Совместные офсеты, снижение коэффициентов риска для ГЧП-проектов, федеральные субсидии на КРТ и другие новости
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Госдума РФ приняла во втором чтении Законопроект № 667365-8, предоставляющий право проводить совместную офсетную закупку (далее — Законопроект № 667365-8);
Минэкономразвития России совместно с Банком России работают над возможностью снижения коэффициентов риска для реализации ГЧП-проектов;
Правительство России издало Постановление от 30 ноября 2024 года № 1685, согласно которому регионы буду получать федеральные субсидии на проекты комплексного развития территорий (КРТ) (далее — Постановление № 1685);
Госдума РФ поддержала Законопроект № 654233-8, предусматривающий утверждение обязательных инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Законопроект № 654233-8);
Госдума РФ приняла в первом чтении Законопроект № 709876-8 о ГЧП в сфере здравоохранения.
Законопроект о совместных офсетных закупках для регионов
17 декабря Госдума РФ приняла во втором чтении Законопроект № 667365-8, который вносит изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). Изменения касаются проведения офсетных контрактов, закупок у единственного поставщика, ведения реестров и организации документооборота в закупочном процессе.
Законопроектом № 667365-8 предусмотрены следующие основные положения:
Совместные офсетные закупки: государственные заказчики из одного субъекта РФ смогут проводить совместные офсетные закупки, а не только централизованные. Это актуально для случаев, когда централизованные закупки затруднены из-за сложности перераспределения средств, например, фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые направляются напрямую медицинским организациям. Совместная закупка позволит нескольким заказчикам региона объединять усилия для заключения офсетного контракта.
Важное условие: минимальный ценовой порог для офсетного контракта сохраняется на уровне 100 млн руб., независимо от количества контрактов, заключаемых по результатам совместной закупки.
Расширение применения офсетных контрактов: они могут применяться не только к промышленной продукции, но и к любым товарам, производство которых было создано, модернизировано или освоено на территории России.
Уточнение норм о закупках у единственного поставщика: в Законопроекте № 667365-8 предложено разрешить проведение нескольких закупок малого объема (ЗМО) для однородных или идентичных товаров, работ или услуг. Это устраняет неопределенность, из-за которой контрольные органы ранее трактовали такие действия как «дробление» закупок, что считалось нарушением.
Также устанавливается требование с 1 января 2025 года использовать Единую информационную систему (ЕИС) для заключения контрактов с единственным поставщиком во всех случаях, а не только в отдельных ситуациях, как сейчас.
Исключение космических закупок из норм поддержки малого бизнеса: законопроект № 667365-8 выводит закупки в сфере космической деятельности из расчета обязательной доли закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Это связано со спецификой космической отрасли и ограниченным количеством малых предприятий, работающих в этой сфере.
Изменение существенных условий контрактов: законопроект № 667365-8 расширяет возможность изменения условий долгосрочных контрактов (от одного года), заключенных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сейчас такая возможность ограничена временными мерами и требует решения Правительства РФ. В случае принятия закона изменения можно будет вносить по решению региональных или муниципальных органов власти.
Представляется, что все вышеуказанные меры будут способствовать упрощению процедур закупок для регионов, модернизации инфраструктуры и развитию производства в субъектах РФ, а также повышению прозрачности и эффективности государственных закупок.
Снижение коэффициентов риска по кредитам для ГЧП-проектов
Минэкономразвития России, Банк России и другие крупнейшие отечественные банки обсуждают возможность снижения коэффициентов риска по кредитам для проектов в сфере ГЧП для облегчения финансирования подобных проектов, о чем сообщил представитель Минэкономразвития России. На данный момент этот коэффициент составляет 100%, что означает высокие риски для банков и ограничивает возможность выдачи кредитов на таких условиях.
Предполагается, что пониженные коэффициенты будут применяться при условии, что между государством (или региональными и муниципальными структурами) и инвестором будет заключено прямое соглашение. В этом соглашении публичная сторона берет на себя обязательства по возврату кредита, если контракт с инвестором расторгается досрочно. Это обеспечит дополнительную защиту банкам и снизит их риски. Кроме того, банки смогут инициировать досрочное прекращение соглашения, если заемщик будет нарушать условия договора.
