оценки эффективности проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерств. ВЭБ.РФ, который теперь станет обязательным участником таких проектов, предложил обновить подходы к оценке.
Основное новшество — введение специального коэффициента для оценки обоснованности ГЧП-соглашений. Коэффициент будет рассчитываться на основе двух показателей:
необеспеченной потребности региона в определенных услугах или продукции (например, в социальной инфраструктуре);
объема продукции или услуг, который планируется производить в рамках проекта.
Проект будет считаться обоснованным, если коэффициент составит не менее 75%. Для регионов с низким качеством жизни (по данным индекса ВЭБ.РФ) допустимый порог снижен до 60%. Это позволит учитывать социальную значимость проектов в менее развитых регионах.
Также ВЭБ.РФ будет выступать независимым верификатором эффективности проектов, что может привести к сокращению их количества, но потенциально повысит качество отбора.
Мы считаем, что новые критерии оценки ГЧП-проектов могут повысить их прозрачность и эффективность. В целом подход выглядит сбалансированным и направленным на улучшение качества жизни населения в регионах с различным уровнем инфраструктурного развития.
ФАС ужесточает контроль за инвестиционными программами в сфере ЖКХ
Федеральная антимонопольная служба России планирует усилить контроль за выполнением инвестиционных программ в сфере ЖКХ. Согласно проекту постановления, опубликованному на портале Правительства РФ, корректировка тарифов для организаций, не выполнивших планы, будет проводиться до 20 июня года, следующего за годом реализации инвестиционной программы, и учитываться в тарифах уже с 1 июля того же года.
Такой шаг в первую очередь направлен на исключение практики «беспроцентного кредитования» за счет потребителей. Ранее тарифы корректировались только через год после завершения инвестиционной программы, что позволяло компаниям затягивать выполнение обязательств.
Также в проекте постановления предлагается унифицировать тарифный календарь и утверждать тарифы до 1 декабря вместо 20 декабря, как сейчас. Это позволит синхронизировать процессы регулирования и привлечения инвестиций.
Новые правила призваны стимулировать выполнение программ инвестирования, учитывая высокий износ коммунальной инфраструктуры. По статистике сегодня более 40% сетей водоснабжения и водоотведения требуют замены, а в некоторых регионах износ достигает 80%.
Ужесточение контроля за инвестиционными программами в ЖКХ представляется необходимой мерой для повышения ответственности регулируемых организаций. При этом важно обеспечить баланс между контролем и стимулированием инвестиций, чтобы не допустить снижения интереса к модернизации инфраструктуры.
Правительство возвращается к теме энергоэффективности и ресурсосбережения
Правительство РФ планирует возобновить работу по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в промышленности. По итогам стратегической сессии, состоявшейся 26 ноября 2024 года, Минэкономразвития России поручено проанализировать ситуацию и разработать меры стимулирования, включая субсидии и целевые показатели для предприятий.
Основные направления работы будут включать разработку межотраслевой модели управления энерго- и ресурсоэффективностью, повышение качества статистического наблюдения и отчетности, а также корректировку целевых показателей в государственной программе по энергосбережению (сегодня стоит цель повысить энергоэффективность на 35% к 2035 году).
Особое внимание будет направлено на строительный сектор, где планируется упростить привлечение трудовых мигрантов и разработать меры государственной поддержки.
Стоит отметить, что бизнес не всегда готов инвестировать в долгосрочные проекты, особенно в условиях санкций. Поэтому важно сочетать меры принуждения (например, компенсационные платежи для неэффективных компаний) и стимулирования (субсидии, налоговые льготы). В связи с этим мы считаем, что возвращение к теме энергоэффективности — важный шаг для устойчивого развития экономики.
В трех регионах России создаются новые особые экономические зоны
Правительство РФ утвердило создание ОЭЗ в Вологодской, Московской и Новосибирской областях. Каждая зона будет иметь свою специализацию:
Вологодская область: металло- и деревообработка. Ожидаемый объем инвестиций — 8,7 млрд руб., создание 788 рабочих мест;
Московская область: медицина и инновации. Ожидаемый объем инвестиций — 8 млрд руб., создание 896 рабочих мест;
Новосибирская область: логистика и строительная продукция. Ожидаемый объем инвестиций — 9,2 млрд руб., создание 700 рабочих мест.
Резиденты ОЭЗ получат налоговые льготы, сниженные арендные ставки и поддержку в реализации проектов. Также планируется развивать инфраструктуру, что сделает зоны более привлекательными для инвесторов.
Очевидно, что создание новых ОЭЗ — большой шаг для развития регионов и стимулирования инвестиций. Поэтому важно обеспечить долгосрочную устойчивость этих зон, включая развитие инфраструктуры и поддержку резидентов.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.