В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Усовершенствован механизм списания задолженности по бюджетным кредитам
В Постановлении № 1277 Правительство РФ уточнило порядок списания задолженности по бюджетным кредитам для регионов. Данные кредиты представляют собой финансирование инвестиционных проектов из средств от реструктуризации бюджетных кредитов.
В частности, Постановлением № 1277 введен механизм заключения соглашения о намерениях по реализации проекта, при наличии которого высвобождаемые средства возможно будет направить на развитие инфраструктуры до включения проекта в сводный перечень.
Кроме того, уточнен порядок списания задолженности по бюджетным кредитам за счет налоговых поступлений от реализуемых инвестиционных проектов. Объем такого списания зависит от суммы налогов, поступающих в бюджет от проекта. Постановление № 1277 закрепляет возможность учитывать для этих целей подтвержденные, но не учтенные в предыдущие отчетные периоды налоговые доходы.
Мы считаем, что такие изменения позволят снизить долговую нагрузку на регионы. Тем самым можно будет ожидать увеличение числа реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики.
Минздрав России не поддерживает возможность предоставления гарантированных объемов ОМС концессионерам
Минздрав России совместно с Федеральным фондом ОМС опубликовал информационное письмо, в котором выразил свою позицию относительно реализации ГЧП-проектов в сфере здравоохранения, предполагающих бесплатное оказание медицинской помощи концессионером. Регуляторы считают, что гарантировать инвесторам получение объемов ОМС и оказание медицинской помощи на выгодных условиях в данный момент фактически незаконно.
В письме подчеркивается недопустимость индивидуализированного подхода к концессионерам при распределении объемов медицинской помощи по ОМС. Это связано с действующим законодательным регулированием в данной области: программы ОМС должны формироваться на общих основаниях для всех медицинских учреждений в соответствии с Федеральными законами № 323-ФЗ и № 326-ФЗ. Кроме того, объемы медицинской помощи просто невозможно спрогнозировать на долгосрочную перспективу, поэтому законодательством и не предусмотрено установление специальных тарифов для частных партнеров.
В целом, позиция Минздрава России соответствует новому законопроекту Правительства РФ об ужесточении законодательства о ГЧП (подробнее в нашем предыдущем выпуске). В частности, в данном законопроекте предлагается запретить заключать концессионные соглашения с управлением государственным имуществом по 18 профилям медицинской помощи и выводить доходы от работы в ОМС на иностранные счета.
Представляется, что такие меры направлены прежде всего на сокращение рисков ухудшения финансового состояния публичной стороны концессионных соглашений. Вместе с тем это также может предотвратить существенное удорожание медицинских услуг, что позволит им оставаться доступными более широкому кругу населения.
Ужесточение контроля за получением бюджетных субсидий государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями
Минфин России разработал Законопроект № 722023-8, в соответствии с которым предлагается усилить контроль за использованием субсидий государственными корпорациями (ГК) и публично-правовыми компаниями (ППК). Ведомство предлагает сделать данный контроль идентичным контролю за субсидиями другим юридическим лицам.
В настоящий момент ГК и ППК не обязаны представлять промежуточную отчетность об использовании субсидий, а должны отчитываться лишь по факту выполнения основных показателей. Законопроект № 722023-8 предлагает осуществлять сквозной контроль за расходованием средств, который позволит ведомствам требовать отчетности ГК и ППК и на промежуточных этапах проектов.
Подобная законодательная инициатива имеет двойственный характер. С одной стороны, она может привести к чрезмерной бюрократизации. Как отмечают в профессиональных кругах, в масштабных проектах бывает затруднительно объективно оценить промежуточные результаты из-за длительности работ. Сама специфика деятельности ГК и ППК в отдельных случаях не всегда встраивается в логику Бюджетного кодекса РФ, поэтому изначально для таких структур и были введены исключения.
Вместе с тем применение стандартного мониторинга к ГК и ППК позволит своевременно выявлять риски и предпринимать меры для их минимизации, что может повысить эффективность в ходе реализации проектов.
Законопроект № 722023-8 был внесен в Госдуму РФ 20 сентября и в настоящий момент находится на первой стадии рассмотрения.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- в Постановлении Правительства РФ от 18 сентября 2024 года № 1277 уточнен порядок списания задолженности по бюджетным кредитам для регионов (далее ― «Постановление № 1277»);
- Минздрав России опубликовал письмо от 3 июля 2024 года № 29-4/И/2-12516, в котором выступил против предоставления концессионерам гарантированных объемов ОМС;
- Минфин России подготовил законопроект № 722023-8 в Бюджетный кодекс РФ в части обеспечения контроля за получением бюджетных субсидий государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями (далее ― «Законопроект № 722023-8»).
