В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые новости, касающиеся изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Анализ Проекта ПП о затратах на ЖКХ
Проект ПП о затратах на ЖКХ разработан в исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ М. Ш. Хуснуллина от 28 ноября 2022 года № МХ-П16-20343 с целью формирования механизма возмещения затрат, понесенных ресурсоснабжающими организациями на строительство объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением средств Фонда национального благосостояния (далее ― ФНБ) с учетом запаса мощности на весь цикл планируемой застройки, за счет платы за подключение объектов капитального строительства к системам ЖКХ.
Предоставляемые в качестве государственной финансовой поддержки заемные средства ФНБ являются ограниченными, они направляются на реализацию более эффективных проектов.
В целях обеспечения возвратности бюджетных средств подключение предлагается осуществлять с учетом комплексной схемы инженерного обеспечения территории (далее ― КСИОТ), которая содержит данные о наличии источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, графики реализации инвестиционных проектов по строительству, сведения о правообладателях сетей инженерно-технического обеспечения и другое. Проектом ПП о затратах на ЖКХ предлагается дополнить указанный перечень информацией об объектах капитального строительства с указанием сроков ввода и подключаемых нагрузок.
По нашему мнению, Проект ПП о затратах на ЖКХ предоставит более широкий выбор источников финансирования (средства ФНБ) для целей реализации проектов в сфере ЖКХ.
На текущий момент Проект ПП о затратах на ЖКХ проходит общественные обсуждения (20 марта 2023 года завершилось прохождение антикоррупционной экспертизы).
Анализ Законопроекта № 75205-8
На текущий момент вопрос о возможности принятия публичной стороной обязательств по выплате дополнительных расходов из бюджетов при реализации КС и СГЧП, в частности, в связи с наступлением особых обстоятельств или выплатой компенсации при прекращении, является достаточно спорным на практике и обычно сопровождается длительными переговорами при согласовании условий КС и СГЧП.
Законопроектом № 75205-8 предлагалось:
Предполагалось, что положения Законопроекта № 75205-8 направлены на повышение эффективности бюджетного планирования посредством обеспечения информирования финансового органа о бюджетных обязательствах, предусмотренных в КС и СГЧП, а также на оптимизацию процесса рассмотрения проекта соглашения заинтересованными органами власти в части анализа бюджетных обязательств.
Отзыв Законопроекта № 75205-8 Правительством РФ позволяет предположить, что механизм контроля за расходованием бюджетных средств и формированием перечня обстоятельств будет подвергнут более тонкой настройке и доработке, чтобы избежать создания дополнительных ограничений и обременений для участников проектов ГЧП с использованием компенсационных механизмов.
- ФАС России разработала проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленный на формирование механизма возмещения затрат, понесенных ресурсоснабжающими организациями (ID проекта 02/07/03-23/00136681) (далее ― Проект ПП о затратах на ЖКХ);
- Правительством РФ отозван законопроект № 75205-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал механизм согласования дополнительных расходов бюджета в связи с определенными в соглашениях обстоятельствами (далее ― Законопроект № 75205-8).
Анализ Проекта ПП о затратах на ЖКХ
Проект ПП о затратах на ЖКХ разработан в исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ М. Ш. Хуснуллина от 28 ноября 2022 года № МХ-П16-20343 с целью формирования механизма возмещения затрат, понесенных ресурсоснабжающими организациями на строительство объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением средств Фонда национального благосостояния (далее ― ФНБ) с учетом запаса мощности на весь цикл планируемой застройки, за счет платы за подключение объектов капитального строительства к системам ЖКХ.
Предоставляемые в качестве государственной финансовой поддержки заемные средства ФНБ являются ограниченными, они направляются на реализацию более эффективных проектов.
В целях обеспечения возвратности бюджетных средств подключение предлагается осуществлять с учетом комплексной схемы инженерного обеспечения территории (далее ― КСИОТ), которая содержит данные о наличии источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, графики реализации инвестиционных проектов по строительству, сведения о правообладателях сетей инженерно-технического обеспечения и другое. Проектом ПП о затратах на ЖКХ предлагается дополнить указанный перечень информацией об объектах капитального строительства с указанием сроков ввода и подключаемых нагрузок.
По нашему мнению, Проект ПП о затратах на ЖКХ предоставит более широкий выбор источников финансирования (средства ФНБ) для целей реализации проектов в сфере ЖКХ.
На текущий момент Проект ПП о затратах на ЖКХ проходит общественные обсуждения (20 марта 2023 года завершилось прохождение антикоррупционной экспертизы).
Анализ Законопроекта № 75205-8
На текущий момент вопрос о возможности принятия публичной стороной обязательств по выплате дополнительных расходов из бюджетов при реализации КС и СГЧП, в частности, в связи с наступлением особых обстоятельств или выплатой компенсации при прекращении, является достаточно спорным на практике и обычно сопровождается длительными переговорами при согласовании условий КС и СГЧП.
Законопроектом № 75205-8 предлагалось:
- обязать концедента, публичного партнера направлять в финансовый орган, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета, вместе с проектом КС и СГЧП сведения об обстоятельствах и условиях, указанных в таком соглашении, наступление которых может повлечь за собой дополнительные расходы бюджета, в том случае, если при реализации проекта планируется использование бюджетных средств, и соответствующим актом публичной стороны установлена обязанность по направлению проекта КС и СГЧП на согласование в финансовый орган;
- ввести обязанность инициатора проекта направлять сведения о вышеуказанных обязательствах при подаче предложения о заключении КС и СГЧП в соответствующий орган государственной власти.
Предполагалось, что положения Законопроекта № 75205-8 направлены на повышение эффективности бюджетного планирования посредством обеспечения информирования финансового органа о бюджетных обязательствах, предусмотренных в КС и СГЧП, а также на оптимизацию процесса рассмотрения проекта соглашения заинтересованными органами власти в части анализа бюджетных обязательств.
Отзыв Законопроекта № 75205-8 Правительством РФ позволяет предположить, что механизм контроля за расходованием бюджетных средств и формированием перечня обстоятельств будет подвергнут более тонкой настройке и доработке, чтобы избежать создания дополнительных ограничений и обременений для участников проектов ГЧП с использованием компенсационных механизмов.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.