В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
Минэкономразвития России предлагает снять запрет на передачу в залог арендных прав резидентам ОЭЗ
Минэкономразвития России представило Проект изменений № 145649 с целью совершенствования законодательства, регулирующего деятельность особых экономических зон (ОЭЗ).
В настоящий момент в соответствии с ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об ОЭЗ») арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющийся резидентом ОЭЗ, не вправе отдавать арендные права в залог. До введения изменений в ФЗ «Об ОЭЗ», предусмотренных Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», данное ограничение содержалось в ст. 35 ФЗ «Об ОЭЗ».
Минэкономразвития России указало, что эти изменения необходимы в целях привлечения внешнего заемного финансирования для реализации инвестиционных проектов резидентов ОЭЗ. Снятие указанных ограничений позволит резидентам ОЭЗ привлечь дополнительные объемы внешнего заемного финансирования, в том числе льготного, со стороны российских кредитных организаций и институтов развития в целях реализации инвестиционных проектов, значимых для регионального развития.
Подобный подход применяется для резидентов Арктической зоны — он был утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2021 года № 91.
Мы считаем, что такие изменения будут способствовать привлечению инвестиций и стимулированию развития экономики регионов через обеспечение дополнительных возможностей для финансирования инвестиционных проектов в ОЭЗ, особенно с учетом того, что потребность потенциальных инвесторов в таких изменениях подтверждена официальными письмами и совместными совещаниями.
Госдума РФ предлагает ввести ежегодный аудит коммунальных концессий
Госдума РФ выступила с предложением о внедрении ежегодного аудита концессионных соглашений в сфере ЖКХ и создании их единого реестра. По мнению представителей Госдумы РФ, сегодня значительная часть средств из местных консолидированных бюджетов, по данным Счетной палаты, тратится на ЖКХ, что выделяет эту сферу как одну из приоритетных с точки зрения необходимости изменения сферы контроля за ней.
Согласно предложению Госдумы РФ ежегодный аудит и создание единого реестра концессионных соглашений помогут обеспечить более эффективное использование ресурсов, предотвратить невыполнение обязательств со стороны участников отношений, а также повысить привлекательность сектора для инвесторов. Эти меры также позволят обеспечить более предсказуемые условия для инвестирования и реализации проектов в сфере ЖКХ.
В свете недостаточно активного участия регионов в программе «Инфраструктурное меню», которая представляет собой набор финансовых инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на возведение социально значимых объектов в регионах, в Госдуме РФ отметили недостаточное освоение выделенных средств и необходимость разработки долгосрочных правил игры для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры ЖКХ на региональном уровне.
Представляется, что внедрение ежегодного аудита концессионных соглашений и создание их единого реестра в сфере ЖКХ будет способствовать улучшению контроля, прозрачности и эффективности в данной области, а также содействовать устойчивому развитию ЖКХ.
Минэкономразвития России утвердило методику оценки эффективности использования федеральных капитальных вложений
В Приказе № 108 ведомство утвердило новую методику оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Эта методика существенно упрощает процесс оценки эффективности инвестиционных проектов, ориентируясь на два основных критерия:
Методика также предусматривает перечень количественных показателей, которые можно использовать для определения основных характеристик объектов капитального строительства и недвижимости при оценке их стоимости.
По нашему мнению, такие изменения направлены на обеспечение более прозрачной и эффективной оценки инвестиционных проектов, а также на стимулирование развития ключевых секторов экономики через целенаправленное использование федеральных капитальных вложений.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.
- Минэкономразвития России разработало проект изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Земельный кодекс РФ, которым предлагается снять запрет на передачу в залог арендных прав резидентам особых экономических зон (далее — Проект изменений № 145649).
- В Госдуме РФ предложили внедрить ежегодный аудит концессионных соглашений в области ЖКХ.
- В Приказе Минэкономразвития России от 21 февраля 2024 года № 108 утверждена методика оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения (далее — Приказ № 108).
