В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Минпромторг России и Минэкономразвития России готовят поправки к ГЧП в сфере промышленности
25 марта 2025 года в рамках парламентских слушаний в Совете Федерации Минпромторг России и Минэкономразвития России сообщили, что готовят поправки к ГЧП в сфере промышленности.
Было отмечено, что в ГЧП в сфере промышленности много «длинных» проектов, горизонт окупаемости которых достигает 10, 15 и 20 лет, потому требуется внести пакет поправок в текущий Федеральный закон № 224-ФЗ, которые в последующем будут изменяться и дорабатываться на реальных проектах.
Мы полагаем, что поправки в Федеральный закон № 224-ФЗ могут способствовать введению новых механизмов поддержки для инвесторов и скорректировать распределение рисков между государством и представителями бизнеса.
Ряд регионов заключит концессии на строительство объектов для сортировки мусора без проведения конкурсов
Правительство РФ опубликовало Распоряжение № 649-р, согласно которому 19 субъектов РФ смогут заключать концессионные соглашения на строительство комплексных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) без проведения конкурса с организациями из списка, приложенного к распоряжению.
К таковым регионам России были отнесены: Приморский, Алтайский, Красноярский, Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Курганская, Оренбургская, Самарская, Ярославская, Тверская, Калининградская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Коми.
Всего в вышеперечисленных регионах построят 36 мусоросортировочных объектов общей мощностью 5 млн т, с утилизацией в размере 2,1 млн т и объемом размещения 3,765 млн т, что позволит субъектам РФ практически полностью обеспечить достижение показателей сортировки ТКО по федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла» к 2030 году.
Кроме того, к реализации проектов будет привлечена публично-правовая компания «Российский экологический оператор» для обеспечения льготного финансирования, а также контроля за целевым использованием средств и соблюдением сроков строительства.
Причиной принятия Распоряжения № 649-р послужили сложности ведения инвестиционной деятельности в отдельных регионах страны и отсутствие инвесторов, готовых к долгосрочным частным инвестициям в проекты. Отказ от конкурсной основы объясняется стремлением исключить недобросовестных участников, способных блокировать исполнение контрактов, однако в данном случае возникает проблема неконкурентного отбора участников соглашений.
Таким образом, нововведения способствуют сокращению сроков заключения концессионных соглашений, что воспрепятствует удорожанию проектов и ускорит приток в отрасль частных инвестиций, а компании смогут рассчитывать на льготное финансирование.
РПФИ будет работать с различными механизмами концессий для развития Северного морского пути
РФПИ намерен начать работу с механизмами концессий для развития Северного морского пути, о чем было сообщено на Международном арктическом форуме «Арктика ― территория диалога», проходившем 26─27 марта на территории Мурманской области.
В рамках форума было указано, что финансирование развития Северного морского пути необходимо осуществлять не только за счет бюджетных средств, но также и за счет концессионных механизмов, которые позволят привлечь к проекту инвестиционные фонды и частных инвесторов.
Кроме того, на форуме анонсировался запуск Арктического инфраструктурного фонда, создание которого планируется до конца 2025 года.
Отметим, что форум стал ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, разработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона.
Правительство РФ рассматривает возможность расширения программы льготного кредитования на строительство туристических объектов
В Правительстве РФ прорабатываются варианты увеличения лимитов механизма субсидирования ставки за счет льготных программ кредитования по туристическим инвестиционным проектам.
Причиной обсуждаемых изменений стал повышенный интерес со стороны инвесторов в рамках очередного этапа конкурса. Было предоставлено много перспективных заявок, которые Правительство РФ готово поддержать и проинвестировать, однако их количество превышает лимитные возможности программы.
На пленарном заседании II Всероссийского горнолыжного форума «Сила гор. Шерегеш», проходившего в Кемеровской области, было отмечено, что представители бизнеса взяли на себя обязательство проинвестировать 32 млрд руб. в создание и развитие инфраструктуры и обеспечить 4,7 млн посещений в год.
Напомним, что горнолыжные курорты получают поддержку и вне национального проекта по туризму. Так, из 11 туристических особых экономических зон семь ― это горнолыжные комплексы, а девять из них в прошлом году получили поддержку, не считая гостиниц, расположенных на курортах.
