В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Подписан федеральный закон о внесении изменений в законодательное регулирование СЗПК
Президент РФ подписал Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие изменения:
Принятые изменения могут быть охарактеризованы по-разному. Часть новелл упорядочивают и совершенствуют механизм СЗПК, другие могут создать затруднения при его применении: необходимость учитывать все выплачиваемые субсидии, в том числе выплачиваемые третьим лицам, исключение значительного иностранного участия, жесткие экономические требования в части КРТ. Новое регулирование, несомненно, окажет существенное влияние на реализацию проектов СЗПК.
От регионов хотят больше инициативы в привлечении инвесторов
Минэкономразвития России предлагает усилить участие регионов в заключении СЗПК. На 2025 год поставлена цель ― каждый регион должен заключить хотя бы одно СЗПК. Дополнительно будет расширен функционал государственной информационной системы «Капиталовложения», включая аналитический раздел и реестр соглашений.
Механизм СЗПК включает стабилизационную оговорку, защищающую инвесторов от изменений в налоговом и регуляторном законодательстве. В 2024 году интерес к этому инструменту вырос: было заключено 13 соглашений на сумму 274 млрд руб., а общее количество подписанных соглашений с момента запуска данного механизма достигло 76 с инвестициями в 4,2 трлн руб. Наибольший интерес проявляют представители отраслей обрабатывающей промышленности и добычи полезных ископаемых.
Среди трудностей при заключении СЗПК в первую очередь можно выделить сложность совмещения с другими мерами государственной поддержки и отсутствие возможности применять федеральный инвестиционный налоговый вычет. Несмотря на это, механизм остается востребованным, особенно в условиях роста налоговой нагрузки.
Мы считаем, что усиление роли регионов в реализации СЗПК поможет привлекать инвестиции в субъекты РФ, однако потребуется стандартизация процесса и снижение административных барьеров. Для успешной реализации инициативы важно учитывать текущие ограничения инструмента и его интеграцию с другими мерами государственной поддержки.
Минтранс России разрабатывает нормативную базу под инвестиционные сборы с авиакомпаний
Минтранс России ведет работу над нормативной базой для введения инвестиционных сборов с авиакомпаний, направленных на реконструкцию аэродромов под управлением частных холдингов. В рамках форума «Транспортная неделя ― 2024» представители ведомства сообщают, что работа над инициативой, включая дискуссии с бизнес-сообществом, продолжается. Одним из обсуждаемых подходов является «котловой метод», заключающийся в том, что взимание инвестиционных сборов распределяется между всеми объектами холдинга, чтобы финансировать реконструкцию конкретного аэродрома.
Ранее крупнейший аэропортный оператор «Новапорт» предложил повысить сборы за взлет-посадку на 150 руб. для 16 аэродромов, применяя именно «котловую» схему, поскольку такой метод позволяет равномерно перераспределять доходы между аэродромами с разной прибыльностью. Представители отрасли в целом уверены, что данные меры помогут решать вопросы модернизации инфраструктуры, хотя обсуждаются возможные способы снижения нагрузки на авиакомпании, например, через финансирование инфраструктурных проектов по более низким ставкам.
Указанные инициативы особенно актуальны в свете того, что к 2030 году Минтранс России планирует модернизировать 129 аэродромов, в том числе с использованием механизмов ГЧП, предусматривающих частные инвестиции в размере 104 млрд руб. Разработаны дифференцированные подходы к финансированию, учитывающие пассажиропоток объектов.
Предложенные меры направлены на развитие аэродромной инфраструктуры, но, как представляется, для их успешной реализации необходимо тщательно балансировать интересы авиакомпаний и конечных потребителей. Также требуется разработка долгосрочной тарифной политики, чтобы предотвратить значительное увеличение стоимости авиабилетов.
Госдума РФ разработала рекомендации по улучшению состояния ЖКХ
Госдума РФ приняла Постановление № 7323-8 ГД, содержащее рекомендации по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая в настоящий момент изношена в большинстве регионов. Документ предлагает Правительству РФ разработать комплексную программу модернизации ЖКХ и внести в Госдуму РФ законопроекты, направленные на улучшение качества коммунальных услуг и повышение ответственности за их предоставление.
Особое внимание уделено созданию реестров недобросовестных концессионеров и концессионных соглашений, что повысит прозрачность и уровень контроля в отрасли. Кроме того, предлагается анализ нормативов потребления коммунальных услуг с целью их корректировки и введение долгосрочных тарифов для привлечения инвестиций.
