В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Закон об обязательной инфраструктуре при КРТ
Принят ФЗ № 486-ФЗ, который обязывает застройщиков и операторов, участвующих в проектах КРТ, обеспечивать строительство инфраструктуры для социальных нужд. Ключевые положения закона, в частности, включают:
Мы считаем, что ФЗ № 486-ФЗ имеет потенциал для улучшения качества жизни жителей регионов, а также ускорения и упрощения административных процедур для участников проектов КРТ.
Льготное кредитование для восстановления объектов культурного наследия
В России начата реализация программы льготного кредитования для восстановления памятников архитектуры и ОКН. Программа разработана ДОМ.РФ совместно с Минкультуры России, ее основной целью является привлечение 300 млрд руб. внебюджетных инвестиций, реставрация ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также адаптация ОКН под современные нужды.
Льготная ставка по программе составляет 7% годовых для 24 пилотных проектов в восьми регионах: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Самарская, Нижегородская, Тверская области. Для остальных объектов ставка составит 17%, а срок реализации проектов ― до 8,5 лет. Кроме того, программой предусмотрена возможность передачи памятников архитектуры в частную собственность или аренду с обязательством реставрации и дальнейшего содержания.
Предполагается, что программа охватит широкий спектр объектов: на данный момент в России зарегистрировано более 157 тыс. ОКН, при этом около 14 тыс. находятся в неудовлетворительном состоянии. По данным с сайта наследие.дом.рф, аукционы на реставрацию объектов уже начали проводить.
Напомним, что в феврале 2024 года в послании Федеральному собранию РФ Президент РФ поручил к 2030 году привести в порядок не менее 1 тыс. ОКН. Представляется, что с учетом описанных условий подобная программа льготного кредитования имеет высокий потенциал для достижения этих параметров.
Совершенствование законодательства о концессионных соглашениях
Госдума РФ намерена пересмотреть законодательство о концессионных соглашениях, чтобы усилить ответственность инвесторов за неисполнение обязательств. Такая инициатива связана с тем, что на сегодняшний день при реализации концессионных соглашений их стороны часто сталкиваются с невыполнением сроков строительства и удорожанием проектов. При этом четкий и прозрачный механизм ответственности концессионеров в настоящий момент не предусмотрен.
В связи с этим в Госдуме РФ предложили усилить ответственность инвесторов в части выполнения ключевых обязательств в первые один-два года соглашения. В случае же срыва сроков предлагается ввести штрафные санкции.
Интересно будет наблюдать за судьбой такой инициативы, поскольку мы считаем, что она будет способствовать улучшению механизма контроля за реализацией концессионных соглашений и поможет обеспечить стабильность реализации концессионных проектов.
Снижение стоимости проектов ГЧП в промышленности
Минпромторг России предложил снизить минимальный порог стоимости промышленных проектов, реализуемых в формате ГЧП, с 10 до 5 млрд руб. Соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом России для последующего рассмотрения в Госдуме РФ.
Законопроектом предусмотрены следующие изменения:
Указанные меры направлены на повышение доступности механизма ГЧП для малого и среднего бизнеса и ускорение развития промышленной инфраструктуры. В частности, поправки сделают ГЧП более гибким инструментом для реализации проектов в регионах с особыми условиями.
Ведомства пытаются вывести свои субсидии из-под ограничений Минфина России
Правительство РФ совместно с Банком России к концу 2024 года пришло к соглашению относительно мер синхронизации бюджетной поддержки и денежно-кредитной политики. Это предполагает единые правила распределения субсидий для всех отраслей с целью сдерживания инфляции путем сокращения государственного вмешательства в экономику.
В свете указанного отраслевые министерства начали разрабатывать поправки, чтобы сохранить свои отраслевые субсидии.
В частности, Минпромторг России предлагает поправки, которые позволят обходить общие правила конкурентного распределения субсидий и направлять средства на приоритетные проекты через Правительственную комиссию по импортозамещению.
Помимо этого, Минстрой России добивается увеличения лимита на государственное участие в субсидировании кредитных ставок для модернизации коммунальной инфраструктуры. Инициатива ведомства предполагает направление субсидии на компенсацию кредитных доходов, несмотря на действующий потолок в 5 п. п.