Кроме того, не стоит забывать о существовании единой субсидии, которая позволяет развивать всесезонные активности, привлекая для этого представителей бизнеса, а именно: проводить фестивали, обустраивать экотропы, строить открытые бассейны, рестораны, спа, организовывать детский досуг.
Таким образом, обсуждаемые изменения способствуют активному развитию туристической сферы и увеличению объектов инфраструктуры на курортах.
Новый план дорожной деятельности до 2030 года
Правительство РФ утвердило план дорожной деятельности до 2030 года, на реализацию которого власти собираются выделить более 9 трлн руб. Планируется ремонт 85% федеральных и 60% региональных дорог, а также реконструкция более 3,5 тыс. автотрасс. Документ станет одним из основных инструментов реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Отметим, что новый план сменит предыдущий ― «дорожную пятилетку» 2024–2028 годов, утвержденную распоряжением Правительства РФ в 2023 году, общий объем финансирования по которому составлял 5,6 трлн руб.
Объекты нового строительства по утвержденному плану были включены в принятый шестилетний план практически без изменений. Дороги, которые строятся уже сегодня, будут завершены. Кроме того, в план попало ранее данное Президентом РФ Владимиром Путиным поручение по созданию 50 новых обходов городов.
На заседании Правительства РФ было указано на необходимость осуществления строгого контроля Минтрансом России за расходованием средств, ходом работ и сроками их выполнения, поскольку от этого напрямую зависит точность логистики, комфорт передвижения граждан, а также самое главное ― безопасность пешеходов и водителей, их жизнь и здоровье.
Таким образом, новый план должен способствовать развитию надежной дорожной сети по всей России, повышая связанность регионов страны, а также сформировать бесшовные скоростные пути.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- Минпромторг России и Минэкономразвития России готовят поправки к промышленному ГЧП;
- Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 20 марта 2025 года № 649-р, по которому ряд регионов заключит концессии на строительство объектов для сортировки мусора без проведения конкурсов (далее ― «Распоряжение № 649-р»);
- Российский фонд прямых инвестиций (РПФИ) будет работать с различными механизмами концессий для развития Северного морского пути;
- Правительство РФ рассматривает возможность расширения программы льготного кредитования на строительство туристических объектов;
- Правительство РФ утвердило новый план дорожной деятельности до 2030 года.
Минпромторг России и Минэкономразвития России готовят поправки к ГЧП в сфере промышленности
25 марта 2025 года в рамках парламентских слушаний в Совете Федерации Минпромторг России и Минэкономразвития России сообщили, что готовят поправки к ГЧП в сфере промышленности.
Было отмечено, что в ГЧП в сфере промышленности много «длинных» проектов, горизонт окупаемости которых достигает 10, 15 и 20 лет, потому требуется внести пакет поправок в текущий Федеральный закон № 224-ФЗ, которые в последующем будут изменяться и дорабатываться на реальных проектах.
Мы полагаем, что поправки в Федеральный закон № 224-ФЗ могут способствовать введению новых механизмов поддержки для инвесторов и скорректировать распределение рисков между государством и представителями бизнеса.
Ряд регионов заключит концессии на строительство объектов для сортировки мусора без проведения конкурсов
Правительство РФ опубликовало Распоряжение № 649-р, согласно которому 19 субъектов РФ смогут заключать концессионные соглашения на строительство комплексных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) без проведения конкурса с организациями из списка, приложенного к распоряжению.
К таковым регионам России были отнесены: Приморский, Алтайский, Красноярский, Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Курганская, Оренбургская, Самарская, Ярославская, Тверская, Калининградская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Коми.
Всего в вышеперечисленных регионах построят 36 мусоросортировочных объектов общей мощностью 5 млн т, с утилизацией в размере 2,1 млн т и объемом размещения 3,765 млн т, что позволит субъектам РФ практически полностью обеспечить достижение показателей сортировки ТКО по федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла» к 2030 году.
Кроме того, к реализации проектов будет привлечена публично-правовая компания «Российский экологический оператор» для обеспечения льготного финансирования, а также контроля за целевым использованием средств и соблюдением сроков строительства.
