Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 3 марта 2023 года


Судебная практика: налоговые органы выиграли спор о налоге у источника в РФ на доходы мальтийских компаний от сдачи морских судов в аренду в отсутствие фактического права на доход

Российское общество арендовало морские суда у взаимозависимых компаний на Мальте на условиях бербоут-чартера (без экипажа).

Договорные отношения сложились в 2008 году, и действие договоров неоднократно продлевалось (до 2024 года).

На арендованных судах выполнялись в том числе международные морские перевозки грузов с заходом в порты РФ.

При выплате доходов общество удерживало налог у источника в РФ в следующем порядке:

  • с 2008-го до третьего квартала 2016 года налог удерживался по ставке 10%, предусмотренной НК РФ;

  • в четвертом квартале 2016-го и в 2017 году налог не удерживался на основании СОИДН между РФ и Мальтой, вступившего в силу с 2015 года;

  • в 2017 году общество подало в налоговые органы уточненный расчет налога у источника, чтобы вернуть суммы, уплаченные в 2015 и 2016 годах.

В подтверждение права мальтийских компаний на применение льгот по СОИДН общество предоставило следующие документы:

  • сертификаты их налогового резидентства;

  • письма от мальтийских юристов, в которых подтверждается право на применение льготы по СОИДН мальтийскими компаниями и факт оплаты ими всех обязательных платежей, предусмотренных законодательством Мальты.

В ходе выездной проверки налоговые органы пришли к выводу, что мальтийские компании не обладали фактическим правом на доход из РФ, поскольку не вели самостоятельную операционную деятельность, не несли рисков и не выполняли соответствующих функций:

  • согласно договорам аренды общество перечисляло доходы не мальтийским компаниям, а в адрес платежных агентов ― компаний на Британских Виргинских островах и Маршалловых островах;

  • далее денежные средства направлялись третьим лицам, в том числе на погашение кредитов на строительство судов, и не доводились до мальтийских компаний (у некоторых из них не было банковского счета на Мальте);

  • значимые действия в отношении арендованных судов совершались за пределами Мальты, а значит, компании были зарегистрированы там только формально:

- суда строились в Турции, где располагался бенефициар группы, а затем регистрировались на Мальте;

- в Турции также происходили заключение договоров аренды и дополнительных соглашений, передача в аренду и возврат судов по актам приема-передачи;

- на Мальте действуют экономические преференции, включая льготный режим налогообложения, для компаний, сдающих морские суда в аренду, а значит, Мальта является только «удобным флагом» для регистрации судов;

  • мальтийские компании получали доходы только из России и только от внутригруппового фрахтования судов;

  • мальтийские компании имели минимальный уставный капитал, не несли операционные расходы (заработная плата, аренда, коммунальные платежи, сборы, пошлины и т. д.);

  • в финансовой отчетности мальтийских компаний был отражен убыток (за счет амортизации судов), а значит, на Мальте не был сформирован центр прибыли;

  • общество, платежные агенты и мальтийские компании являлись взаимозависимыми, и их деятельность контролируется бенефициаром группы в Турции: с момента начала налоговой проверки изменилась бизнес-модель группы, спорные договоры были переведены на новую российскую компанию, а сами суда были переименованы и сменили регистрового владельца с Мальты на Турцию.

Налоговые органы также не приняли предоставленные обществом документы в качестве доказательств фактического права на доход, поскольку они не соответствовали требованиям НК РФ и практике налогового администрирования.

Более того, эти документы были получены за более ранние периоды, и на момент заявления льготного налогообложения путем сдачи уточненных расчетов общество не располагало информацией о том, кто являлся получателем дохода, имело ли это лицо реальное присутствие, центр прибыли на Мальте, занималось ли оно предпринимательской деятельностью на Мальте, так как денежные средства перечислялись на расчетные счета третьих лиц, зарегистрированных в офшорных зонах.

В качестве доказательной базы налоговые органы использовали открытые источники (государственный реестр судов в России и на Мальте, Bureau van Dijk («Бюро ван Дайк») и т. д.), а также ответы иностранных налоговых органов в рамках обмена информацией (письма, выписки по движению средств иностранных компаний группы, финансовые отчетности, банковские формы).

Интересно, что общество потребовало у налоговых органов копии таких ответов, но налоговые органы отказали, заявив, что согласно положениям СОИДН эти данные являются конфиденциальными.

