Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 8 ноября 2023 года

Большой «осенний» законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении

Текст законопроекта (102 страницы) опубликован на сайте Госдумы РФ.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении должно произойти уже сегодня (спустя один день после публикации редакции ко второму чтению).
В законопроекте содержится большое количество инициатив, многие из которых ранее широко обсуждались в СМИ.
Мы анализируем поправки и готовим детальный обзор.
Пока что мы расскажем о ключевых нововведениях.
Трансфертное ценообразование
Корректировка цены в контролируемой сделке будет приравниваться к дивидендам и облагаться налогом у источника, если одновременно выполняются следующие условия:
  • сделка осуществлена между взаимозависимыми лицами;
  • одной из сторон сделки является лицо, не признаваемое резидентом РФ;
  • фактически примененная в сделке цена отличается от рыночной;
  • такое отличие стало основанием для корректировки налоговой базы (добровольной или по результатам налоговой проверки);
  • в результате корректировки у стороны сделки, не являющейся налоговым резидентом РФ, возник доход в сумме корректировки.
Налог у источника будет исчисляться по ставке 15%.
Если нерезидент вернет полученный доход, то при соблюдении отдельных условий начисления налога у источника можно будет избежать.
Расширяются основания для признания лиц взаимозависимыми ― теперь взаимозависимыми лицами будут признаваться также:
  • контролирующее лицо и его КИК;
  • КИКи одного контролирующего лица.
Вместо минимального и максимального значения интервалов рыночных цен/рентабельности теперь будет использоваться медианное значение (для добровольной корректировки правила не поменяются).
Помимо этого, вводится «интерквантильное» определение интервала при использовании биржевых котировок и данных информационно-ценовых агентств.
Смягчается негативный эффект от недавнего пополнения «черного» списка всеми недружественными странами ― не будут признаваться контролируемыми следующие сделки:
  • сделки с независимыми экспортно-кредитными агентствами и/или банками, местом регистрации/налогового резидентства которых является страна, СОИДН с которой приостановлен августовским указом Президента РФ;
  • сделки, в результате которых у налогоплательщика возникли долговые обязательства, связанные с выпуском еврооблигаций;
  • сделки с организациями, местом регистрации/налогового резидентства которых является страна, СОИДН с которой приостановлен августовским указом Президента РФ, при одновременном выполнении следующих условий:
- договоры/соглашения, на основании которых совершены указанные сделки, заключены до 1 марта 2022 года;
- порядок определения цен и/или методик (формул) ценообразования, применяемый в указанных сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года;
- такие сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми.
Расширяется состав документации по трансфертному ценообразованию, а также состав уведомления о контролируемых сделках.
Так, например, в уведомлении о контролируемых сделках, предметом которых выступают товары внешней торговли (за исключением сделок между российскими лицами), придется указывать сведения о сделках последующей реализации/предшествующей покупки и их условиях (сведения о цепочке создания стоимости), либо об отказе контрагента от раскрытия таких сведений.
Также важное изменение ― документацию по контролируемым сделкам, предметом которых являются товары внешней торговли (за исключением сделок между российскими лицами) будет необходимо предоставлять, не дожидаясь запроса налоговых органов, ― одновременно с уведомлением о контролируемых сделках.
Поправками вводится отдельная обязанность по предоставлению сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК в том случае, если хотя бы один участник МГК, более 50% активов которой находится на территории РФ, совершил контролируемые внешнеторговые сделки, предметом которых являются товары внешней торговли.
Существенно увеличиваются штрафы за нарушения в области трансфертного ценообразования, однако повышение штрафов будет не столько значимым по сравнению с тем, что обсуждалось в СМИ.
Так, штраф за неполную уплату налога по причине применения нерыночных цен в контролируемых сделках с участием нерезидентов РФ будет взиматься в размере неуплаченной суммы налога с дохода нерезидента, полученного по сделке.
Документация, подтверждающая рыночный механизм ценообразования по контролируемым сделкам с нерезидентами, от штрафа защищать уже не будет.
При этом для внутрироссийских сделок ответственность не изменится.
Штрафы за неисполнение обязанности по представлению отчетности по контролируемым сделкам, а также страновых сведений в среднем увеличатся в 10 раз.
При этом законопроект не предусматривает увеличение глубины проверки цен в контролируемых сделках.
Также в законопроекте нет положений, позволяющих ФНС России привлекать территориальные налоговые органы к участию в проверках цен в контролируемых сделках.
Введение налога у источника в отношении вознаграждения за внутригрупповые услуги/работы в пользу взаимозависимых иностранных лиц
Одной из «неожиданностей» стали поправки к ст. 309 НК РФ, предусматривающие отнесение к пассивным доходам, облагаемым налогом у источника, доходов, полученных иностранными лицами от оказания услуг/выполнения работ российскому взаимозависимому лицу.
Такие доходы будут облагаться налогом у источника по ставке 15%.
Причем содержание услуг/работ значения не имеет ― облагаться налогом у источника будут выплаты за любые услуги/работы.
Минимизация негативного эффекта от приостановления СОИДН с недружественными странами
Предусмотренные законопроектом меры (немного доработаны по сравнению с прежней редакцией) включают в себя применение льгот, которые ранее предоставлялись на основании СОИДН, действие которого было приостановлено.
Послабления будут применяться в отношении следующих видов выплат:
  • процентных доходов, выплачиваемых экспортно-кредитным агентствам и банкам по соглашениям, устанавливающим или изменяющим долговые обязательства, если такие соглашения заключены до приостановления действия СОИДН;
  • лизинговых платежей по договорам, заключенным до 5 марта 2022 года, за воздушные суда (включая вспомогательные силовые установки и/или авиационные двигатели), зарегистрированные или подлежащие регистрации в ГРГВС РФ;
  • доходов от использования/предоставления прав на использование РИД для трансляций;
  • вознаграждения за использование/предоставление права пользования авторскими правами на нематериальные активы (исключена спорная формулировка первой версии законопроекта о необходимости отсутствия аналогов таких нематериальных активов на российском рынке);
  • доходов от предоставления в аренду или субаренду морских судов по договорам, заключенным с иностранными организациями ― арендодателями (фрахтовщиками) до приостановления действия СОИДН;
  • доходов от реализации морских судов, зарегистрированных в РМРС и находящихся на территории РФ;
  • доходов от международных перевозок по договорам, заключенным с иностранными организациями до приостановления действия СОИДН.
Льготы будут применяться при отсутствии взаимозависимости между российским плательщиком и иностранным получателем, а также при подтверждении наличия у иностранного получателя фактического права на доход.
Послабления будут действовать до 31 декабря 2025 года.
Интервал безопасной гавани
Вновь пересматривается интервал безопасной гавани.
Например, по долговым обязательствам, выраженным в рублях, он теперь составит от 10% до 150% от ключевой ставки Банка России, при этом минимальное значение интервала не может быть ниже 2% (текущий временный интервал, срок действия которого заканчивается 31 декабря 2023 года, несколько шире ― от 0% до 180% от ключевой ставки Банка России).