Усовершенствован механизм списания задолженности по бюджетным кредитам
В Постановлении № 1277 Правительство РФ уточнило порядок списания задолженности по бюджетным кредитам для регионов. Данные кредиты представляют собой финансирование инвестиционных проектов из средств от реструктуризации бюджетных кредитов.
В частности, Постановлением № 1277 введен механизм заключения соглашения о намерениях по реализации проекта, при наличии которого высвобождаемые средства возможно будет направить на развитие инфраструктуры до включения проекта в сводный перечень.
Кроме того, уточнен порядок списания задолженности по бюджетным кредитам за счет налоговых поступлений от реализуемых инвестиционных проектов. Объем такого списания зависит от суммы налогов, поступающих в бюджет от проекта. Постановление № 1277 закрепляет возможность учитывать для этих целей подтвержденные, но не учтенные в предыдущие отчетные периоды налоговые доходы.
Мы считаем, что такие изменения позволят снизить долговую нагрузку на регионы. Тем самым можно будет ожидать увеличение числа реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики.
Минздрав России не поддерживает возможность предоставления гарантированных объемов ОМС концессионерам
Минздрав России совместно с Федеральным фондом ОМС опубликовал информационное письмо, в котором выразил свою позицию относительно реализации ГЧП-проектов в сфере здравоохранения, предполагающих бесплатное оказание медицинской помощи концессионером. Регуляторы считают, что гарантировать инвесторам получение объемов ОМС и оказание медицинской помощи на выгодных условиях в данный момент фактически незаконно.
В письме подчеркивается недопустимость индивидуализированного подхода к концессионерам при распределении объемов медицинской помощи по ОМС. Это связано с действующим законодательным регулированием в данной области: программы ОМС должны формироваться на общих основаниях для всех медицинских учреждений в соответствии с Федеральными законами № 323-ФЗ и № 326-ФЗ. Кроме того, объемы медицинской помощи просто невозможно спрогнозировать на долгосрочную перспективу, поэтому законодательством и не предусмотрено установление специальных тарифов для частных партнеров.
В целом, позиция Минздрава России соответствует новому законопроекту Правительства РФ об ужесточении законодательства о ГЧП (подробнее в нашем предыдущем выпуске). В частности, в данном законопроекте предлагается запретить заключать концессионные соглашения с управлением государственным имуществом по 18 профилям медицинской помощи и выводить доходы от работы в ОМС на иностранные счета.
Представляется, что такие меры направлены прежде всего на сокращение рисков ухудшения финансового состояния публичной стороны концессионных соглашений. Вместе с тем это также может предотвратить существенное удорожание медицинских услуг, что позволит им оставаться доступными более широкому кругу населения.
Ужесточение контроля за получением бюджетных субсидий государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями
Минфин России разработал Законопроект № 722023-8, в соответствии с которым предлагается усилить контроль за использованием субсидий государственными корпорациями (ГК) и публично-правовыми компаниями (ППК). Ведомство предлагает сделать данный контроль идентичным контролю за субсидиями другим юридическим лицам.
В настоящий момент ГК и ППК не обязаны представлять промежуточную отчетность об использовании субсидий, а должны отчитываться лишь по факту выполнения основных показателей. Законопроект № 722023-8 предлагает осуществлять сквозной контроль за расходованием средств, который позволит ведомствам требовать отчетности ГК и ППК и на промежуточных этапах проектов.
Подобная законодательная инициатива имеет двойственный характер. С одной стороны, она может привести к чрезмерной бюрократизации. Как отмечают в профессиональных кругах, в масштабных проектах бывает затруднительно объективно оценить промежуточные результаты из-за длительности работ. Сама специфика деятельности ГК и ППК в отдельных случаях не всегда встраивается в логику Бюджетного кодекса РФ, поэтому изначально для таких структур и были введены исключения.
Вместе с тем применение стандартного мониторинга к ГК и ППК позволит своевременно выявлять риски и предпринимать меры для их минимизации, что может повысить эффективность в ходе реализации проектов.
Законопроект № 722023-8 был внесен в Госдуму РФ 20 сентября и в настоящий момент находится на первой стадии рассмотрения.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.