Финансирование технопарков, модернизация аэродромов, дорожное строительство
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Минэкономразвития России подготовило проект поправок в Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 года № 1704 (далее ― «Проект поправок»), в котором предлагается перенаправить региональные долги на финансирование инновационных технопарков;
Госдума РФ приняла проект бюджета на 2024–2026 годы, в котором предусматривается почти 30 млрд руб. дополнительных средств на модернизацию региональных аэродромов;
Правительство РФ планирует увеличить расходы на ремонт и строительство дорог, о чем стало известно на отраслевой конференции «Автодора».
Минэкономразвития России подготовило Проект поправок, в котором предлагается перенаправить региональные долги на финансирование инновационных технопарков Согласно Проекту поправок регионам позволяется использовать средства, освободившиеся благодаря реструктуризации их долгов перед федеральным бюджетом, на инфраструктуру для реализации новых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях. В нем также предлагается перенаправить региональные долги на финансирование инновационных технопарков.
Идея заключается в расширении возможности использования регионами средств, полученных за счет пролонгации бюджетных кредитов. По предложению Минэкономразвития России средства в размере 671,4 млрд руб., высвободившиеся от пролонгации кредитов до 2024 года, могут быть направлены на инфраструктуру для реализации новых инвестиционных проектов.
На данный момент Правительство РФ уже одобрило пролонгацию региональных долгов на 256,7 млрд руб. с целью финансирования новых проектов. Дополнительно предлагается использовать эти средства для создания технопарков в области высоких технологий.
Кроме того, предложено дать регионам право использовать средства, высвободившиеся при реструктуризации их долгов, на строительство технопарков в сфере высоких технологий. Такие технопарки, в отличие от других площадок, предназначены преимущественно для компаний, не занимающихся промышленным производством, что может способствовать развитию высокотехнологичного бизнеса в регионах. Такие изменения могут стимулировать инновационное развитие России и способствовать более активному импортозамещению.
Несмотря на Проект поправок, наблюдается низкая активность регионов в использовании предложенных возможностей. Мы считаем, что это объясняется ориентированностью на другие инструменты финансирования, такие как инфраструктурные бюджетные кредиты и займы фонда развития территорий. Суммы списания долгов, которые были проведены в октябре для 12 регионов на сумму 8,2 млрд руб., считаются недостаточными для изменения общей ситуации, в связи с чем представляется, что предложенные изменения могут быть невостребованны из-за предпочтения других мер поддержки.
Власти рассматривают выделение дополнительных средств в размере почти 30 млрд руб. на модернизацию российских аэродромов в рамках проекта развития аэропортов Ранее предполагалось, что проект развития аэропортов завершится в 2024 году. Однако Госдума РФ приняла решение дополнительно выделить 27,5 млрд руб. на программу, что превышает изначальную сумму, предусмотренную в проекте бюджета на 2024 год и последующие два года. Таким образом, средства на модернизацию аэродромной инфраструктуры предлагается направить в размере 40,2 млрд руб. в 2024 году, 5,3 млрд в 2025 году и 9,4 млрд в 2026 году.
Хотя объем финансирования на 2024 год превысил плановый на 14,5%, ощущается нехватка финансирования для развития аэропортной инфраструктуры.
Мы считаем, что выделение дополнительного финансирования для модернизации аэропортов призвано не только ускорить строительство и реконструкцию аэродромов.
Правительство РФ планирует увеличить расходы на дорожное строительство и ремонт в рамках пятилетнего плана развития дорожной деятельности 18 ноября 2023 года на отраслевой конференции «Автодора» были освещены детали корректировки дорожных планов, утвержденных Правительством РФ в Распоряжении от 20 июня 2022 года № 1601-р.
Как сообщает глава департамента строительства аппарата Правительства РФ Максим Степанов, проект скорректированного плана подготовлен Минтрансом России и должен быть утвержден до конца текущего года.
Финансирование дорожных планов вырастет с текущих 13,2 трлн руб. до 15 трлн руб. и будет пролонгировано до 2028 года.
До 2028 года планируется построить 6,1 тыс. км новых автомобильных трасс, включая расширение существующих. Более 1,9 тыс. км из этого объема будет включено в международный транспортный коридор «Россия», а более 500 км — в коридор Север — Юг. Предусмотрено ежегодное приведение в нормативное состояние при помощи ремонта, капитального ремонта и реконструкции примерно 30 тыс. км дорог.
Хотя в план и будут добавлены новые объекты, их количество будет ограничено, и основное удорожание произойдет за счет роста цен и инфляции. Теперь актуализация пятилетнего плана будет осуществляться ежегодно с продлением документа на один год.
В целом мы положительно оцениваем пересмотренный план развития дорожной инфраструктуры, поскольку он предусматривает значительное увеличение ее финансирования и расширения. Представляется, что все указанные меры будут способствовать совершенствованию транспортной сети в стране, что, в свою очередь, может оказать положительное воздействие на ее экономический потенциал.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.