В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
В России могут создать единый каталог товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на принципах ГЧП
Правительство РФ издало Распоряжение № 2144-р, в котором утвердило план по реализации концепции совершенствования государственных закупок для государственных и муниципальных нужд малого объема на суммы до 600 тыс. руб. до 2027 года. Согласно Распоряжению № 2144-р процесс проведения малых закупок будет унифицирован через электронные платформы, а также будет разработан единый каталог товаров для упрощения их приобретения.
К октябрю 2024 года Минфин России, ФАС России и Федеральное казначейство России должны предоставить Правительству РФ предложения по единым требованиям к информационным системам для проведения малых закупок. К этому же сроку должны быть разработаны предложения по созданию единого каталога товаров, которые будут использоваться в упрощенных закупках. Запуск каталога, который упростит процесс выбора товаров для заказчиков и позволит им находить более выгодные предложения, планируется к апрелю 2025 года.
Важным элементом этого проекта станет тот факт, что каталог может быть разработан на принципах ГЧП. Соглашение планируется заключить в феврале 2025 года ― оно будет охватывать создание цифровых паспортов товаров и услуг, виртуальную идентификацию и создание цифровых сервисов для производителей.
Мы считаем, что создание единого каталога на основе ГЧП может ускорить и упростить малые закупки, улучшить прозрачность и повысить конкуренцию среди поставщиков. Это также создаст более стабильные условия для малых предприятий, участвующих в государственных закупках.
Концессионные соглашения в сфере ЖКХ можно будет перезаключать без проведения конкурса
Правительство РФ поддержало законопроект, который позволяет перезаключать концессионные соглашения в сфере ЖКХ без проведения конкурса. В случае его принятия после рассмотрения в Госдуме РФ можно будет избежать остановок в модернизации коммунальной инфраструктуры и устранить пробелы в управлении объектами ЖКХ, возникающие в переходные периоды после истечения предыдущих соглашений.
Согласно предложенному механизму концессионеры получат право за два года до завершения срока действия соглашения предложить свои идеи по дальнейшей модернизации объектов. Если эти предложения будут удовлетворительными для муниципалитета, то соглашение может быть продлено без конкурса. В противном случае муниципалитет может рассмотреть предложения других инвесторов, но действующий концессионер получит право принять эти условия или выплатить компенсацию разработчику предложения.
Новый законопроект призван сохранить стабильность предоставления коммунальных услуг и улучшить инвестиционный климат в сфере ЖКХ, что особенно важно для модернизации и развития этой области. Вместе с тем концессионер обязан выполнять свои обязательства по модернизации и поддержанию объектов на высоком уровне, чтобы иметь возможность продлить соглашения.
Мы положительно оцениваем данную инициативу, так как такие изменения могут снизить временные и финансовые затраты на переоформление объектов ЖКХ, минимизировать перебои в предоставлении услуг и создать стимулы для долгосрочных инвестиций в модернизацию инфраструктуру.
Минздрав России разъяснил требования к концессионным соглашениям в сфере здравоохранения
3 июля 2024 года Минздрав России опубликовал письмо, содержащее разъяснения по концессионным соглашениям и проектам ГЧП в сфере здравоохранения, касающимся программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В частности, документ касается условий предоставления медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Согласно разъяснениям объемы и финансирование медицинской помощи, предусмотренные территориальной программой ОМС, зависят от ряда факторов, таких как пол, возраст и количество застрахованных граждан. При этом объемы оказанной медицинской помощи по ОМС и тарифы на ее предоставление не могут быть спрогнозированы на весь период действия концессионных соглашений. Именно поэтому гарантий оплаты такой медицинской помощи за счет средств ОМС нет.
Кроме того, в рамках этих соглашений невозможно предусмотреть гарантии по объему выручки для частных партнеров или концессионеров, реализующих проекты, связанные с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС. Это обусловлено особенностями российского законодательства, которое не предусматривает особых условий для частных медицинских организаций в системе ОМС.
Мы полагаем, что такие ограничения в концессионных соглашениях могут снизить интерес частных инвесторов к участию в проектах ГЧП в сфере здравоохранения, так как отсутствие гарантий по объемам медицинских услуг и финансирования уменьшает предсказуемость таких инвестиций. Для повышения привлекательности таких проектов необходимо более гибкое законодательное регулирование и более четкое определение роли частного сектора в системе ОМС.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- в Распоряжении от 13 августа 2024 года № 2144-р Правительство РФ утвердило план реализации концепции совершенствования малых государственных закупок (далее ― «Распоряжение № 2144-р»);
- Правительство РФ поддержало законопроект о перезаключении концессионных соглашений в сфере ЖКХ без проведения конкурса;
- Минздрав России опубликовал письмо от 3 июля 2024 года № 29-4/И/2-12516, которым разъяснены требования к концессионным соглашениям в сфере здравоохранения.