Суд первой инстанции принял решение в пользу налогового органа.

Исходя из текста решения (хотя это прямо не указано), можно сделать вывод, что налог у источника был доначислен по ставке 10% в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ.

Источник: «Электронное правосудие»

Возврат инвестиций из России: Минфин России поддерживает отмену валютных ограничений для новых инвестиций, а Минэкономразвития России выступает против прямой выплаты дивидендов из РФ бенефициарам в обход иностранных холдингов

Возможная отмена валютных ограничений для новых инвестиций

По словам представителя Минфина России, потенциальные инвесторы (российские и иностранные) готовы вкладывать средства в российскую экономику, но хотят иметь гарантию возможности свободно ими распоряжаться, если им по какой-то причине потребуется эти средства вновь вывести за рубеж.

В нынешних условиях такую гарантию предоставить невозможно из-за многочисленных валютных ограничений.

Минфин России концептуально поддерживает снятие некоторых ограничений валютного законодательства на вывод из страны средств для новых инвестиций из-за рубежа.

Это позволит стимулировать как приток вложений из дружественных юрисдикций, так и возврат российских денег.

Вместе с тем ведомство полагает, что механизмы администрирования такого шага требуют тщательной проработки.

Судебный механизм вместо прямой выплаты дивидендов в обход иностранных холдингов

Бизнес также предлагал Минэкономразвития России обязать российские организации, акционерами которых являются иностранные холдинговые компании с бенефициарами в РФ, выплачивать дивиденды не своим прямым акционерам, а, минуя их, напрямую бенефициарам.

Это могло бы решить проблемы, связанные с тем, что иностранные холдинги могут не иметь возможности принимать корпоративные решения в отношении российских организаций, в том числе в связи с их обязанностью следовать санкционным ограничениям, распределять и фактически доводить дивиденды до конечных бенефициаров.

Минэкономразвития России выступило против этого предложения, поскольку право иностранного холдинга на дивиденды от российской организации принадлежит именно холдингу, а не бенефициару.

По мнению ведомства, подобное внесудебное безвозмездное ограничение прав и лишение холдинга его собственности (дивидендов) может породить корпоративные конфликты и принятие ответных мер.

Вместо этого министерство предложило альтернативное решение — специальный судебный механизм защиты прав акционеров иностранных холдингов в РФ — и готово разработать соответствующий законопроект:

  • акционер иностранного холдинга, реализация прав которого не обеспечивается за рубежом (невозможно принять корпоративное решение, получить дивиденды и т. п.), сможет обратиться в российский суд за защитой своих прав;

  • суд по ускоренной процедуре может принять решение в пользу бенефициара иностранного холдинга в части выплаты ему дивидендов, минуя иностранный холдинг;

  • иностранный холдинг будет уведомляться о судебном разбирательстве и сможет оспорить такое решение.

Источник: «Интерфакс»
Источник: «Интерфакс»

Минфин и ФНС: три новых разъяснения по курсовым разницам

В России действует временный порядок признания в налоговом учете курсовых разниц, возникших с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 год.

Курсовые разницы по требованиям/обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются только на дату их прекращения/исполнения:

  • в 2022–2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;

  • в 2023–2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.

Недавно Минфин России и ФНС России разъяснили несколько вопросов, связанных с учетом курсовых разниц.

Подача уточненных деклараций в случае «добровольного» отказа от учета нереализованных отрицательных разниц

Налогоплательщики могут на добровольной основе отказаться от учета в 2022 году «нереализованных» курсовых разниц, то есть учитывать их точно так же, как и положительные ― только по мере погашения валютных требований и обязательств.

Если налогоплательщик планирует принять такое решение, ему нужно направить в налоговые органы соответствующее уведомление в срок до подачи итоговой декларации по налогу на прибыль за 2022 год или уточненной декларации за девять месяцев 2022 года.

При этом налоговые органы гарантируют, что увеличение авансовых платежей за отчетные периоды 2022 года, возникающее ввиду исключения «бумажного» отрицательного курсового эффекта, не приведет к начислению пеней, если итоговая сумма налога за 2022 год будет уплачена в установленный срок.

ФНС России разъяснила, что в случае такого «добровольного отказа» скорректированную сумму курсовых разниц можно отразить единожды в годовой декларации, без представления уточненных деклараций по итогам отчетных периодов 2022 года.

