Обзоры
Новости ГЧП

Изменения в работе ТОР. Субсидирование Северного морского пути. Изменение механизма РОП

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • Правительство РФ утвердило Постановления от 21 июля 2023 года № 1178 (далее ― Постановление № 1718) и № 1179 (далее ― Постановление № 1719), которые вносят изменения в порядок работы территорий опережающего развития (далее ― ТОР);
  • Правительство РФ одобрило Постановление от 25 июля 2023 года № 1209 (далее ― Постановление № 1209), согласно которому изменяются параметры субсидирования перевозок по Северному морскому пути;
  • Госдума РФ в третьем чтении приняла закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки) (далее ― Законопроект о РОП).

Правительство РФ внесло ряд изменений в работу ТОР
Порядок работы ТОР регулируется Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2015 года № 614, в котором отражен регламент создания ТОР на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации.

Постановления изменяют существующий порядок работы ТОР. Постановление № 1719 исключает слово «социально-экономический», оставляя в названии только «территории опережающего развития». Правительство РФ создало равные конкурентные возможности для территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах, расширив перечень видов экономической деятельности, доступных для инвесторов. Резиденты территорий теперь могут заниматься любой деятельностью, за исключением некоторых видов, таких как производство подакцизных товаров, лесозаготовки, оптовая и розничная торговля, финансовые услуги, страхование, аренда, лизинг, а также деятельность компаний сухопутного, водного и воздушного транспорта. Отдельно было подписано Постановление № 1718 о расширении границ территории опережающего социально-экономического развития «Саров» в Нижегородской области, открывая возможность для реализации новых инвестиционных проектов.

По нашему мнению, внесенные изменения способствуют стимулированию экономического развития ТОР в моногородах, созданию благоприятной инвестиционной среды и поддержке различных проектов, что в итоге может привести к улучшению жизни местного населения и повышению уровня развития данных территорий.

Постановление № 1719 и Постановление № 1718 вступили в силу со дня официального опубликования.

Правительство РФ расширило программу субсидирования перевозок по Северному морскому пути
Программа субсидирования регулярных грузовых перевозок по Северному морскому пути была установлена Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2022 года № 397. Выделенные средства для субсидирования перевозок направляются компаниям-перевозчикам для компенсации недополученных доходов из-за установленных льготных тарифов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Субсидию могли использовать только те компании-перевозчики, которые использовали для маршрутов Большой порт Санкт-Петербург или порт Мурманск и порт Владивосток или Восточный как конечные точки маршрута.

Постановление № 1209 предусматривает, что теперь в программе субсидирования к уже имеющимся портам прибавляются порты Архангельска и Находки. Устанавливается, что субсидированный маршрут предполагает путь следования судна из Большого порта Санкт-Петербург, порта Мурманск или порта Архангельск в порт Владивосток, порт Восточный или порт Находка и в обратном направлении, обеспечивающий возможность судозахода в морские порты, располагающиеся в акватории Северного морского пути.

Постановление № 1209 также устанавливает, что по программе субсидирования компании-перевозчики могут привлекаться к перевозкам суда по договору фрахта.

По нашему мнению, принятое Постановление № 1209 поможет развить и увеличить объемы перевозок по Северному морскому пути, что положительно отразиться на развитии арктического региона, который тесно связан с указанным маршрутом.

Постановление № 1209 вступило в силу со дня его официального опубликования.

Новые подходы к ответственности за утилизацию товаров и упаковки
В России механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее ― РОП) регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Механизм РОП был введен в 2015 году. Однако, как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, механизм РОП не принес положительного экологического результата, не привел к развитию отрасли обращения с отходами, что в свою очередь не позволило увеличить объемы утилизации отходов.

Согласно Законопроекту о РОП на производителей товаров и импортеров товаров возлагается ответственность за обеспечение утилизации отходов, возникающих в результате использования товаров. Производители товаров и импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки в отношении всей массы упаковки, произведенной на территории Российской Федерации и/или ввезенной из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или государств ― членов Евразийского экономического союза (п. 6 ст. 1 Законопроекта о РОП).

При ввозе товаров из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, импортеры обязаны до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления уплатить экологический сбор или предоставить уведомление о намерении самостоятельной утилизации отходов (п. 10 ст. 1 Законопроекта о РОП). Также возможно предоставить договор поручительства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, включенным в реестр утилизаторов (п. 10 ст. 1 Законопроекта о РОП).

Самостоятельная утилизация будет признана выполненной только в том случае, если производители товаров и импортеры, а также другие юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют утилизацию отходов использованных товаров и сведения о таких компаниях включены в реестр утилизаторов. Это распространяется и на ситуации, когда утилизация выполняется с помощью других организаций на основании договоров с производителями товаров и импортерами товаров (п. 7 ст. 1 Законопроекта о РОП).

Законопроектом о РОП устанавливаются нормативы утилизации. С 1 января по 31 декабря 2024 года производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования упаковки в соответствии с установленными правительством нормативами. С 1 января по 31 декабря 2025 года должно быть утилизировано не менее 55% массы упаковки, а с 1 января по 31 декабря 2026 года ― не менее 75% массы упаковки (ст. 7 Законопроекта о РОП).

Предлагается оценивать и включать в реестр лицензий сведения об оборудовании и специализированных установках, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов классов I–IV опасности, а также информацию о производственной мощности. Установлен срок для внесения указанных изменений в реестр лицензий ― до 1 января 2027 года (п. 11, п. 12 ст. 7 Законопроекта о РОП).

По нашему мнению, Законопроект о РОП направлен на снижение негативного воздействия производства и потребления на окружающую среду. Также внедрение более жестких требований к утилизации отходов будет стимулировать развитие отрасли переработки и утилизации отходов. Это может создать новые рабочие места и способствовать развитию инновационных технологий для обработки различных видов отходов. Однако принятие Законопроекта о РОП потребует от компаний, особенно тех, кто ранее не активно занимался утилизацией отходов, внедрения новых систем сбора и переработки отходов. Это может быть сложным и требовать дополнительных инвестиций в оборудование и обучение персонала.

Предполагается, что Законопроект о РОП вступит в силу 1 января 2024 года.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.