В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Правительство РФ одобрило законопроект о стимулировании вложений в модернизацию ЖКХ
В Госдуму РФ был внесен законопроект, который должен стимулировать предприятия в сфере ЖКХ активнее использовать свои внутренние ресурсы для модернизации коммунальных сетей. Это будет сделано за счет расширения обязательных требований к ресурсоснабжающим организациям (РСО) и уточнения порядка финансирования обновления инфраструктуры.
Законопроект предусматривает в ряде случаев прямую обязанность организаций тепло- и водоснабжения утверждать свои инвестиционные программы, в которых должны быть обозначены конкретные объекты и объем их финансирования. В частности, обязанность по утверждению возникает в том случае, если РСО является гарантирующим поставщиком, а также при реализации концессий и при высоком износе инфраструктуры.
Такая мера позволит РСО создать долгосрочный план по обновлению действующей инфраструктуры.
Кроме того, расширяется перечень мероприятий, включаемых в инвестиционную программу, — это, например, предотвращение и ликвидация последствий аварий, модернизация объектов, которые являются предметом концессионных соглашений со сроком больше, чем срок действия схемы теплоснабжения.
Потребность в изменениях обусловлена состоянием коммунальной инфраструктуры, износ которой в настоящее время остается предельно высоким. Несмотря на наличие необходимости РСО в регулярных инвестициях для ремонта и модернизации сетей, утвержденные инвестиционные программы имеют не более 10% организаций, а 50% амортизационных отчислений идет не на инвестиционные цели.
В связи с чем законопроект определяет перечень направлений целевого использования амортизационных отчислений, учтенных в тарифах ЖКХ. Теперь эти средства в обязательном порядке будут направляться на финансирование инвестиционных программ. Допускается также использование этих средств для возврата привлеченных инвестиций и ликвидации аварий.
Отметим, что низкая доля РСО, имеющих утвержденные программы, объясняется тем, что предприятия опасаются брать на себя долгосрочные обязательства из-за предельных индексов роста тарифов, меняющихся фактически ежегодно.
Решить эту проблему планируется за счет расширения регуляторных соглашений на все сферы ЖКХ. Механизм предусматривает фиксацию в таких соглашениях долгосрочных взаимных обязательств РСО, регионов и муниципалитетов. В частности, РСО получат долгосрочные тарифы, учитывающие траты на инвестиционные программы, а регионы и муниципалитеты — модернизированные объекты инфраструктуры.
Полагаем, что нововведения будут способствовать активизации инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ, а также участию в процессах модернизации объектов инвестиционного потенциала самих РСО для обновления действующей инфраструктуры и повышения качества коммунальных услуг для граждан.
Правительство РФ расширило основания для изменения условий концессионных соглашений в сферах тепло- и водоснабжения
Правительство РФ утвердило постановление, дополнившее перечень оснований, при наличии которых дается предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования:
ФАС России отмечает, что проблема несоответствия переданных концессионеру объектов заявленным характеристикам может иметь массовый характер, поскольку публичная сторона зачастую не владеет полной информацией о состоянии инфраструктуры, а расхождения приводят к сложностям для инвестора в связи с переоценкой необходимых ресурсов и пересмотром целевых показателей.
Представляется, что данные изменения простимулируют привлечение инвестиций за счет повышения гибкости и устойчивости концессионных соглашений, позволят адаптировать их под меняющиеся макроэкономические условия, снизить риски и улучшить финансовое положение концессионеров.
Кроме того, данным постановлением уточнен порядок использования экономии операционных расходов в сфере водоснабжения. При проведении мероприятий производственной программы, в частности, при достижении целевых показателей надежности и энергоэффективности, не менее 50% такой экономии должно реинвестироваться в дальнейшую модернизацию коммунальных сетей. В таком случае, как следует из документа, экономия не будет исключаться из показателя необходимой валовой выручки, на основе которой устанавливается тариф.
Полагаем, что принятая норма позволит повысить дисциплину РСО в части достижения показателей надежности и качества услуг.