Переоценка безналичной валюты

Временный порядок учета курсовых разниц касается только требований/обязательств в иностранной валюте и не меняет подход к учету переоценки валютных ценностей.

В связи с этим положительные и отрицательные курсовые разницы, возникшие в 2022 году при переоценке безналичных денежных средств на валютных счетах в банках, учитываются на последнее число месяца и/или на дату перехода права собственности на такое имущество в зависимости от того, что произошло раньше.

Частичное погашение

В случае частичного погашения, как и при применении старого порядка, переоценивается только погашаемая часть обязательств/требований с отражением соответствующих курсовых разниц в составе доходов либо расходов.

Оставшаяся часть непогашенных требований в иностранной валюте переоценивается по правилам НК РФ.

Источники: «Гарант», «Гарант», «Официальный сайт ФНС России»

Счетная палата РФ оценила эффективность выездных налоговых проверок в 2019–2021 годах

Счетная палата РФ опубликовала отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019–2021 гг. и истекшем периоде 2022 года».

В ходе исследования ведомство оценило мероприятия по проведению выездных налоговых проверок (ВНП), а также проблемы уплаты доначислений по их итогам.

Среди интересных выводов:

  • объем доначислений по результатам проведения ВНП сопоставим с объемом от проводимой ФНС России аналитической работы и существенно превышает объем от камеральных налоговых проверок (КНП);

  • общий объем доначислений по результатам контрольной работы ФНС России в среднем составляет около 300 млрд руб. в год;
  • при отборе налогоплательщиков для проверок уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход, однако удельный вес безрезультативных проверок увеличился за три года по полпроцента и составил в 2021 году 5,4%;

  • при этом сумма доначислений на одну результативную проверку увеличилась с 22,7 млн руб. по итогам 2018 года до 49,7 млн руб. по итогам 2021 года;

  • после введения риск-ориентированного подхода выездных проверок стало меньше: охват проверками юридических лиц и ИП снизился с 0,17 % в 2018 году до 0,11 % в 2021 году, а удельный вес выездных проверок крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3 % в 2021 году;

  • предпроверочный анализ (ППА) существенно повышает административную нагрузку на представителей бизнеса, при этом налогоплательщики не располагают информацией об основаниях проведения ППА, поскольку регулирующие ППА документы имеют гриф «для служебного пользования»;

  • выездные проверки негативно влияют на финансовые показатели проверяемых компаний, при этом эффект различен в зависимости от размеров компаний и их отраслевой принадлежности (меньше страдают компании отрасли производства, больше — торговли);

  • средняя продолжительность проверок организаций не снизилась (217 дней в 2018 году до 218 дней в 2021 году);

  • по результатам досудебного и судебного урегулирования налоговых споров в пользу налоговых органов удовлетворяется около 80 % требований;

  • только треть от общей суммы доначислений по результатам ВНП поступает вследствие добровольной уплаты, остальные суммы взыскиваются принудительно.

Счетная палата также привела в документе ряд рекомендаций, среди них:

  • отнести выемку документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • учитывать при отборе налогоплательщиков для предпроверочного анализа данные национальной системы прослеживаемости товаров и федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей;

  • оценить причины низкой востребованности такого инструмента поддержки как рассрочка;

  • рассмотреть возможность информирования налогоплательщиков о выявлении рисков неуплаты налогов.

Источник: «Официальный сайт Счетной палаты России»

ФНС России: особенности применения ставки 0% по налогу на прибыль ИТ-компаниями

ИТ-организация может применять ставку 0% по налогу с начала года, даже если получила аккредитацию не в первом отчетном периоде

Согласно НК РФ в 2022–2024 годах российские ИТ-организации могут применять ставку 0% по налогу на прибыль, начиная с налогового периода получения государственной аккредитации, если выполнены установленные условия.

Если в первом полугодии 2022 года ИТ-компания не получила документ об аккредитации или не выполнила условие о 70%-ной доле доходов от ИТ-деятельности, то по итогам этого отчетного периода применяется общеустановленная налоговая ставка.

Ведовство подтвердило, что если необходимые условия выполнены по итогам следующих отчетных (налогового) периодов 2022 года, ИТ-компания может применить ставку 0% к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с 1 января 2022 года.