ЦБ РФ уточняет, что снижение коэффициентов риска будет зависеть от финансовой стабильности публичного партнера, качества самого проекта и механизмов защиты кредиторов. Обсуждение данной инициативы уже идет, а более детальная разработка концепции запланирована на начало следующего года.
Снижение коэффициентов риска для кредитов по ГЧП-проектам — важная мера для стимулирования сотрудничества государства и частного сектора. Она позволит банкам активнее выдавать кредиты для инвестиционных проектов, что в свою очередь увеличит количество реализуемых инфраструктурных инициатив. Механизмы защиты интересов кредиторов также повысят прозрачность и доверие между всеми участниками процесса. В долгосрочной перспективе это положительно скажется на развитии экономики и привлечении инвесторов.
Субсидии на развитие территорий для регионов с низкими доходами
Правительство России приняло Постановление № 1685 о субсидировании проектов КРТ для десяти депрессивных регионов и субъектов с низкой бюджетной обеспеченностью. Финансирование будет направлено на строительство социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также на подключение новых объектов к инженерным сетям. Эта поддержка позволит регионам, испытывающим финансовые трудности, развивать свои территории и улучшать качество городской среды.
На реализацию программы до 2030 года выделено 120 млрд руб. в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Субсидии будут предоставляться регионам при условии их софинансирования и будут носить целевой характер. Основное внимание планируется уделить созданию инфраструктуры для новых жилых комплексов и переселению из аварийного жилья.
Постановление № 1685 особенно актуально с учетом того, что в таких регионах рентабельность строительных проектов низкая, поэтому застройщики не могут самостоятельно финансировать инфраструктурные издержки. Поддержка государства поможет устранить этот барьер и ускорить реализацию проектов.
Мы считаем, что государственная поддержка комплексного развития территорий необходима для устранения дисбалансов между регионами. Эта мера позволит создать современную инфраструктуру там, где это критически необходимо, и ускорить строительство жилья. При стабильных экономических условиях программа может стать катализатором роста региональной экономики и повышения качества жизни граждан.
Обязательные инвестиционные программы для ЖКХ
Госдума РФ в первом чтении поддержала Законопроект № 654233-8, обязывающий ресурсоснабжающие организации (РСО) в сфере водоснабжения и водоотведения утверждать инвестиционные программы для модернизации инфраструктуры. Сегодня такие программы имеют только 2,5% водоснабжающих и 4% водоотводящих организаций.
Инвестиционные программы должны включать работы по капитальному ремонту объектов, а их выполнение должно ежегодно проверяться местными властями. Также Законопроектом № 654233-8 предполагается, что муниципалитеты будут составлять акты приемки выполненных работ, а регионы — вести учет состояния коммунальных сетей.
Ко второму чтению депутаты планируют расширить требования на сферу теплоснабжения. Кроме того, обсуждается вопрос введения ответственности для РСО и региональных властей за невыполнение инвестиционных программ. Эта инициатива направлена на снижение износа коммунальной инфраструктуры, который в настоящее время критически высок.
Обязательные инвестиционные программы для ЖКХ — это необходимый шаг для модернизации устаревших сетей и повышения качества коммунальных услуг. Введение регулярной отчетности и контроля со стороны муниципалитетов позволит избежать нецелевого использования средств. Однако представляется, что важно не только утвердить эти требования, но и обеспечить механизмы ответственности за их нарушение.
Законопроект о ГЧП в здравоохранении
Госдума РФ одобрила в первом чтении Законопроект № 709876-8, регулирующий заключение и исполнение соглашений государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионных соглашений в сфере здравоохранения. Подробно о данном законопроекте мы писали ранее в одном из наших выпусков.
Регулирование ГЧП в здравоохранении позволит более эффективно привлекать частные инвестиции, сохраняя при этом доступность бесплатной медицинской помощи. Запрет на концессии для единственных медицинских учреждений защитит интересы граждан, а четкие правила и контроль со стороны Минздрава России минимизируют риски неэффективного использования средств.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.