Причиной принятия Распоряжения № 649-р послужили сложности ведения инвестиционной деятельности в отдельных регионах страны и отсутствие инвесторов, готовых к долгосрочным частным инвестициям в проекты. Отказ от конкурсной основы объясняется стремлением исключить недобросовестных участников, способных блокировать исполнение контрактов, однако в данном случае возникает проблема неконкурентного отбора участников соглашений.
Таким образом, нововведения способствуют сокращению сроков заключения концессионных соглашений, что воспрепятствует удорожанию проектов и ускорит приток в отрасль частных инвестиций, а компании смогут рассчитывать на льготное финансирование.
РПФИ будет работать с различными механизмами концессий для развития Северного морского пути
РФПИ намерен начать работу с механизмами концессий для развития Северного морского пути, о чем было сообщено на Международном арктическом форуме «Арктика ― территория диалога», проходившем 26─27 марта на территории Мурманской области.
В рамках форума было указано, что финансирование развития Северного морского пути необходимо осуществлять не только за счет бюджетных средств, но также и за счет концессионных механизмов, которые позволят привлечь к проекту инвестиционные фонды и частных инвесторов.
Кроме того, на форуме анонсировался запуск Арктического инфраструктурного фонда, создание которого планируется до конца 2025 года.
Отметим, что форум стал ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, разработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона.
Правительство РФ рассматривает возможность расширения программы льготного кредитования на строительство туристических объектов
В Правительстве РФ прорабатываются варианты увеличения лимитов механизма субсидирования ставки за счет льготных программ кредитования по туристическим инвестиционным проектам.
Причиной обсуждаемых изменений стал повышенный интерес со стороны инвесторов в рамках очередного этапа конкурса. Было предоставлено много перспективных заявок, которые Правительство РФ готово поддержать и проинвестировать, однако их количество превышает лимитные возможности программы.
На пленарном заседании II Всероссийского горнолыжного форума «Сила гор. Шерегеш», проходившего в Кемеровской области, было отмечено, что представители бизнеса взяли на себя обязательство проинвестировать 32 млрд руб. в создание и развитие инфраструктуры и обеспечить 4,7 млн посещений в год.
Напомним, что горнолыжные курорты получают поддержку и вне национального проекта по туризму. Так, из 11 туристических особых экономических зон семь ― это горнолыжные комплексы, а девять из них в прошлом году получили поддержку, не считая гостиниц, расположенных на курортах.
Кроме того, не стоит забывать о существовании единой субсидии, которая позволяет развивать всесезонные активности, привлекая для этого представителей бизнеса, а именно: проводить фестивали, обустраивать экотропы, строить открытые бассейны, рестораны, спа, организовывать детский досуг.
Таким образом, обсуждаемые изменения способствуют активному развитию туристической сферы и увеличению объектов инфраструктуры на курортах.
Новый план дорожной деятельности до 2030 года
Правительство РФ утвердило план дорожной деятельности до 2030 года, на реализацию которого власти собираются выделить более 9 трлн руб. Планируется ремонт 85% федеральных и 60% региональных дорог, а также реконструкция более 3,5 тыс. автотрасс. Документ станет одним из основных инструментов реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Отметим, что новый план сменит предыдущий ― «дорожную пятилетку» 2024–2028 годов, утвержденную распоряжением Правительства РФ в 2023 году, общий объем финансирования по которому составлял 5,6 трлн руб.
Объекты нового строительства по утвержденному плану были включены в принятый шестилетний план практически без изменений. Дороги, которые строятся уже сегодня, будут завершены. Кроме того, в план попало ранее данное Президентом РФ Владимиром Путиным поручение по созданию 50 новых обходов городов.
На заседании Правительства РФ было указано на необходимость осуществления строгого контроля Минтрансом России за расходованием средств, ходом работ и сроками их выполнения, поскольку от этого напрямую зависит точность логистики, комфорт передвижения граждан, а также самое главное ― безопасность пешеходов и водителей, их жизнь и здоровье.
Таким образом, новый план должен способствовать развитию надежной дорожной сети по всей России, повышая связанность регионов страны, а также сформировать бесшовные скоростные пути.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.