Для расчета доли доходов от ИТ-деятельности можно учитывать доходы от услуг по «адаптации» или «модификации», даже если сама «разработка» не осуществлялась

Согласно НК РФ в расчет 70%-ной доли доходов, необходимой для применения ставки 0% по налогу на прибыль, принимаются в том числе доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения/баз данных (ПО/БД).

По мнению ФНС России, это не значит, что ИТ-компания должна непременно самостоятельно осуществлять разработку ПО/БД.

В доходы, учитываемые при определении 70%-ной доли, могут быть включены также доходы от модификации или адаптации ПО/БД, которые не были разработаны компанией для заказчика.

ИТ-компании, разрабатывающие ПО/БД только для иностранных заказчиков, могут применять ставку 0%, если имеют государственную аккредитацию и получают не менее 70% доходов от ИТ-деятельности

ФНС России пояснила, что НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений на применение ставки 0% по налогу на прибыль для разработчиков ПО/БД, заказчиком которых является только иностранная компания.

ИТ-деятельность включает не только разработку, но и внедрение и сопровождение программно-аппаратных комплексов (ПАК), не разработанных самой ИТ-компанией

Положения НК РФ предусматривают возможность включения в расчет 70%-ной доли доходов выручки от оказания услуг (выполнения работ) по тестированию и сопровождению любых ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в том числе ПАК, разработку которых организация не осуществляла.

Источник: «Официальный сайт ФНС России»

РСПП предложил упростить участие компаний в добывающих проектах за рубежом, используя механизм САР

По сообщениям СМИ, РСПП направил в Правительство РФ предложение о том, чтобы разрешить российским инвесторам регистрировать в специальных административных районах (САР) новые международные компании (МК).

Предлагается установить следующие условия для создания нового юридического лица в САР:

  • проект осуществляется на основе соглашений о разделе продукции, концессионных или лицензионных соглашений;

  • участие в реализации проекта является исключительной деятельностью такой организации.

По замыслу РСПП такие МК смогут участвовать в международных проектах по разведке и добыче полезных ископаемых, беспрепятственно осуществляя банковские операции по российским и по зарубежным счетам в качестве валютных нерезидентов РФ и пользуясь налоговыми льготами.

Это также должно помочь снять ряд проблем компаний, с которыми столкнулся российский бизнес при выходе на рынки дружественных стран:

  • в них не всегда возможно создать дочернюю организацию российской компании для реализации проекта (например, в Ираке не могут участвовать в нефтедобыче компании, принадлежащие иностранцам более чем наполовину);

  • из-за валютных ограничений в РФ российские компании не могут совершать зачисление на счета в иностранном банке денежных компенсаций произведенных затрат от госзаказчика, выручки от реализации за пределами РФ полученного в качестве возмещения затрат или вознаграждения по контракту углеводородного сырья, денежных средств от партнеров по проекту для финансирования в их доле компанией-оператором проектных работ.

Источник: «Интерфакс»

Российские дистрибьюторы посевных семян опасаются доначисления НДС

Проблема связана с различными подходами к определению ставки НДС при реализации семян, предназначенных для посева.

Исторически дистрибьюторы посевных семян применяли ставку НДС 10%, поскольку семена включены в перечень продовольственных товаров, при реализации которых применяется льготная ставка.

При этом налоговые органы подтверждали правомерность такого подхода.

В 2019 году в перечень были внесены изменения ― добавлено примечание, согласно которому льготная ставка применяется для продовольственных товаров, предназначенных для употребления в пищу.

После этого позиция проверяющих органов поменялась.

Они заявили, что само по себе наличие семян в перечне еще не дает право на льготу ― семена должны употребляться исключительно в качестве пищи.

Поскольку посевные семена протравлены химикатами и не пригодны для употребления в пищевых целях, они не являются продовольственным товаром и применение льготы к ним необоснованно.

Суды с этим подходом согласились, отметив, что для применения ставки 10% должны соблюдаться следующие требования:

  • товар по своему назначению и применению является продовольственным;

  • код товара включен в перечень кодов продовольственной продукции, в отношении которой применяется ставка НДС 10%.

Теперь дистрибьюторы семян опасаются пересчета НДС по ставке 20% за все предыдущие три года, что может привести к банкротству некоторых представителей отрасли.

Не так давно один из дистрибьюторов обратился в Минфин России с запросом о поддержке применения для посевных семян ставки НДС 10%.

К сожалению, ведомство ограничилось общими формулировками и, сославшись на судебную практику, подтвердило отсутствие оснований для применения льготы.