Актуальность Постановления № 7323-8 ГД на сегодняшний день очевидна, однако часть экспертов критикует отсутствие на заседании представителей Федеральной антимонопольной службы, которая отвечает за тарифное регулирование. В любом случае модернизация ЖКХ требует комплексного подхода с четкими целями и механизмами их реализации. Успех таких инициатив зависит от эффективного взаимодействия всех участников процесса, включая государство, регионы и инвесторов, и в том числе от совершенствования тарифной политики.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- Президент РФ подписал Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 441-ФЗ, предусматривающий изменения в регулировании СЗПК;
- Минэкономразвития России предлагает с 2025 года реализовать публичную проектную инициативу в соглашениях по защите и поощрении капиталовложений (СЗПК);
- Минтранс России планирует ввести инвестиционный сбор с авиакомпаний для реконструкции аэропортов;
- Госдума РФ приняла Постановление от 21 ноября 2024 года № 7323-8 ГД по итогам обсуждения коммунальной инфраструктуры России (далее ― «Постановление № 7323-8 ГД»).
Подписан федеральный закон о внесении изменений в законодательное регулирование СЗПК
Президент РФ подписал Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие изменения:
- введено определение термина «основной объект инвестиционного проекта», в котором уточнено понятие «новизна» инвестиционного проекта: новизна проекта будет определяться на основании разрешения на строительство основного объекта;
- закон дополнен определением «меры прямой государственной поддержки», под которыми понимаются субсидии, предоставляемые в соответствии с бюджетным законодательством РФ: (а) организации, реализующей инвестиционный проект; (б) иным лицам (в том числе кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ») в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам и/или займам, выданным по льготной ставке организации, реализующей инвестиционный проект;
- расширены компетенции Правительства РФ в части утверждения перечня документов, подаваемых для предоставления меры государственной поддержки в виде налогового вычета, а также порядка их рассмотрения и условий предоставления данной меры государственной поддержки;
- органы местного самоуправления смогут принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок возмещения муниципальными образованиями затрат, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, и/или налоговый вычет в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, понесенных организацией, реализующей инвестиционный проект;
- установлено, что в отношении инвестиционных проектов по строительству многоквартирных жилых домов в соответствии с договорами КРТ возмещение затрат производится при условии, что реализация жилых домов осуществляется по цене, определенной исходя из произведения средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной Минстроем России, и общей площади таких помещений, уменьшенной на сумму планируемых к возмещению затрат;
- дополнен перечень сведений о предельно допустимых отклонениях от параметров реализации инвестиционного проекта, а именно устанавливается возможность10%-ного отклонения от заявленного в СЗПК объема капиталовложений (при этом объем вносимых организацией, реализующей проект, капиталовложений не может быть менее объемов, предусмотренных Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»);
- организациям, реализующим проекты в рамках СЗПК, предоставлена возможность вносить изменения в сроки реализации и состав объектов по согласованию с рабочей группой. Однако для этого потребуется оценка соответствия проекта критериям эффективного использования бюджетных средств;
- дополнен перечень обстоятельств, при наличии которых публично-правовое образование, являющееся стороной СЗПК, может требовать расторжения СЗПК, а именно непредоставление данных об исполнении условий СЗПК, условий реализации инвестиционного проекта, а также запрашиваемой информации, необходимой для мониторинга;
- исключена возможность разрешения споров между сторонами СЗПК в рамках арбитража (третейского разбирательства);
- конкретизируется возможность возмещения процентов по кредитам и займам условием о том, что уплата таких процентов должна осуществляться на инвестиционной стадии и при условии, что в отношении таких кредитов не предоставляются иные меры государственной поддержки;
- субсидии на строительство объектов будут ограничены фактически подтвержденными затратами, что должно обеспечить прозрачность и исключить злоупотребления;
- меры государственной поддержки в виде возмещения затрат не предоставляются российским юридическим лицам, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (офшорных компаний), в совокупности превышает 25%.
Принятые изменения могут быть охарактеризованы по-разному. Часть новелл упорядочивают и совершенствуют механизм СЗПК, другие могут создать затруднения при его применении: необходимость учитывать все выплачиваемые субсидии, в том числе выплачиваемые третьим лицам, исключение значительного иностранного участия, жесткие экономические требования в части КРТ. Новое регулирование, несомненно, окажет существенное влияние на реализацию проектов СЗПК.
