Повышенное авансирование госконтрактов, реестр концессий и оценка спортивных проектов ГЧП
В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
в Постановлении Правительства РФ от 23 января 2024 года № 50 сохранена возможность повышенного авансирования государственных контрактов (далее ― «Постановление № 50»);
Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2023 года № 799 утвержден порядок формирования и ведения концессионных соглашений (далее ― «Приказ№ 799»);
Минспорт России разработал методику оценки проектов ГЧП в сфере спорта.
Организации, участвующие в государственных закупках, смогут получить авансовые платежи до 50% от стоимости контракта в 2024 году В соответствии с Постановлением № 50 Правительство РФ продолжает политику повышенного авансирования государственных контрактов.
Положения Постановления № 50 распространяются на государственные контракты, финансируемые из федерального бюджета и подлежащие казначейскому контролю. Ранее предельный размер аванса по государственным контрактам в основном ограничивался 30% от стоимости, установленной в договоре. Увеличение лимита авансирования направлено на предоставление организациям дополнительных ресурсов для более быстрого и эффективного выполнения задач при строгом контроле над расходованием бюджетных средств.
Кроме того, Постановление № 50 сохраняет повышенный лимит авансовых платежей по государственным контрактам с казначейским контролем, касающимся объектов капитального строительства государственной собственности на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Компании, заключившие такие контракты, будут продолжать получать аванс до 90% от стоимости, указанной в договоре на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Практика повышенных авансовых платежей по государственным контрактам была успешно внедрена Правительством РФ в 2022 и 2023 годах с целью укрепления устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Эта мера продемонстрировала свою эффективность, предоставив бизнес-сообществу возможность более быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы.
Мы считаем, что такие меры в правилах финансирования государственных контрактов способствуют более эффективному использованию ресурсов, обеспечивают устойчивость бизнеса и являются важным шагом в развитии экономической системы.
Минэкономразвития России утвердило порядок формирования и ведения реестра концессионных соглашений С принятием Приказа № 799 инициатива Минэкономразвития России по созданию реестра концессионных соглашений приобрела законодательный статус.
Минэкономразвития России занимается сбором, анализом, систематизацией и обобщением данных о реализуемых и завершенных на 1 января текущего года концессионных соглашениях. Эта информация ежегодно, не позднее 1 июня, публикуется на официальном сайте министерства.
В соответствии с новым утвержденным порядком содержащиеся в реестре данные становятся открытыми и общедоступными. Они включают в себя следующую информацию:
порядковый номер записи;
название проекта и регион, в котором он реализуется;
наименование концессионера и концедента, а также дата заключения соглашения;
отрасль, в которой реализуется соглашение, и его сроки;
статус концессионного соглашения и общая стоимость создания объекта соглашения.
Эти изменения в законодательстве направлены на повышение прозрачности и доступности данных о концессионных соглашениях, а также способствуют более эффективному мониторингу и контролю со стороны общественности и заинтересованных сторон.
Представляется, что введение такого порядка является важным шагом в сторону обеспечения открытости и прозрачности в сфере концессионных соглашений, поскольку дает возможность более эффективно управлять и контролировать реализацию проектов.
Минспорт России утвердил методику оценки концессионных и ГЧП-проектов в области спорта Минспорт России разработал методику оценки проектов по созданию объектов спортивной инфраструктуры массового спорта на основании соглашений о ГЧП/МЧП и концессионных соглашений.
Эта методика предназначена для предварительной оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП. С ее помощью субъекты федерации определят проекты, претендующие на государственное софинансирование. Данные, полученные в результате оценки проектов, согласно методике будут учтены в заявке и финансово-экономическом обосновании проекта.
Социально-экономическая эффективность проекта включает в себя социальную нагрузку и экономическую эффективность. Социальная нагрузка рассчитывается из таких элементов, как безвозмездное предоставление объекта или его части публичному партнеру, бесплатные часы для занятий физкультурой и спортом для льготных категорий населения, переподготовка специалистов в области физической культуры и спорта, безвозмездное предоставление спортивного инвентаря и оборудования.
Экономическая эффективность оценивается через затраты частного партнера во время целевой и технической эксплуатации объекта. В ходе оценки учитываются налоговые отчисления, отчисления во внебюджетные фонды, затраты на закупку спортивного оборудования для объекта, расходы на содержание объекта, расписание и количество бесплатных часов, предоставляемых частной стороной публичной, созданные рабочие места и привлечение малых и средних предприятий, а также фонд оплаты труда.
Мы считаем, что утверждение данной методики оценки является ключевым шагом в стимулировании развития спортивной инфраструктуры и обеспечении эффективного выполнения концессионных и ГЧП-проектов в сфере массового спорта. Она не только повышает прозрачность и объективность процесса отбора проектов, но и учитывает социальные и экономические аспекты в их реализации.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.