Источник: «Ведомости»

ФНС России поручила повысить эффективность допросов

В своем недавнем письме ФНС России отметила низкую эффективность работы налоговых органов со свидетелями.

По данным ведомства, доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех направляемых налоговыми органами бумажных документов, при этом явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах РФ — не более 7%).

ФНС России объясняет столь низкий показатель следующими причинами:

  • незначительным штрафом за неявку свидетеля;

  • отсутствием предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний (вызов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов по принципу «всех подряд»);

  • отсутствием у лица, проводящего допрос, понимания всех целей и задач допроса.

С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручила территориальным налоговым органам:

  • определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом их роли и значимости их показаний;

  • формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задачей допроса, а также включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов;

  • направлять повестки о вызове свидетелей на допрос заблаговременно;

  • сократить не менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в I квартале 2023 года к уровню IV квартала 2022 года.

Источник: «Консультант Плюс»

Компании и ИП, зарегистрированные в приграничных районах Белгородской области, смогут получить отсрочку по уплате налогов и взносов

Отсрочка будет предоставлена на 12 месяцев в отношении всех налогов (кроме НДС и НДФЛ) и страховых взносов.

Воспользоваться отсрочкой смогут компании и ИП, местом нахождения которых является приграничная территория, при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

  • им причинен ущерб в результате обстрелов в ходе специальной военной операции;

  • они ведут деятельность в сфере потребительского рынка, находятся в зоне риска обстрелов и их доходы от реализации упали более чем на 30%.

Перечень компаний и ИП, имеющих право на льготу, определит Правительство Белгородской области.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Госдума РФ отказалась от идеи тотального запрета на удаленную работу ИТ-специалистов из-за рубежа

Теперь обсуждается запрет на зарубежную удаленку ИТ-специалистов, занимающихся обслуживанием государственных инфосистем (ГИС), а также систем объектов критической информационной инфраструктуры (объекты КИИ).

Примерами ГИС могут послужить единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), единая инфосистема в сфере закупок (zakupki.gov.ru), а также портал «Госуслуги».

Под объектами КИИ подразумеваются критически важные сети и информационные системы субъектов КИИ в различных отраслях (транспорт, телекоммуникации, банковская сфера, атомная энергетика, ТЭК, здравоохранение и др.).

По ИТ-специалистам, занятым в других сферах, решения будут принимать сами компании.

Источник: «ТАСС», «CNews»

Планируется эксперимент по маркировке радиоэлектроники

Эксперимент могут провести с 1 апреля 2023 года по август 2024 года.

В перечень маркируемых товаров планируется включить розетки, светочувствительные проводники, лампы и светотехника.

В дальнейшем возможно поэтапное расширение номенклатуры маркируемой радиоэлектронной продукции.

Также Правительство РФ обсуждает возможность введения утилизационного сбора на электронику, содержащую золото и редкоземельные металлы.

Предполагается, что сбор затронет только иностранную продукцию, а полученные средства будут использованы для финансирования переработки электроники и компонентов, а также поддержки российских производителей.

Источник: «Коммерсант»

Правительство РФ изменило срок введения обязательной маркировки велосипедов

Срок введения обязательной маркировки для группы товаров «Велосипеды и велосипедные рамы» перенесен с 1 марта 2023 года на 1 сентября 2024 года.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Упрощен порядок выдачи разрешений на дистанционную продажу лекарств

Правительство РФ опубликовало постановление, в соответствии с которым аптечным организациям будет проще получать и переоформлять разрешения для дистанционной продажи безрецептурных препаратов.

Согласно документу:

  • аптечные организации смогут подавать заявления на получение таких разрешений в Росздравнадзор через единый портал госуслуг, а также получать уведомления об их готовности (ОГРН и ИНН юридического лица будут автоматически подгружаться при подаче заявления);

  • аптекам не нужно переоформлять разрешения при каких-либо изменениях в своей деятельности, будет достаточно направить заявление в Росздравнадзор о внесении необходимых сведений в реестр выданных разрешений и приложить подтверждающие документы.

Напомним, что изначально правила выдачи разрешений на дистанционную продажу безрецептурных медицинских препаратов были утверждены Правительством РФ в мае 2020 года.

Тогда у граждан появилась возможность заказывать доставку безрецептурных медицинских препаратов по телефону или онлайн.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»