В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Санкт-Петербург актуализирует законодательство в сфере государственно-частного партнерства
22 января депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении Законопроект № 5841, предложенный губернатором города. Документ разработан
Комитетом по инвестициям и направлен на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами в сфере ГЧП и концессионных соглашений.
Сейчас в Санкт-Петербурге действует Закон № 627-100 «Об участии Санкт‑Петербурга в государственно-частных партнерствах», принятый в 2006 году. Однако после принятия федеральных законов о ГЧП и концессионных соглашениях формы участия города в ГЧП, установленные петербургским законом, перестали соответствовать федеральным требованиям. Также устарели процедуры проведения конкурсов и требования к их участникам, что сделало необходимость обновления законодательства неизбежной.
Законопроект № 5841 предусматривает отмену Закона № 627-100 и вводит актуальные нормы, включая четкое разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в рамках концессионных соглашений. При этом изменения коснутся только новых соглашений. Действующие контракты продолжат выполняться на тех условиях, которые были установлены на момент их подписания.
Принятие нового закона приведет к тому, что проекты ГЧП в Петербурге будут соответствовать федеральным стандартам, а процесс заключения соглашений станет более прозрачным. Для бизнеса это означает предсказуемость правовых условий, что может повысить инвестиционную привлекательность региона. Власти же получат удобный инструмент для более эффективного управления инфраструктурными проектами, исключая правовые противоречия и нестыковки с федеральными нормами.
Госдума рассмотрит законопроект о передаче недостроенных объектов регионам
В Госдуму РФ внесен Законопроект № 630243-8, который позволит российским регионам выкупать у Фонда развития территорий (ФРТ) земельные участки с недостроенными зданиями, оставшимися после банкротства застройщиков. Первая подобная законодательная инициатива была внесена в Госдуму еще в мае 2024 года, однако так и не сдвинулась с места. Представленный же Законопроект № 630243-8 значительно более доработанный и расширенный.
Главная идея Законопроекта № 630243-8 заключается в том, чтобы позволить регионам использовать такие земли не только под жилую застройку, но и для создания социальной инфраструктуры — например, школ, больниц или дорожных объектов. В настоящее время ФРТ может либо продавать такие участки на торгах, либо передавать их в государственную собственность безвозмездно. Однако муниципальные и региональные власти не могут напрямую вернуть себе эти земли для использования в интересах населения. Новый механизм позволит решить эту проблему.
Выкуп земельного участка станет возможным только при соблюдении двух ключевых условий. Во-первых, земля должна быть предназначена для строительства социально значимых объектов, что должно быть закреплено в документах территориального планирования. Во-вторых, ФРТ к этому моменту должен полностью выплатить компенсации дольщикам, вложившим средства в строительство недостроенного здания. Кроме того, выкуп участка возможен только в течение трех лет с момента его передачи ФРТ. Цена земли будет определяться по специальным правилам, которые установит правительство.
Необходимость таких изменений связана с острой проблемой наличия большого количества недостроенных объектов в стране. По данным Минстроя России, в федеральном реестре сегодня числится 773 таких объекта. Из них 276 подлежат достройке, 213 будут приватизированы, а 129 планируется снести. Объем незавершенного строительства на данный момент оценивается в сумму свыше 5 трлн руб. без учета стоимости земли и проведенной инфраструктуры.
Введение нового механизма передачи участков позволит регионам и муниципалитетам быстрее находить применение простаивающим объектам. В некоторых случаях они смогут достраивать здания, изменяя их назначение, если это окажется экономически выгоднее, чем начинать строительство с нуля. В других ситуациях на месте долгостроя можно будет создать социальный объект, который действительно нужен населению. При этом ФРТ сможет избавиться от земель, которые уже не представляют ценности для рынка. Если законопроект будет принят, он вступит в силу 1 марта 2025 года.
Обязательная экспертиза ВЭБ.РФ для крупных ГЧП-проектов
С 1 июля 2025 года ВЭБ.РФ будет проводить обязательную экспертизу крупных проектов ГЧП, если объем финансирования проекта, согласно планируемому соглашению о ГЧП (МЧП), превышает 3 млрд руб. Минэкономразвития России разработало соответствующий проект Постановления Правительства России, который должен обеспечить контроль за эффективностью таких проектов и их соответствием федеральным стандартам.
