В этом обзоре представлены ключевые новости в части изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Анализ Проекта ПП о СКК
Текущее законодательство предполагает возможность бюджетного софинансирования инфраструктурных проектов через различные механизмы, в частности, в 2023 году был введен новый инструмент — специальный казначейский кредит (далее — СКК).
Проект ПП о СКК детализирует порядок отбора субъектов РФ в целях получения СКК, а также устанавливает требования для инфраструктурных проектов, для целей финансирования которых введен данный инструмент.
Напомним, что СКК выдаются субъектам РФ сроком до 15 лет по ставке 3% годовых.
СКК предоставляются на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, при этом источником финансового обеспечения расходов на реализацию являются бюджетные кредиты, предоставляемые Федеральным казначейством бюджетам субъектов РФ за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
СКК могут быть использованы по следующим направлениям:
СКК предоставляется в заявительном порядке и оформляется соглашением между Федеральным казначейством и исполнительным органом субъекта РФ.
СКК погашается ежегодно равными долями согласно утвержденному сторонами графику начиная с третьего года предоставления и предусматривает возможность полного или частичного досрочного погашения.
Направления и формы расходования СКК:
Условиями предоставления СКК субъекту РФ, в частности, являются:
По нашему мнению, Проект ПП о СКК повторяет текущий механизм предоставления инфраструктурных кредитов, реализуемых на основании статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, однако устанавливает ограничение по сферам использования средств СКК. Мы полагаем, что данный инструмент предоставит дополнительные возможности по стимулированию развития проектов ГЧП, например в сфере ЖКХ.
12 марта 2023 года Проект ПП о СКК завершил прохождение антикоррупционной экспертизы.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.
- Разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета», регулирующего правила отбора субъектов РФ и инфраструктурных проектов для целей предоставления специальных казначейских кредитов, которые мы освещали в наших предыдущих выпусках (ID проекта: 04/12/03-23/00136505) (далее — Проект ПП о СКК).
Анализ Проекта ПП о СКК
Текущее законодательство предполагает возможность бюджетного софинансирования инфраструктурных проектов через различные механизмы, в частности, в 2023 году был введен новый инструмент — специальный казначейский кредит (далее — СКК).
Проект ПП о СКК детализирует порядок отбора субъектов РФ в целях получения СКК, а также устанавливает требования для инфраструктурных проектов, для целей финансирования которых введен данный инструмент.
Напомним, что СКК выдаются субъектам РФ сроком до 15 лет по ставке 3% годовых.
СКК предоставляются на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, при этом источником финансового обеспечения расходов на реализацию являются бюджетные кредиты, предоставляемые Федеральным казначейством бюджетам субъектов РФ за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
СКК могут быть использованы по следующим направлениям:
- проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), транспортной, социальной инфраструктур, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения);
- проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе осуществление функции технического заказчика, включая проведение строительного контроля, организация разработки схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проведение мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета использованных коммунальных ресурсов – для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
- проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной, туристской инфраструктур, приобретение транспортных средств и подвижного состава городского транспорта общего пользования, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения; выполнение работ по благоустройству территорий — для городов, являющихся административными центрами субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, городов с населением свыше 50 тыс. человек, по состоянию на 1 января 2021 года, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, а также городов Тынды и Северобайкальска.
СКК предоставляется в заявительном порядке и оформляется соглашением между Федеральным казначейством и исполнительным органом субъекта РФ.
СКК погашается ежегодно равными долями согласно утвержденному сторонами графику начиная с третьего года предоставления и предусматривает возможность полного или частичного досрочного погашения.
Направления и формы расходования СКК:
- закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ, государственным унитарным предприятиям субъекта РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности;
- финансирование государственного участия в рамках концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве;
- предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий, указанных выше;
- в иных формах и направлениях расходования в соответствии с бюджетным законодательством РФ и по согласованию с уполномоченным органом.
Условиями предоставления СКК субъекту РФ, в частности, являются:
- направление средств на реализацию инфраструктурных проектов;
- ведение обособленного учета операций по поступлению денежных средств и расходов СКК;
- включение в договоры условий о казначейском сопровождении средств и строительном контроле (если последнее применимо);
- обеспечение на начало финансового года остатка средств на едином счете бюджета субъекта РФ в объеме не менее неиспользованной суммы СКК и обеспечение исполнения положений пункта 12 статьи 2361Бюджетного кодекса РФ (возврат денежных средств не позднее второго рабочего дня, следующего за днем приема к исполнению распоряжений получателей указанных средств);
- предоставление отчетности об исполнении СКК и сведений о реализации инфраструктурного проекта.
По нашему мнению, Проект ПП о СКК повторяет текущий механизм предоставления инфраструктурных кредитов, реализуемых на основании статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, однако устанавливает ограничение по сферам использования средств СКК. Мы полагаем, что данный инструмент предоставит дополнительные возможности по стимулированию развития проектов ГЧП, например в сфере ЖКХ.
12 марта 2023 года Проект ПП о СКК завершил прохождение антикоррупционной экспертизы.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.