Правительство РФ утвердило порядок отбора проектов, которые будут реализовываться с помощью казначейских инфраструктурных кредитов
Правительство РФ продолжает совершенствовать механизм выдачи инфраструктурных кредитов, за счет которых в регионах идет модернизация ЖКХ, а также создание объектов транспортной, инженерной, энергетической, туристической и иной инфраструктуры. Ранее такие кредиты финансировались напрямую из бюджета, однако теперь они будут выдаваться за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
Согласно утвержденному Правительством РФ постановлению отбор для предоставления казначейских инфраструктурных кредитов будет осуществляться по четырем направлениям:
Поданные субъектами РФ заявки будут проходить первичную проверку в публично-правовой компании «Фонд развития территорий», а затем направляться в Минфин России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минстрой России для подготовки заключений. Итоговое решение о предоставлении кредита будет приниматься президиумом Правительственной комиссии по региональному развитию.
Общий объем казначейских инфраструктурных кредитов, которые планируется предоставить регионам в 2025–2030 годах, составляет 1 трлн руб. Использование данного механизма позволит провести мероприятия нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Льготы для реализации проектов устойчивого развития готовят к перезапуску
Минэкономразвития России в ближайшее время определит перечень проектов в области устойчивого развития — зеленых проектов, направленных на достижение углеродной нейтральности, на которые будет распространяться льготное кредитование.
Регулирование будет аналогично механизму, установленному в 2023 году для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Финансировать за счет льготных кредитов и облигаций можно будет только новые проекты, при этом снижение риск-весов банками будет ограничено по объему капитала, который они могут сэкономить, чтобы не перекладывать на них повышенные риски.
Стимулирующее регулирование начнет действовать уже с 1 июля 2025 года — инструкция для банков уже подготовлена, а таксономия и список проектов находятся на завершающей стадии согласования.
Полагаем, что новое регулирование позволит банкам снизить оценку рисков для проектов устойчивого развития и высвобождать регуляторный капитал.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- Правительство РФ одобрило законопроект о стимулировании вложений в модернизацию ЖКХ (Законопроект № 904086-8);
- Правительство РФ расширило основания для изменения условий концессионных соглашений в сферах тепло- и водоснабжения;
- Правительство РФ утвердило порядок отбора проектов, которые будут реализовываться с помощью казначейских инфраструктурных кредитов;
- льготы для реализации проектов устойчивого развития готовят к перезапуску.
Правительство РФ одобрило законопроект о стимулировании вложений в модернизацию ЖКХ
В Госдуму РФ был внесен законопроект, который должен стимулировать предприятия в сфере ЖКХ активнее использовать свои внутренние ресурсы для модернизации коммунальных сетей. Это будет сделано за счет расширения обязательных требований к ресурсоснабжающим организациям (РСО) и уточнения порядка финансирования обновления инфраструктуры.
Законопроект предусматривает в ряде случаев прямую обязанность организаций тепло- и водоснабжения утверждать свои инвестиционные программы, в которых должны быть обозначены конкретные объекты и объем их финансирования. В частности, обязанность по утверждению возникает в том случае, если РСО является гарантирующим поставщиком, а также при реализации концессий и при высоком износе инфраструктуры.
Такая мера позволит РСО создать долгосрочный план по обновлению действующей инфраструктуры.
Кроме того, расширяется перечень мероприятий, включаемых в инвестиционную программу, — это, например, предотвращение и ликвидация последствий аварий, модернизация объектов, которые являются предметом концессионных соглашений со сроком больше, чем срок действия схемы теплоснабжения.
Потребность в изменениях обусловлена состоянием коммунальной инфраструктуры, износ которой в настоящее время остается предельно высоким. Несмотря на наличие необходимости РСО в регулярных инвестициях для ремонта и модернизации сетей, утвержденные инвестиционные программы имеют не более 10% организаций, а 50% амортизационных отчислений идет не на инвестиционные цели.
В связи с чем законопроект определяет перечень направлений целевого использования амортизационных отчислений, учтенных в тарифах ЖКХ. Теперь эти средства в обязательном порядке будут направляться на финансирование инвестиционных программ. Допускается также использование этих средств для возврата привлеченных инвестиций и ликвидации аварий.
Отметим, что низкая доля РСО, имеющих утвержденные программы, объясняется тем, что предприятия опасаются брать на себя долгосрочные обязательства из-за предельных индексов роста тарифов, меняющихся фактически ежегодно.
Решить эту проблему планируется за счет расширения регуляторных соглашений на все сферы ЖКХ. Механизм предусматривает фиксацию в таких соглашениях долгосрочных взаимных обязательств РСО, регионов и муниципалитетов. В частности, РСО получат долгосрочные тарифы, учитывающие траты на инвестиционные программы, а регионы и муниципалитеты — модернизированные объекты инфраструктуры.