От регионов хотят больше инициативы в привлечении инвесторов
Минэкономразвития России предлагает усилить участие регионов в заключении СЗПК. На 2025 год поставлена цель ― каждый регион должен заключить хотя бы одно СЗПК. Дополнительно будет расширен функционал государственной информационной системы «Капиталовложения», включая аналитический раздел и реестр соглашений.
Механизм СЗПК включает стабилизационную оговорку, защищающую инвесторов от изменений в налоговом и регуляторном законодательстве. В 2024 году интерес к этому инструменту вырос: было заключено 13 соглашений на сумму 274 млрд руб., а общее количество подписанных соглашений с момента запуска данного механизма достигло 76 с инвестициями в 4,2 трлн руб. Наибольший интерес проявляют представители отраслей обрабатывающей промышленности и добычи полезных ископаемых.
Среди трудностей при заключении СЗПК в первую очередь можно выделить сложность совмещения с другими мерами государственной поддержки и отсутствие возможности применять федеральный инвестиционный налоговый вычет. Несмотря на это, механизм остается востребованным, особенно в условиях роста налоговой нагрузки.
Мы считаем, что усиление роли регионов в реализации СЗПК поможет привлекать инвестиции в субъекты РФ, однако потребуется стандартизация процесса и снижение административных барьеров. Для успешной реализации инициативы важно учитывать текущие ограничения инструмента и его интеграцию с другими мерами государственной поддержки.
Минтранс России разрабатывает нормативную базу под инвестиционные сборы с авиакомпаний
Минтранс России ведет работу над нормативной базой для введения инвестиционных сборов с авиакомпаний, направленных на реконструкцию аэродромов под управлением частных холдингов. В рамках форума «Транспортная неделя ― 2024» представители ведомства сообщают, что работа над инициативой, включая дискуссии с бизнес-сообществом, продолжается. Одним из обсуждаемых подходов является «котловой метод», заключающийся в том, что взимание инвестиционных сборов распределяется между всеми объектами холдинга, чтобы финансировать реконструкцию конкретного аэродрома.
Ранее крупнейший аэропортный оператор «Новапорт» предложил повысить сборы за взлет-посадку на 150 руб. для 16 аэродромов, применяя именно «котловую» схему, поскольку такой метод позволяет равномерно перераспределять доходы между аэродромами с разной прибыльностью. Представители отрасли в целом уверены, что данные меры помогут решать вопросы модернизации инфраструктуры, хотя обсуждаются возможные способы снижения нагрузки на авиакомпании, например, через финансирование инфраструктурных проектов по более низким ставкам.
Указанные инициативы особенно актуальны в свете того, что к 2030 году Минтранс России планирует модернизировать 129 аэродромов, в том числе с использованием механизмов ГЧП, предусматривающих частные инвестиции в размере 104 млрд руб. Разработаны дифференцированные подходы к финансированию, учитывающие пассажиропоток объектов.
Предложенные меры направлены на развитие аэродромной инфраструктуры, но, как представляется, для их успешной реализации необходимо тщательно балансировать интересы авиакомпаний и конечных потребителей. Также требуется разработка долгосрочной тарифной политики, чтобы предотвратить значительное увеличение стоимости авиабилетов.
Госдума РФ разработала рекомендации по улучшению состояния ЖКХ
Госдума РФ приняла Постановление № 7323-8 ГД, содержащее рекомендации по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая в настоящий момент изношена в большинстве регионов. Документ предлагает Правительству РФ разработать комплексную программу модернизации ЖКХ и внести в Госдуму РФ законопроекты, направленные на улучшение качества коммунальных услуг и повышение ответственности за их предоставление.
Особое внимание уделено созданию реестров недобросовестных концессионеров и концессионных соглашений, что повысит прозрачность и уровень контроля в отрасли. Кроме того, предлагается анализ нормативов потребления коммунальных услуг с целью их корректировки и введение долгосрочных тарифов для привлечения инвестиций.
Актуальность Постановления № 7323-8 ГД на сегодняшний день очевидна, однако часть экспертов критикует отсутствие на заседании представителей Федеральной антимонопольной службы, которая отвечает за тарифное регулирование. В любом случае модернизация ЖКХ требует комплексного подхода с четкими целями и механизмами их реализации. Успех таких инициатив зависит от эффективного взаимодействия всех участников процесса, включая государство, регионы и инвесторов, и в том числе от совершенствования тарифной политики.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.