Самоокупаемые проекты за счет ФНБ и подпрограмма развития сельского хозяйства
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые новости, касающиеся изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
разработан проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, включенного в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, за исключением самоокупаемых инфраструктурных проектов, предусмотренных пунктами 1, 2, 11, 13, 15, 19 и 21–23 этого перечня, реализуемого юридическим лицом, в финансовые активы которого размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования» (ID проекта 138704) (далее ― Проект приказа о реализации инфраструктурного проекта). Проект приказа о реализации инфраструктурного проекта разработан в целях исполнения положений подп. «в» п. 6 Правил размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов от 5 ноября 2013 года № 990 (далее ― Правила № 990).
Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу «Развитие сельского хозяйства на 2017–2030 годы» в части дополнения данной программы подпрограммой «Сельскохозяйственная техника и оборудование» (ID проекта 138705) (далее ― Проект постановления). Подпрограмма нацелена на создание необходимых условий для использования новых российских технологических разработок и их успешного внедрения в массовое производство современной и эффективной сельскохозяйственной техники и оборудования.
Анализ Проекта приказа о реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта
Текущее регулирование предусматривает, что для приобретения ценных бумаг эмитента за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) требуется, чтобы эмитент, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на мониторинг и контроль за реализацией проекта, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на контроль за реализацией проекта, заключили соглашение о предоставлении отчетов и другой дополнительной информации о ходе реализации проекта и использовании средств ФНБ для его финансирования (подп. «в» п. 6 Правил № 990). Это соглашение определяет порядок представления документов и целевое использование средств ФНБ при финансировании инфраструктурных проектов, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 1008 (далее ― Правила № 1008).
Форма соглашений регулировалась Приказом Минэкономразвития России от 16 марта 2022 года № 132 «Об утверждении формы соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, включенного в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, за исключением самоокупаемых инфраструктурных проектов, предусмотренных пунктами 1, 2, 11 и 13 этого перечня, реализуемого юридическим лицом, в финансовые активы которого размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования» (далее ― Приказ № 132).
Однако Приказ № 132 был признан утратившим силу в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 18 марта 2023 года № 426 (далее ― Постановление № 426), которое внесло изменения в некоторые акты Правительства РФ. Согласно Постановлению № 426 расширился список проектов, к которым Правила № 1008 не применяются, в частности, к самоокупаемым инфраструктурным проектам по приобретению воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе и к программе льготного лизинга гражданских судов водного транспорта.
По нашему мнению, принятие Проекта приказа о реализации инфраструктурного проекта необходимо в рамках текущего регулирования и вносит определенность в вопрос формы соглашения, нужного для приобретения ценных бумаг эмитента за счет средств ФНБ.
13 июня 2023 года завершатся общественные обсуждения текста Проекта приказа о реализации инфраструктурного проекта.
Анализ Проекта постановления
На текущий момент программа развития сельского хозяйства регулируется Указом Президента РФ от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» и Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 25 августа 2017 года № 996 (далее ― Программа № 996). Программа № 996 предусматривает утверждение объемов финансирования программы развития сельского хозяйства до 2030 года. Также в Программе № 996 указаны ожидаемые результаты от достижения целей и выполнения задач данной программы, в частности снижение уровня импортозависимости за счет доведения до 35% уровня инновационной активности в сельском хозяйстве и привлечения инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы № 996.
Проект постановления, разработанный Минпромторгом России, предусматривает внедрение новой подпрограммы «Сельскохозяйственная техника и оборудование». В рамках реализации данной подпрограммы предполагается снижение зависимости от импорта. Ее целью является создание благоприятных условий для разработки, применения и массового производства высокоэффективной сельскохозяйственной техники и оборудования на основе новых высокотехнологичных разработок в России. Это способствует увеличению производства качественной отечественной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения этой цели планируется привлечение дополнительных инвестиций в разработку и производство сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму не менее 78 800,00 тыс. руб.
По нашему мнению, принятие Проекта постановления благоприятно отразится на сельскохозяйственной отрасли и поможет привлечь инвестиции для увеличения доли импортозамещения в России.
8 июня 2023 года завершится антикоррупционная экспертиза Проекта постановления.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.