Полагаем, что нововведения будут способствовать активизации инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ, а также участию в процессах модернизации объектов инвестиционного потенциала самих РСО для обновления действующей инфраструктуры и повышения качества коммунальных услуг для граждан.
Правительство РФ расширило основания для изменения условий концессионных соглашений в сферах тепло- и водоснабжения
Правительство РФ утвердило постановление, дополнившее перечень оснований, при наличии которых дается предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования:
- увеличение ключевой ставки, установленной ЦБ РФ, на 2 и более процентных пункта по сравнению со ставкой, действовавшей на день заключения концессионного соглашения;
- выявление ухудшения показателей надежности и энергетической эффективности объектов после технического обследования;
- увеличение сметной стоимости строительства или реконструкции объектов сверх первоначальных расчетов;
- вступление в законную силу решения суда, для исполнения которого концессионеру необходимо провести мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения, не относящиеся к основным мероприятиям, определенным в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.
ФАС России отмечает, что проблема несоответствия переданных концессионеру объектов заявленным характеристикам может иметь массовый характер, поскольку публичная сторона зачастую не владеет полной информацией о состоянии инфраструктуры, а расхождения приводят к сложностям для инвестора в связи с переоценкой необходимых ресурсов и пересмотром целевых показателей.
Представляется, что данные изменения простимулируют привлечение инвестиций за счет повышения гибкости и устойчивости концессионных соглашений, позволят адаптировать их под меняющиеся макроэкономические условия, снизить риски и улучшить финансовое положение концессионеров.
Кроме того, данным постановлением уточнен порядок использования экономии операционных расходов в сфере водоснабжения. При проведении мероприятий производственной программы, в частности, при достижении целевых показателей надежности и энергоэффективности, не менее 50% такой экономии должно реинвестироваться в дальнейшую модернизацию коммунальных сетей. В таком случае, как следует из документа, экономия не будет исключаться из показателя необходимой валовой выручки, на основе которой устанавливается тариф.
Полагаем, что принятая норма позволит повысить дисциплину РСО в части достижения показателей надежности и качества услуг.
Правительство РФ утвердило порядок отбора проектов, которые будут реализовываться с помощью казначейских инфраструктурных кредитов
Правительство РФ продолжает совершенствовать механизм выдачи инфраструктурных кредитов, за счет которых в регионах идет модернизация ЖКХ, а также создание объектов транспортной, инженерной, энергетической, туристической и иной инфраструктуры. Ранее такие кредиты финансировались напрямую из бюджета, однако теперь они будут выдаваться за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
Согласно утвержденному Правительством РФ постановлению отбор для предоставления казначейских инфраструктурных кредитов будет осуществляться по четырем направлениям:
- проекты в сфере ЖКХ;
- проекты, реализуемые по поручениям Президента РФ или председателя Правительства РФ;
- проекты, отобранные в рамках конкурса;
- мероприятия мастер-планов городов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны.
Поданные субъектами РФ заявки будут проходить первичную проверку в публично-правовой компании «Фонд развития территорий», а затем направляться в Минфин России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минстрой России для подготовки заключений. Итоговое решение о предоставлении кредита будет приниматься президиумом Правительственной комиссии по региональному развитию.
Общий объем казначейских инфраструктурных кредитов, которые планируется предоставить регионам в 2025–2030 годах, составляет 1 трлн руб. Использование данного механизма позволит провести мероприятия нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Льготы для реализации проектов устойчивого развития готовят к перезапуску
Минэкономразвития России в ближайшее время определит перечень проектов в области устойчивого развития — зеленых проектов, направленных на достижение углеродной нейтральности, на которые будет распространяться льготное кредитование.
Регулирование будет аналогично механизму, установленному в 2023 году для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Финансировать за счет льготных кредитов и облигаций можно будет только новые проекты, при этом снижение риск-весов банками будет ограничено по объему капитала, который они могут сэкономить, чтобы не перекладывать на них повышенные риски.
Стимулирующее регулирование начнет действовать уже с 1 июля 2025 года — инструкция для банков уже подготовлена, а таксономия и список проектов находятся на завершающей стадии согласования.
Полагаем, что новое регулирование позволит банкам снизить оценку рисков для проектов устойчивого развития и высвобождать регуляторный капитал.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.