Минэкономразвития России предлагает снять запрет на передачу в залог арендных прав резидентам ОЭЗ
Минэкономразвития России представило Проект изменений № 145649 с целью совершенствования законодательства, регулирующего деятельность особых экономических зон (ОЭЗ).
В настоящий момент в соответствии с ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об ОЭЗ») арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющийся резидентом ОЭЗ, не вправе отдавать арендные права в залог. До введения изменений в ФЗ «Об ОЭЗ», предусмотренных Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», данное ограничение содержалось в ст. 35 ФЗ «Об ОЭЗ».
Минэкономразвития России указало, что эти изменения необходимы в целях привлечения внешнего заемного финансирования для реализации инвестиционных проектов резидентов ОЭЗ. Снятие указанных ограничений позволит резидентам ОЭЗ привлечь дополнительные объемы внешнего заемного финансирования, в том числе льготного, со стороны российских кредитных организаций и институтов развития в целях реализации инвестиционных проектов, значимых для регионального развития.
Подобный подход применяется для резидентов Арктической зоны — он был утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2021 года № 91.
Мы считаем, что такие изменения будут способствовать привлечению инвестиций и стимулированию развития экономики регионов через обеспечение дополнительных возможностей для финансирования инвестиционных проектов в ОЭЗ, особенно с учетом того, что потребность потенциальных инвесторов в таких изменениях подтверждена официальными письмами и совместными совещаниями.
Госдума РФ предлагает ввести ежегодный аудит коммунальных концессий
Госдума РФ выступила с предложением о внедрении ежегодного аудита концессионных соглашений в сфере ЖКХ и создании их единого реестра. По мнению представителей Госдумы РФ, сегодня значительная часть средств из местных консолидированных бюджетов, по данным Счетной палаты, тратится на ЖКХ, что выделяет эту сферу как одну из приоритетных с точки зрения необходимости изменения сферы контроля за ней.
Согласно предложению Госдумы РФ ежегодный аудит и создание единого реестра концессионных соглашений помогут обеспечить более эффективное использование ресурсов, предотвратить невыполнение обязательств со стороны участников отношений, а также повысить привлекательность сектора для инвесторов. Эти меры также позволят обеспечить более предсказуемые условия для инвестирования и реализации проектов в сфере ЖКХ.
В свете недостаточно активного участия регионов в программе «Инфраструктурное меню», которая представляет собой набор финансовых инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на возведение социально значимых объектов в регионах, в Госдуме РФ отметили недостаточное освоение выделенных средств и необходимость разработки долгосрочных правил игры для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры ЖКХ на региональном уровне.
Представляется, что внедрение ежегодного аудита концессионных соглашений и создание их единого реестра в сфере ЖКХ будет способствовать улучшению контроля, прозрачности и эффективности в данной области, а также содействовать устойчивому развитию ЖКХ.
Минэкономразвития России утвердило методику оценки эффективности использования федеральных капитальных вложений
В Приказе № 108 ведомство утвердило новую методику оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Эта методика существенно упрощает процесс оценки эффективности инвестиционных проектов, ориентируясь на два основных критерия:
- потребность в создаваемых мощностях — этот критерий определяет эффективность инвестиционного проекта с учетом количественных показателей мощности объекта, спроса на его продукцию и услуги, а также его влияния на социальные показатели, такие как медицинская помощь и образование;
- влияние на реализацию государственных программ — данный критерий анализирует влияние проекта на достижение ключевых показателей государственных программ РФ, представленных в структурных элементах государственных и целевых программ.
Методика также предусматривает перечень количественных показателей, которые можно использовать для определения основных характеристик объектов капитального строительства и недвижимости при оценке их стоимости.
По нашему мнению, такие изменения направлены на обеспечение более прозрачной и эффективной оценки инвестиционных проектов, а также на стимулирование развития ключевых секторов экономики через целенаправленное использование федеральных капитальных вложений.
Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.