С учетом сказанного можно ожидать, что ведомства начнут массово предлагать исключения для своих отраслей, аргументируя это потребностями в балансировании спроса и предложения. Представители отраслевых министерств уже сейчас отмечают, что поддержка отдельных отраслей необходима для создания предложения и снижения инфляционного давления. Однако экономическая целесообразность таких исключений пока остается под вопросом.
Правительство РФ установило окончательный перечень национальных проектов
Власти утвердили обновленные национальные проекты до 2030 года и разработали единый план их реализации.
Основные изменения в национальных проектах касаются следующих аспектов:
Единый план охватывает ключевые национальные цели, связывая их с государственными программами, стратегиями и дорожными картами. Кроме этого, в него включены цифровые системы мониторинга для оценки реализации и анализа рисков.
В плане также сделан акцент на гибкость и эффективность: для ускорения работы проектных комитетов губернаторы вошли в их состав, что, на наш взгляд, позволит вносить изменения в проекты в зависимости от ситуации и сделает процесс их реализации более гибким.
Минстрой России рассчитывает на иностранные инвестиции для модернизации ЖКХ
Минстрой России запланировал модернизацию коммунальной инфраструктуры с привлечением иностранных инвестиций, однако реализация этих планов вызывает сомнения.
Текущая ситуация в ЖКХ характеризуется рядом проблем. В частности, почти половина водопроводных и канализационных сетей в России нуждается в замене, а из-за устаревших сетей в отрасли накопились убытки — по итогам 2023 года они составили 14,3 млрд руб.
Для модернизации ЖКХ Минстрой России планирует провести реконструкцию более 2 тыс. объектов водоснабжения и водоотведения к 2030 году, обновление 2,5% сетей ежегодно с привлечением 4,5 трлн руб. (включая частные и иностранные инвестиции).
Кроме этого, ведомство планирует принять участие в международных форумах (БРИКС, ООН-Хабитат) для поиска потенциальных инвесторов. Однако непрозрачность отрасли, непредсказуемость тарифов и отсутствие точного учета состояния инфраструктуры вместе с высокой ключевой ставкой делают кредиты недоступными для регионов.
Возможным решением может стать выпуск специализированных облигаций через ДОМ.РФ. Минстрой России надеется на частные инвестиции и поддержку федерального бюджета, но конкретных договоренностей пока нет.
Представляется, что задача модернизации ЖКХ крайне важна, но требует более прозрачной и проработанной стратегии для привлечения средств.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- принят Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 486-ФЗ об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при комплексном развитии территорий (КРТ) (далее ― «ФЗ № 486-ФЗ»);
- ДОМ.РФ и Минкультуры России разработали программу льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия (ОКН);
- Госдума РФ планирует включить в законодательство о концессионных соглашениях положения об ответственности концессионера за неисполнение концессионных обязательств;
- Минпромторг России разрабатывает законопроект, предлагающий снизить минимальную стоимость проектов ГЧП в сфере промышленности с 10 до 5 млрд руб.;
- отраслевые министерства разрабатывают способы обхода ограничений в раздаче субсидий Минфина России;
- Правительство РФ утвердило обновленные национальные проекты до 2030 года и разработало единый план их реализации;
- Минстрой России намерен получить финансирование для развития ЖКХ за счет иностранных инвестиций.