В России могут создать единый каталог товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на принципах ГЧП
Правительство РФ издало Распоряжение № 2144-р, в котором утвердило план по реализации концепции совершенствования государственных закупок для государственных и муниципальных нужд малого объема на суммы до 600 тыс. руб. до 2027 года. Согласно Распоряжению № 2144-р процесс проведения малых закупок будет унифицирован через электронные платформы, а также будет разработан единый каталог товаров для упрощения их приобретения.
К октябрю 2024 года Минфин России, ФАС России и Федеральное казначейство России должны предоставить Правительству РФ предложения по единым требованиям к информационным системам для проведения малых закупок. К этому же сроку должны быть разработаны предложения по созданию единого каталога товаров, которые будут использоваться в упрощенных закупках. Запуск каталога, который упростит процесс выбора товаров для заказчиков и позволит им находить более выгодные предложения, планируется к апрелю 2025 года.
Важным элементом этого проекта станет тот факт, что каталог может быть разработан на принципах ГЧП. Соглашение планируется заключить в феврале 2025 года ― оно будет охватывать создание цифровых паспортов товаров и услуг, виртуальную идентификацию и создание цифровых сервисов для производителей.
Мы считаем, что создание единого каталога на основе ГЧП может ускорить и упростить малые закупки, улучшить прозрачность и повысить конкуренцию среди поставщиков. Это также создаст более стабильные условия для малых предприятий, участвующих в государственных закупках.
Концессионные соглашения в сфере ЖКХ можно будет перезаключать без проведения конкурса
Правительство РФ поддержало законопроект, который позволяет перезаключать концессионные соглашения в сфере ЖКХ без проведения конкурса. В случае его принятия после рассмотрения в Госдуме РФ можно будет избежать остановок в модернизации коммунальной инфраструктуры и устранить пробелы в управлении объектами ЖКХ, возникающие в переходные периоды после истечения предыдущих соглашений.
Согласно предложенному механизму концессионеры получат право за два года до завершения срока действия соглашения предложить свои идеи по дальнейшей модернизации объектов. Если эти предложения будут удовлетворительными для муниципалитета, то соглашение может быть продлено без конкурса. В противном случае муниципалитет может рассмотреть предложения других инвесторов, но действующий концессионер получит право принять эти условия или выплатить компенсацию разработчику предложения.
Новый законопроект призван сохранить стабильность предоставления коммунальных услуг и улучшить инвестиционный климат в сфере ЖКХ, что особенно важно для модернизации и развития этой области. Вместе с тем концессионер обязан выполнять свои обязательства по модернизации и поддержанию объектов на высоком уровне, чтобы иметь возможность продлить соглашения.
Мы положительно оцениваем данную инициативу, так как такие изменения могут снизить временные и финансовые затраты на переоформление объектов ЖКХ, минимизировать перебои в предоставлении услуг и создать стимулы для долгосрочных инвестиций в модернизацию инфраструктуру.
Минздрав России разъяснил требования к концессионным соглашениям в сфере здравоохранения
3 июля 2024 года Минздрав России опубликовал письмо, содержащее разъяснения по концессионным соглашениям и проектам ГЧП в сфере здравоохранения, касающимся программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В частности, документ касается условий предоставления медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Согласно разъяснениям объемы и финансирование медицинской помощи, предусмотренные территориальной программой ОМС, зависят от ряда факторов, таких как пол, возраст и количество застрахованных граждан. При этом объемы оказанной медицинской помощи по ОМС и тарифы на ее предоставление не могут быть спрогнозированы на весь период действия концессионных соглашений. Именно поэтому гарантий оплаты такой медицинской помощи за счет средств ОМС нет.
Кроме того, в рамках этих соглашений невозможно предусмотреть гарантии по объему выручки для частных партнеров или концессионеров, реализующих проекты, связанные с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС. Это обусловлено особенностями российского законодательства, которое не предусматривает особых условий для частных медицинских организаций в системе ОМС.
Мы полагаем, что такие ограничения в концессионных соглашениях могут снизить интерес частных инвесторов к участию в проектах ГЧП в сфере здравоохранения, так как отсутствие гарантий по объемам медицинских услуг и финансирования уменьшает предсказуемость таких инвестиций. Для повышения привлекательности таких проектов необходимо более гибкое законодательное регулирование и более четкое определение роли частного сектора в системе ОМС.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.