Обзоры
Новости ГЧП

Инвестиционные налоговые кредиты, льготы в преференциальных режимах, законодательные изменения в сфере капиталовложений и передача ОКН в концессию

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • Минфин России планирует изменить условия предоставления инвестиционных налоговых кредитов (ИНК);

  • Минфин России предлагает ограничить налоговые льготы в преференциальных режимах;

  • Правительство РФ издало Распоряжение от 29 октября 2024 года № 3064-р, которым внесены изменения в перечень нормативных актов, применяемых с учетом особенностей Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее ― «Распоряжение № 3064-р»);

  • Госдума РФ приняла законопроект № 589491-7, разрешающий передачу в концессию объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии для их сохранения (далее ― «Законопроект № 589491-7»).

Власти планируют изменить условия предоставления ИНК

Минфин России предложил изменить условия предоставления ИНК и сделать их доступными на срок до 10 лет для всех организаций. Ранее максимальный срок в 10 лет был доступен только для компаний из зон территориального развития.

ИНК являются особой формой государственного займа, который позволяет представителям бизнеса отсрочить налоговые платежи и использовать высвободившиеся средства для осуществления инвестиций в развитие, при этом задолженность должна быть возвращена с процентами. Ставка по таким кредитам составляет ½ или ¾ ключевой ставки ЦБ РФ, но не более 15% годовых.

ИНК предоставляются по налогу на прибыль, а также по региональным и местным сборам, таким как имущественный и транспортный налоги. Эта мера применяется к компаниям, занимающимся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, инновационной деятельностью, выполнением государственного заказа или инвестирующим в проекты с высокой энергетической эффективностью.

Однако, несмотря на внешнюю привлекательность, процесс получения ИНК сложен и требует обширного документального сопровождения, что ограничивает его популярность в настоящий момент. В условиях высокой ключевой ставки (21% в октябре 2024 года) такие кредиты становятся более привлекательными, так как они предлагаются по ставкам ниже рыночных.

В этом контексте кажется, что инициатива Минфина России по увеличению срока предоставления ИНК до 10 лет должна повысить интерес представителей бизнеса к этому инструменту и стимулировать инвестиционную активность компаний, что положительно скажется на экономике, что особенно важно в условиях экономической нестабильности и инфляционных колебаний.

Налоговые льготы в преференциальных режимах могут быть ограничены

Минфин России доработал инициированный в 2023 году законопроект об ограничении налоговых льгот в преференциальных режимах, таких как особые экономические зоны и территории опережающего развития. Новый принцип «двух ключей» позволит регионам самостоятельно регулировать условия предоставления льгот, а также вводить исключения для компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Данный вопрос был поднят на обсуждении в ходе круглого стола, посвященного особенностям налогообложения участников преференциальных режимов, прошедшего в Совете Федерации 6 ноября 2024 года. Хотя инициатива направлена на повышение эффективности преференций, однако вызывает опасения по снижению привлекательности таких режимов для инвесторов.

Минфин России ранее в 2023 году уже готовил изменения в НК РФ. Сейчас в доработанной версии законопроекта планируется установить новые требования к резидентам, включая сдачу годовой отчетности в ФНС России. Это условие должно повысить прозрачность и уровень контроля над применением льгот, но может создать дополнительную административную нагрузку на представителей бизнеса. Кроме того, предусмотрены меры приостановки действия льгот при невыполнении ключевых показателей эффективности, что также вызывает вопросы у экспертов и регионов.

Некоторые участники обсуждения, в том числе представители Минэкономразвития России, отмечают, что введение ограничений на применение налоговых льгот может отпугнуть потенциальных инвесторов, особенно учитывая отсутствие аналогичных ограничений в международной практике.

Представляется, что с учетом продолжающейся дискуссии об ограничении предоставления льгот для новых резидентов преференциальных режимов компаниям уже сейчас стоит оперативно планировать направление своего присутствия в таких регионах и варианты ведения инвестиционной деятельности в них.

Изменения в перечне стабилизируемых нормативных актов

Распоряжением № 3064-р внесены изменения в перечень нормативных актов, которые применяются с учетом особенностей Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Обновленный перечень включает как технические правки, связанные с изменением наименования документов, так и содержательные изменения, такие как исключение или дополнение актов.

Данный перечень так называемых стабилизируемых актов обеспечивает защиту инвесторов от изменения правового регулирования на период действия соглашения о защите капиталовложений (СЗПК). Внесенные изменения нацелены на создание более предсказуемых условий для представителей бизнеса, что должно снизить регуляторные риски и укрепить доверие к инвестиционным проектам.

Мы считаем, что обновление перечня таких стабилизируемых актов повысит правовую стабильность для инвесторов и создаст более благоприятные условия для долгосрочных капиталовложений, что, в свою очередь, поможет привлечению новых проектов и улучшению инвестиционного климата в России.

Законопроект о передаче объектов культурного наследия в концессию

Госдума РФ во втором и третьем чтениях приняла Законопроект № 589491-7, разрешающий передачу объектов культурного наследия (ОКН) в неудовлетворительном состоянии в концессию. Эта мера направлена на сохранение таких объектов за счет привлечения частных инвестиций. Законопроект был внесен на рассмотрение Правительством РФ еще в 2018 году, а первое чтение прошло в 2019 году.

Основные изменения предлагается внести в федеральные законы «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ». В частности, Законопроект № 589491-7 предусматривает передачу ОКН в концессию при соблюдении следующих условий:

  • объект должен быть включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ;

  • объект не может быть мемориальной квартирой, мавзолеем, произведением монументального искусства, объектом религиозного назначения, археологическим памятником, захоронением или военным объектом;

  • при реставрации не допускается изменение целевого назначения объекта (образование, культура, спорт, отдых, туризм).

Законопроект № 589491-7 также устанавливает запрет на передачу некоторых категорий ОКН. Это касается соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве в отношении объектов из реестра ОКН.

Кроме того, уточнены критерии признания неудовлетворительного состояния ОКН:

  • утрата инженерных систем, деформация фундамента или кровли, наличие сквозных трещин в несущих конструкциях;

  • отсутствие окон или дверей, разрушение несущих конструкций;

  • недопустимый уровень надежности здания.

Для признания состояния объекта неудовлетворительным достаточно наличия одного критерия либо комбинации из трех менее значительных признаков.

Поправками также предусмотрено закрепление критериев признания неудовлетворительного состояния в законе, тогда как в настоящее время они устанавливаются Правительством РФ.

Мы считаем, что реконструкция ОКН в неудовлетворительном состоянии в рамках концессионных соглашений позволит сохранить их за счет привлечения частного капитала, что повысит эффективность реставрации и обеспечит сохранение культурного наследия для будущих поколений.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.