Закон об обязательной инфраструктуре при КРТ
Принят ФЗ № 486-ФЗ, который обязывает застройщиков и операторов, участвующих в проектах КРТ, обеспечивать строительство инфраструктуры для социальных нужд. Ключевые положения закона, в частности, включают:
- обязательства оператора КРТ: компании, реализующие проекты КРТ, должны за свой счет или за счет бюджетных средств строить коммунальную инфраструктуру, транспортные объекты, социальные объекты, а также объекты общественного порядка и безопасности;
- упрощение внесения изменений в документацию: договоры КРТ по инициативе владельцев земель теперь могут становиться основанием для ускоренного изменения генеральных планов развития территорий и правил землепользования и застройки. При этом все изменения должны вноситься в течение 90 дней со дня заключения договора;
- расширение границ КРТ: в проекты КРТ теперь можно включать земли для благоустройства, пожарные депо, объекты индивидуального жилищного строительства, таунхаусы и многоквартирные дома, благоустроенные объекты, построенные в рамках КРТ, должны передаваться на баланс местных муниципалитетов;
- упрощение корректировки решений о КРТ: ФЗ № 486-ФЗ предусматривает два порядка внесения изменений ― публичный, при котором общий процесс корректировки решений остается обязательным, и упрощенный для изменений, которые не требуют широкой публикации, например, уточнение границ территорий для строительства инфраструктуры, смена разрешенного использования участков, корректировка параметров строительства (в пределах 10%);
- дополнения к термину «жилая застройка»: расширяется перечень объектов, которые можно строить в жилых кварталах. Теперь в него включены здания и сооружения, обеспечивающие функционирование жилья (например, магазины, спортивные объекты).
Мы считаем, что ФЗ № 486-ФЗ имеет потенциал для улучшения качества жизни жителей регионов, а также ускорения и упрощения административных процедур для участников проектов КРТ.
Льготное кредитование для восстановления объектов культурного наследия
В России начата реализация программы льготного кредитования для восстановления памятников архитектуры и ОКН. Программа разработана ДОМ.РФ совместно с Минкультуры России, ее основной целью является привлечение 300 млрд руб. внебюджетных инвестиций, реставрация ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также адаптация ОКН под современные нужды.
Льготная ставка по программе составляет 7% годовых для 24 пилотных проектов в восьми регионах: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Самарская, Нижегородская, Тверская области. Для остальных объектов ставка составит 17%, а срок реализации проектов ― до 8,5 лет. Кроме того, программой предусмотрена возможность передачи памятников архитектуры в частную собственность или аренду с обязательством реставрации и дальнейшего содержания.
Предполагается, что программа охватит широкий спектр объектов: на данный момент в России зарегистрировано более 157 тыс. ОКН, при этом около 14 тыс. находятся в неудовлетворительном состоянии. По данным с сайта наследие.дом.рф, аукционы на реставрацию объектов уже начали проводить.
Напомним, что в феврале 2024 года в послании Федеральному собранию РФ Президент РФ поручил к 2030 году привести в порядок не менее 1 тыс. ОКН. Представляется, что с учетом описанных условий подобная программа льготного кредитования имеет высокий потенциал для достижения этих параметров.
Совершенствование законодательства о концессионных соглашениях
Госдума РФ намерена пересмотреть законодательство о концессионных соглашениях, чтобы усилить ответственность инвесторов за неисполнение обязательств. Такая инициатива связана с тем, что на сегодняшний день при реализации концессионных соглашений их стороны часто сталкиваются с невыполнением сроков строительства и удорожанием проектов. При этом четкий и прозрачный механизм ответственности концессионеров в настоящий момент не предусмотрен.
В связи с этим в Госдуме РФ предложили усилить ответственность инвесторов в части выполнения ключевых обязательств в первые один-два года соглашения. В случае же срыва сроков предлагается ввести штрафные санкции.
Интересно будет наблюдать за судьбой такой инициативы, поскольку мы считаем, что она будет способствовать улучшению механизма контроля за реализацией концессионных соглашений и поможет обеспечить стабильность реализации концессионных проектов.
Снижение стоимости проектов ГЧП в промышленности
Минпромторг России предложил снизить минимальный порог стоимости промышленных проектов, реализуемых в формате ГЧП, с 10 до 5 млрд руб. Соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом России для последующего рассмотрения в Госдуме РФ.
Законопроектом предусмотрены следующие изменения:
- новые условия: для территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей стоимостной порог проектов предлагается снизить до 500 млн руб. Кроме того, в этих регионах ГЧП-проекты предлагается реализовывать без проведения конкурса;
- расширение возможностей: механизм ГЧП распространяется на завершение объектов незавершенного строительства, находящихся в частной собственности, и закупку продукции у частных партнеров для обеспечения долгосрочного спроса.
