Обзоры
2024-01-30 14:48 Новости ГЧП

Повышенное авансирование госконтрактов, реестр концессий и оценка спортивных проектов ГЧП

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • в Постановлении Правительства РФ от 23 января 2024 года № 50 сохранена возможность повышенного авансирования государственных контрактов (далее ― «Постановление № 50»);
  • Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2023 года № 799 утвержден порядок формирования и ведения концессионных соглашений (далее ― «Приказ № 799»);
  • Минспорт России разработал методику оценки проектов ГЧП в сфере спорта.

Организации, участвующие в государственных закупках, смогут получить авансовые платежи до 50% от стоимости контракта в 2024 году
В соответствии с Постановлением № 50 Правительство РФ продолжает политику повышенного авансирования государственных контрактов.

Положения Постановления № 50 распространяются на государственные контракты, финансируемые из федерального бюджета и подлежащие казначейскому контролю. Ранее предельный размер аванса по государственным контрактам в основном ограничивался 30% от стоимости, установленной в договоре. Увеличение лимита авансирования направлено на предоставление организациям дополнительных ресурсов для более быстрого и эффективного выполнения задач при строгом контроле над расходованием бюджетных средств.

Кроме того, Постановление № 50 сохраняет повышенный лимит авансовых платежей по государственным контрактам с казначейским контролем, касающимся объектов капитального строительства государственной собственности на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Компании, заключившие такие контракты, будут продолжать получать аванс до 90% от стоимости, указанной в договоре на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Практика повышенных авансовых платежей по государственным контрактам была успешно внедрена Правительством РФ в 2022 и 2023 годах с целью укрепления устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Эта мера продемонстрировала свою эффективность, предоставив бизнес-сообществу возможность более быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы.

Мы считаем, что такие меры в правилах финансирования государственных контрактов способствуют более эффективному использованию ресурсов, обеспечивают устойчивость бизнеса и являются важным шагом в развитии экономической системы.

Минэкономразвития России утвердило порядок формирования и ведения реестра концессионных соглашений
С принятием Приказа № 799 инициатива Минэкономразвития России по созданию реестра концессионных соглашений приобрела законодательный статус.

Минэкономразвития России занимается сбором, анализом, систематизацией и обобщением данных о реализуемых и завершенных на 1 января текущего года концессионных соглашениях. Эта информация ежегодно, не позднее 1 июня, публикуется на официальном сайте министерства.

В соответствии с новым утвержденным порядком содержащиеся в реестре данные становятся открытыми и общедоступными. Они включают в себя следующую информацию:
  • порядковый номер записи;
  • название проекта и регион, в котором он реализуется;
  • наименование концессионера и концедента, а также дата заключения соглашения;
  • отрасль, в которой реализуется соглашение, и его сроки;
  • статус концессионного соглашения и общая стоимость создания объекта соглашения.

Эти изменения в законодательстве направлены на повышение прозрачности и доступности данных о концессионных соглашениях, а также способствуют более эффективному мониторингу и контролю со стороны общественности и заинтересованных сторон.

Представляется, что введение такого порядка является важным шагом в сторону обеспечения открытости и прозрачности в сфере концессионных соглашений, поскольку дает возможность более эффективно управлять и контролировать реализацию проектов.

Минспорт России утвердил методику оценки концессионных и ГЧП-проектов в области спорта
Минспорт России разработал методику оценки проектов по созданию объектов спортивной инфраструктуры массового спорта на основании соглашений о ГЧП/МЧП и концессионных соглашений.

Эта методика предназначена для предварительной оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП. С ее помощью субъекты федерации определят проекты, претендующие на государственное софинансирование. Данные, полученные в результате оценки проектов, согласно методике будут учтены в заявке и финансово-экономическом обосновании проекта.

Социально-экономическая эффективность проекта включает в себя социальную нагрузку и экономическую эффективность. Социальная нагрузка рассчитывается из таких элементов, как безвозмездное предоставление объекта или его части публичному партнеру, бесплатные часы для занятий физкультурой и спортом для льготных категорий населения, переподготовка специалистов в области физической культуры и спорта, безвозмездное предоставление спортивного инвентаря и оборудования.

Экономическая эффективность оценивается через затраты частного партнера во время целевой и технической эксплуатации объекта. В ходе оценки учитываются налоговые отчисления, отчисления во внебюджетные фонды, затраты на закупку спортивного оборудования для объекта, расходы на содержание объекта, расписание и количество бесплатных часов, предоставляемых частной стороной публичной, созданные рабочие места и привлечение малых и средних предприятий, а также фонд оплаты труда.

Мы считаем, что утверждение данной методики оценки является ключевым шагом в стимулировании развития спортивной инфраструктуры и обеспечении эффективного выполнения концессионных и ГЧП-проектов в сфере массового спорта. Она не только повышает прозрачность и объективность процесса отбора проектов, но и учитывает социальные и экономические аспекты в их реализации.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.