Согласно новому порядку, после рассмотрения региональными госорганами и получения одобрения с их стороны проект должен будет и направиться в ВЭБ.РФ, который проведет экспертизу. Проверка будет включать несколько ключевых аспектов: анализ финансовой эффективности проекта, оценку его последствий для бюджета, а также сравнение затрат на реализацию через ГЧП с возможными расходами при традиционном госзаказе.
Методика оценки эффективности, которую планируется применять, будет учитывать также бюджетные риски. Несмотря на то что ВЭБ.РФ получит возможность давать рекомендации по улучшению проектов, регионы не будут обязаны следовать этим рекомендациям. Это оставляет вопрос о том, насколько жестким на практике будет контроль за новыми ГЧП-соглашениями.
Необходимость введения нового механизма связана с поручениями Президента России, данными Правительству РФ в сентябре 2024 года, о создании системы контроля за распределением рисков в ГЧП. Сейчас в России действует 213 крупных концессионных соглашений и шесть соглашений ГЧП с участием государства на сумму более 3 млрд руб. На данный момент предполагается, что отсечка в 3 млрд руб. позволит протестировать новый механизм на небольшом числе проектов, а затем возможны изменения — например, повышение порога до 5 или даже 10 млрд руб.
Представители Минэкономразвития России считают, что участие ВЭБ.РФ в оценке проектов позволит повысить их качество и избежать ситуаций, когда бюджетные средства вкладываются в заведомо неэффективные инициативы.
Рекомендательный характер заключений ВЭБ.РФ, ограничение сферы неконцессионным ГЧП и пороговая стоимость проектов отражают компромисс, достигнутый участниками рынка и регулятором в ходе подготовки проекта для минимизации возможных рисков, связанных с введением в проекты фактически нового участника. Участие ВЭБ.РФ будет носить скорее экспериментальный характер. Если результаты эксперимента с точки зрения управления рисками крупных проектов ГЧП удовлетворят регулятора, можно ожидать расширения компетенций ВЭБ.РФ.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло Законопроект № 5841 об актуализации регионального регулирования ГЧП (далее — Законопроект № 5841);
- Госдума РФ рассмотрит Законопроект № 630243-8, который позволит регионам выкупать земельные участки с недостроенными объектами недвижимости (далее — Законопроект № 630243-8);
- Минэкономразвития России подготовило проект Постановления Правительства РФ, согласно которому ВЭБ.РФ будет проводить обязательную экспертизу крупных проектов ГЧП.
Санкт-Петербург актуализирует законодательство в сфере государственно-частного партнерства
22 января депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении Законопроект № 5841, предложенный губернатором города. Документ разработан
Комитетом по инвестициям и направлен на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами в сфере ГЧП и концессионных соглашений.
Сейчас в Санкт-Петербурге действует Закон № 627-100 «Об участии Санкт‑Петербурга в государственно-частных партнерствах», принятый в 2006 году. Однако после принятия федеральных законов о ГЧП и концессионных соглашениях формы участия города в ГЧП, установленные петербургским законом, перестали соответствовать федеральным требованиям. Также устарели процедуры проведения конкурсов и требования к их участникам, что сделало необходимость обновления законодательства неизбежной.
Законопроект № 5841 предусматривает отмену Закона № 627-100 и вводит актуальные нормы, включая четкое разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в рамках концессионных соглашений. При этом изменения коснутся только новых соглашений. Действующие контракты продолжат выполняться на тех условиях, которые были установлены на момент их подписания.
Принятие нового закона приведет к тому, что проекты ГЧП в Петербурге будут соответствовать федеральным стандартам, а процесс заключения соглашений станет более прозрачным. Для бизнеса это означает предсказуемость правовых условий, что может повысить инвестиционную привлекательность региона. Власти же получат удобный инструмент для более эффективного управления инфраструктурными проектами, исключая правовые противоречия и нестыковки с федеральными нормами.
Госдума рассмотрит законопроект о передаче недостроенных объектов регионам
В Госдуму РФ внесен Законопроект № 630243-8, который позволит российским регионам выкупать у Фонда развития территорий (ФРТ) земельные участки с недостроенными зданиями, оставшимися после банкротства застройщиков. Первая подобная законодательная инициатива была внесена в Госдуму еще в мае 2024 года, однако так и не сдвинулась с места. Представленный же Законопроект № 630243-8 значительно более доработанный и расширенный.
