Обзоры
Новости ГЧП

Правила выдачи казначейских кредитов, ужесточение требований к концессионерам в сфере ЖКХ

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • Правительство РФ издало Постановление от 25 января 2025 года № 48 о правилах предоставления казначейских инфраструктурных кредитов (далее ― «Постановление № 48»);
  • Госдума РФ приняла законопроект № 140808-8 об ужесточении требований к концессионерам в сфере ЖКХ (далее ― «Законопроект № 140808-8»);
  • Правительство РФ издало Постановление от 1 февраля 2025 года № 79, в котором утвержден порядок списания задолженности регионов по выданным им бюджетным кредитам (далее ― «Постановление № 79»).

Правительство РФ утвердило механизм предоставления казначейских инфраструктурных кредитов

Правительство РФ издало Постановление № 48, устанавливающее правила предоставления казначейских инфраструктурных кредитов регионам до 2030 года. Данные кредиты станут одним из инструментов нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на поддержку социально-экономического развития регионов.

Постановление № 48 предусматривает процентную ставку кредита в размере 3% годовых и срок действия до 15 лет.

Кроме этого, установлены направления использования таких инфраструктурных кредитов, в которые входят:
  • модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • закупка общественного транспорта;
  • развитие транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры;
  • создание и развитие индустриальных парков, промышленных технопарков, туристической и иной инфраструктуры;
  • реализация проектов в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах и территориях опережающего развития.

Отбором проектов займется президиум Правительственной комиссии по региональному развитию.

Мы считаем, что механизм казначейских кредитов продолжит развитие программы инфраструктурных бюджетных кредитов, которая уже зарекомендовала себя как ключевой инструмент поддержки регионов. Механизм обеспечит реализацию поручений Президента РФ, данных в послании Федеральному Собранию в 2024 году.

Ужесточение требований к концессионерам в сфере ЖКХ

Госдума РФ в третьем чтении приняла Законопроект № 140808-8, усиливающий требования к участникам концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Изначально документ был одобрен в первом чтении еще в 2022 году, а сейчас доработан с учетом предложений регионов и Минэкономразвития России. Его цель — повысить качество концессионных соглашений, привлечь надежных инвесторов и обеспечить защиту интересов потребителей.

Основные изменения касаются запрета участия бюджетных организаций: унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям запрещается быть стороной концессионных соглашений, так как они не могут выступать полноценными частными инвесторами.

Кроме того, Законопроект № 140808-8 устанавливает перечень требований к опыту потенциальных инвесторов:

  • для проектов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек требуется опыт эксплуатации аналогичных объектов не менее двух лет, для более крупных городов — от трех лет;
  • инвесторы обязаны предоставлять задаток до 5% от стоимости проекта, при этом задаток не возвращается в случае отзыва заявки или отказа от заключения соглашения;
  • добавлены основания для расторжения соглашений через суд, если концессионер не проводит ключевые мероприятия проекта или не достигает показателей надежности и энергетической эффективности объектов;
  • вводится возможность наложения штрафов за нарушение сроков строительства или реконструкции объектов по вине инвестора.

Изменения, введенные Законопроектом № 140808-8, вступят в силу 1 сентября 2025 года. Концессионные соглашения, заключенные до этой даты, продолжат действовать по старым правилам. Также конкурсы, объявленные до этой даты, должны будут завершиться по старым правилам. Стоит отметить, что ЖКХ является одной из самых чувствительных сфер для концессионных соглашений, требующей баланса между строгими требованиями и сохранением интереса инвесторов, поэтому представляется, что данные изменения могут положительно повлиять на развитие ЖКХ.

Новое постановление Правительства РФ о списании части бюджетных кредитов регионам

Правительство РФ в Постановлении № 79 утвердило механизм списания части бюджетных кредитов регионам при соблюдении ряда условий. Это касается кредитов, выданных федеральным центром до марта 2024 года. Мера направлена на снижение долговой нагрузки субъектов РФ и стимулирование их социально-экономического развития.

Согласно Постановлению № 79 объем списания составляет до 1,1 трлн руб. в период 2025–2029 годов. При этом не списываются инфраструктурные бюджетные кредиты и кредиты, выданные на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Часть долга, не подлежащая списанию, должна быть погашена до 2030 года, а остаток переносится на 2030–2039 годы.

Предусмотрены также и условия для списания долга. В частности, 50% высвобожденных средств регионы обязаны направить на реализацию проектов в сфере ЖКХ, остальная же часть может быть использована на расселение аварийного жилья, обновление общественного транспорта, компенсацию расходов по инвестиционному налоговому вычету, поддержку региональных фондов развития промышленности и выполнение новых инвестиционных проектов (стоимостью от 50 млн руб.) в таких областях, как сельское хозяйство, туризм, рыбоводство, логистика и обрабатывающая промышленность.

Для регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности (31 субъект РФ) предусмотрены дополнительные возможности:

  • направление средств на реализацию национальных проектов;
  • покрытие расходов, связанных с военной операцией на Украине;
  • для дальневосточных и арктических регионов разрешено использование средств на развитие городов по утвержденным мастер-планам.

Постановлением № 79 предусматриваются новые бюджетные ограничения. Дефицит бюджета не должен превышать 10% собственных доходов, долг по рыночным заимствованиям должен составлять не более 25%, а коммерческие кредиты можно привлекать только под ставку, не превышающую ключевую ставку ЦБ РФ.

Представляется, что принятый механизм станет существенной поддержкой для регионов, у которых подходит срок погашения бюджетных кредитов, выданных для рефинансирования коммерческой задолженности. Кроме того, он также может создать условия для формирования региональных бюджетов развития, позволяя сконцентрироваться на ключевых проектах.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.