В рамках настоящего обзора рассматриваются ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
принят Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов) (далее — Закон), направленный на развитие инструментов ГЧП и унификацию норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о КС) и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ГЧП).
Анализ Закона В настоящее время сфера ГЧП регулируется множеством специализированных законов. Закон вносит изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», Закон о КС и Закон о ГЧП. Ранее законодательство не регулировало вопросы, которые часто возникали в судебной практике, и не устанавливало необходимые механизмы, закрепленные деловой и судебной практикой.
Закон вносит многочисленные изменения в регулирование правовых отношений в сфере ГЧП. В частности, Закон унифицирует понятия «техническое обслуживание объекта концессионного соглашения» (п. 1 ст. 2 Закона) и «реконструкция объекта соглашения о ГЧП» (п. 1 ст. 3 Закона), позволяет изменять целевое назначение объекта. Также в Законе определены понятия «плата концедента» (п. 8 ст. 2 Закона) и «капитальный грант» (п. 8 ст. 2 Закона). Установлены формы, размеры и порядок финансового участия концедента в создании и/или реконструкции объекта концессионного соглашения (п. 8 ст. 2 Закона). Сокращены сроки принятия решения о реализации проекта ГЧП с 60 до 30 дней со дня получения положительного заключения уполномоченного органа (п. 6 ст. 3 Закона). Стоит отметить, что Закон предоставляет возможность выбора концедентом в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе безотзывной банковской гарантии.
Закон предусматривает возможность включать в соглашения условия об особых обстоятельствах. Под такими обстоятельствами понимаются обстоятельства, наступление которых может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению частным партнером обязательств по соглашению и/или возникновению у него дополнительных расходов и/или недополученных доходов по соглашению, связанных с наступлением указанных обстоятельств (пп. «в» п. 7 ст. 3 Закона). В первоначальной редакции Закона указывался открытый возможный перечень подобных обстоятельств, однако в дальнейшем такой перечень был исключен из финальной редакции.
Последствием наступления указанных обстоятельств может являться обязательство концедента по возмещению дополнительных расходов и/или компенсации концессионеру недополученных доходов.
Также Закон уточняет, что передача объекта незавершенного строительства концессионеру или частному партнеру возможна для создания на его основе объекта концессионного соглашения или объекта соглашения о ГЧП соответственно (пп. «г» п. 1 ст. 2 и п.3 ст.3 Закона).
По нашему мнению, Закон позволит развить возможности инструментов ГЧП, а принятые изменения повысят инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов. В частности, изменения направлены на стимулирование инвесторов разрабатывать проекты ГЧП на основе частной инициативы. Положения Закона направлены на обеспечение правовой определенности и стабильности правового регулирования и снижение рисков оспаривания концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.
Закон (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 октября 2023 года.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.