Главная идея Законопроекта № 630243-8 заключается в том, чтобы позволить регионам использовать такие земли не только под жилую застройку, но и для создания социальной инфраструктуры — например, школ, больниц или дорожных объектов. В настоящее время ФРТ может либо продавать такие участки на торгах, либо передавать их в государственную собственность безвозмездно. Однако муниципальные и региональные власти не могут напрямую вернуть себе эти земли для использования в интересах населения. Новый механизм позволит решить эту проблему.
Выкуп земельного участка станет возможным только при соблюдении двух ключевых условий. Во-первых, земля должна быть предназначена для строительства социально значимых объектов, что должно быть закреплено в документах территориального планирования. Во-вторых, ФРТ к этому моменту должен полностью выплатить компенсации дольщикам, вложившим средства в строительство недостроенного здания. Кроме того, выкуп участка возможен только в течение трех лет с момента его передачи ФРТ. Цена земли будет определяться по специальным правилам, которые установит правительство.
Необходимость таких изменений связана с острой проблемой наличия большого количества недостроенных объектов в стране. По данным Минстроя России, в федеральном реестре сегодня числится 773 таких объекта. Из них 276 подлежат достройке, 213 будут приватизированы, а 129 планируется снести. Объем незавершенного строительства на данный момент оценивается в сумму свыше 5 трлн руб. без учета стоимости земли и проведенной инфраструктуры.
Введение нового механизма передачи участков позволит регионам и муниципалитетам быстрее находить применение простаивающим объектам. В некоторых случаях они смогут достраивать здания, изменяя их назначение, если это окажется экономически выгоднее, чем начинать строительство с нуля. В других ситуациях на месте долгостроя можно будет создать социальный объект, который действительно нужен населению. При этом ФРТ сможет избавиться от земель, которые уже не представляют ценности для рынка. Если законопроект будет принят, он вступит в силу 1 марта 2025 года.
Обязательная экспертиза ВЭБ.РФ для крупных ГЧП-проектов
С 1 июля 2025 года ВЭБ.РФ будет проводить обязательную экспертизу крупных проектов ГЧП, если объем финансирования проекта, согласно планируемому соглашению о ГЧП (МЧП), превышает 3 млрд руб. Минэкономразвития России разработало соответствующий проект Постановления Правительства России, который должен обеспечить контроль за эффективностью таких проектов и их соответствием федеральным стандартам.
Согласно новому порядку, после рассмотрения региональными госорганами и получения одобрения с их стороны проект должен будет и направиться в ВЭБ.РФ, который проведет экспертизу. Проверка будет включать несколько ключевых аспектов: анализ финансовой эффективности проекта, оценку его последствий для бюджета, а также сравнение затрат на реализацию через ГЧП с возможными расходами при традиционном госзаказе.
Методика оценки эффективности, которую планируется применять, будет учитывать также бюджетные риски. Несмотря на то что ВЭБ.РФ получит возможность давать рекомендации по улучшению проектов, регионы не будут обязаны следовать этим рекомендациям. Это оставляет вопрос о том, насколько жестким на практике будет контроль за новыми ГЧП-соглашениями.
Необходимость введения нового механизма связана с поручениями Президента России, данными Правительству РФ в сентябре 2024 года, о создании системы контроля за распределением рисков в ГЧП. Сейчас в России действует 213 крупных концессионных соглашений и шесть соглашений ГЧП с участием государства на сумму более 3 млрд руб. На данный момент предполагается, что отсечка в 3 млрд руб. позволит протестировать новый механизм на небольшом числе проектов, а затем возможны изменения — например, повышение порога до 5 или даже 10 млрд руб.
Представители Минэкономразвития России считают, что участие ВЭБ.РФ в оценке проектов позволит повысить их качество и избежать ситуаций, когда бюджетные средства вкладываются в заведомо неэффективные инициативы.
Рекомендательный характер заключений ВЭБ.РФ, ограничение сферы неконцессионным ГЧП и пороговая стоимость проектов отражают компромисс, достигнутый участниками рынка и регулятором в ходе подготовки проекта для минимизации возможных рисков, связанных с введением в проекты фактически нового участника. Участие ВЭБ.РФ будет носить скорее экспериментальный характер. Если результаты эксперимента с точки зрения управления рисками крупных проектов ГЧП удовлетворят регулятора, можно ожидать расширения компетенций ВЭБ.РФ.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.