Указанные меры направлены на повышение доступности механизма ГЧП для малого и среднего бизнеса и ускорение развития промышленной инфраструктуры. В частности, поправки сделают ГЧП более гибким инструментом для реализации проектов в регионах с особыми условиями.
Ведомства пытаются вывести свои субсидии из-под ограничений Минфина России
Правительство РФ совместно с Банком России к концу 2024 года пришло к соглашению относительно мер синхронизации бюджетной поддержки и денежно-кредитной политики. Это предполагает единые правила распределения субсидий для всех отраслей с целью сдерживания инфляции путем сокращения государственного вмешательства в экономику.
В свете указанного отраслевые министерства начали разрабатывать поправки, чтобы сохранить свои отраслевые субсидии.
В частности, Минпромторг России предлагает поправки, которые позволят обходить общие правила конкурентного распределения субсидий и направлять средства на приоритетные проекты через Правительственную комиссию по импортозамещению.
Помимо этого, Минстрой России добивается увеличения лимита на государственное участие в субсидировании кредитных ставок для модернизации коммунальной инфраструктуры. Инициатива ведомства предполагает направление субсидии на компенсацию кредитных доходов, несмотря на действующий потолок в 5 п. п.
С учетом сказанного можно ожидать, что ведомства начнут массово предлагать исключения для своих отраслей, аргументируя это потребностями в балансировании спроса и предложения. Представители отраслевых министерств уже сейчас отмечают, что поддержка отдельных отраслей необходима для создания предложения и снижения инфляционного давления. Однако экономическая целесообразность таких исключений пока остается под вопросом.
Правительство РФ установило окончательный перечень национальных проектов
Власти утвердили обновленные национальные проекты до 2030 года и разработали единый план их реализации.
Основные изменения в национальных проектах касаются следующих аспектов:
- внесены уточнения в целевые показатели, включая темпы роста ВВП (2,5% в 2025 году, 3,2% — к 2030 году), уровень инвестиций и реальные доходы населения;
- обновлены планы ввода жилья: с 92,8 млн кв. м в 2025 году до 120 млн кв. м в 2030 году;
- добавлены мероприятия по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также проекты для улучшения качества жизни семей с детьми.
Единый план охватывает ключевые национальные цели, связывая их с государственными программами, стратегиями и дорожными картами. Кроме этого, в него включены цифровые системы мониторинга для оценки реализации и анализа рисков.
В плане также сделан акцент на гибкость и эффективность: для ускорения работы проектных комитетов губернаторы вошли в их состав, что, на наш взгляд, позволит вносить изменения в проекты в зависимости от ситуации и сделает процесс их реализации более гибким.
Минстрой России рассчитывает на иностранные инвестиции для модернизации ЖКХ
Минстрой России запланировал модернизацию коммунальной инфраструктуры с привлечением иностранных инвестиций, однако реализация этих планов вызывает сомнения.
Текущая ситуация в ЖКХ характеризуется рядом проблем. В частности, почти половина водопроводных и канализационных сетей в России нуждается в замене, а из-за устаревших сетей в отрасли накопились убытки — по итогам 2023 года они составили 14,3 млрд руб.
Для модернизации ЖКХ Минстрой России планирует провести реконструкцию более 2 тыс. объектов водоснабжения и водоотведения к 2030 году, обновление 2,5% сетей ежегодно с привлечением 4,5 трлн руб. (включая частные и иностранные инвестиции).
Кроме этого, ведомство планирует принять участие в международных форумах (БРИКС, ООН-Хабитат) для поиска потенциальных инвесторов. Однако непрозрачность отрасли, непредсказуемость тарифов и отсутствие точного учета состояния инфраструктуры вместе с высокой ключевой ставкой делают кредиты недоступными для регионов.
Возможным решением может стать выпуск специализированных облигаций через ДОМ.РФ. Минстрой России надеется на частные инвестиции и поддержку федерального бюджета, но конкретных договоренностей пока нет.
Представляется, что задача модернизации ЖКХ крайне важна, но требует более прозрачной и проработанной стратегии для привлечения средств.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.