Поправки к закону о ГЧП и МЧП, развитие дальневосточных городов, расширение применения механизма КРТ
В рамках настоящего обзора рассматриваются ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
подготовлен проект изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее— Закон о ГЧП и МЧП) в отношении объектов промышленности (далее — Проект ГЧП);
Правительство РФ утвердило долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития ряда дальневосточных городов (далее — Распоряжение № 4073-р);
Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Закон о ГЧП и МЧП в отношении объектов промышленности Во исполнение поручения Президента РФ от 22 ноября 2023 года № Пр-2299 Минэкономразвития России подготовило Проект федерального закона о внесении изменений в Закон о ГЧП и МЧП, направленных на совершенствование механизма ГЧП для его применения в отношении промышленных предприятий.
В пояснительной записке к Проекту ГЧП говорится, что предлагаемые изменения нацелены на формирование условий для реализации на федеральном уровне ГЧП-проектов в отношении реконструкции принадлежащих российским юридическим лицам имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и/или осуществления иной деятельности в сфере промышленности (далее — объекты промышленности).
В рамках Проекта ГЧП:
новая статья 10.1 предусматривает особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является Российская Федерация, в отношении реконструкции объекта промышленности, находящегося на момент заключения такого соглашения о ГЧП в частной собственности партнера;
предлагается установить закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать планируемый к реализации проект ГЧП: соответствие установленным Правительством РФ требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ, а также преодоление определенных порогов сумм финансирования по соглашению ГЧП, в том числе минимальный процент финансирования за счет собственных средств частного партнера и максимальный объем финансирования за счет средств публичного партнера;
отдельный блок предусматривает возможность заключения соглашения о ГЧП в рамках механизма «частной инициативы».
С 26 декабря 2023 года и по настоящее время Проект ГЧП находится на этапе проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Правительство РФ утвердило долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития ряда дальневосточных городов Во исполнение поручения Президента РФ от 7 ноября 2023 года № Пр-2221 Правительство РФ издало Распоряжение № 4073-р, в котором утвердило долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития 16 дальневосточных городов до 2030 года (мастер-планы).
Такие мастер-планы касаются обновления жилищного фонда, строительства объектов, имеющих социальную значимость, благоустройства территорий, обновления транспортной и коммунальной инфраструктуры, развития курортных зон и др.
Мы убеждены, что реализация указанных планов будет способствовать в том числе росту потребности в заключении концессионных соглашений и контрактов с применением механизмов ГЧП и МЧП.
Расширены возможности применения механизма КРТ С 1 января 2024 года вступил в силу Закон № 627-ФЗ, направленный на расширение применения механизма комплексного развития территорий в регионах России и упрощение связанных с ним процедур. Изменения призваны уравнять юридических лиц, обеспечивающих реализацию решений о КРТ, принятых федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ, и лиц, с которым заключены договоры о КРТ, в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов КРТ.
Так, в частности, накопленный ранее опыт позволяет упростить некоторые процедуры. Например, отпадает необходимость в отдельном утверждении документации по планировке территорий для реализации проекта, если такие документы уже имеются. Кроме того, подготовка проектной документации для размещения объектов капитального строительства в рамках КРТ теперь возможна до образования земельных участков для этих целей.
Еще одно изменение состоит в том, что орган, принявший решение о КРТ, теперь может отказаться от заключения договора КРТ, если он не будет подписан в течение шестидесяти дней с момента, когда проект договора был направлен правообладателю, выразившему согласие на его заключение. В таком случае проект может быть передан на реализацию федеральным органам, операторам КРТ или же выставлен на торги. Эти изменения будут способствовать более оперативному утверждению градостроительной документации, что позволит осуществлять проекты КРТ в сокращенные сроки.
Одним из ключевых нововведений является детальное регулирование деятельности новых субъектов КРТ — операторов КРТ, которыми будут выступать юридические лица, создаваемые на федеральном или региональном уровнях для обеспечения реализации решения о КРТ. Предложение о регулировании было внесено в ответ на запросы от различных регионов.
Новый закон также регламентирует особенности заключения договоров КРТ единым институтом развития в жилищной сфере (ППК «Фонд развития территорий» и «ДОМ.РФ»). Указывается, например, что для реализации проектов КРТ единый институт развития уполномочен направлять предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, механизм КРТ становится ключевым направлением градостроительного развития, предоставляя возможности для обновления застройки, улучшения инфраструктуры и создания новых социальных объектов. Рассмотренные законодательные изменения содействуют более эффективному развертыванию проектов КРТ и обеспечивают широкие перспективы для развития этого механизма в будущем.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.