Обмен замороженных активов россиян: процесс начат

На днях Президент РФ Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым заблокированные иностранные активы в России можно обменять на активы российских граждан, замороженные за границей.
Речь идет об активах в пределах 100 тыс. руб.
В первую очередь, под процедуру обмена подпадут активы розничных российских инвесторов.
Заинтересованные зарубежные инвесторы смогут приобрести у россиян заблокированные иностранные бумаги за счет денежных средств со счетов типа «С».
Сделки в рамках процедуры будут осуществляться путем проведения торгов.
Условия проведения торгов будет устанавливать Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, регулировать механизм будет Банк России.
Так, регулятор установит порядок взаимодействия брокеров с клиентами, особенности идентификации нерезидентов, а также режим специального транзитного счета депо владельца.
На эти счета будут зачисляться иностранные ценные бумаги, которые нерезиденты приобретут у российских граждан ― открывать их будут на имя покупателей-нерезидентов в российских депозитариях.
В дальнейшем по поручению покупателей ценные бумаги могут быть списаны на счета, открытые в иностранных организациях, либо на специальные транзитные счета депо владельца, открытые на имя иных лиц.
Плата с физических лиц ― резидентов за проведение таких сделок взиматься не будет.

Минэкономразвития России предлагает сделать нефинансовую отчетность добровольной

Как сообщают СМИ, Минэкономразвития России подготовило проект приказа, который предлагает отказаться от обязательной нефинансовой отчетности ESG, раскрывающей показатели в сфере устойчивого развития.
Вместо них ведомство разработало стандарты рекомендательного характера.
Если компания откажется от публикации, то она должна будет в произвольной форме составить обоснование.
Рекомендуется раскрывать показатели нефинансовой отчетности в динамике за ретроспективный период не менее трех лет с начала составления отчетности.
Также рекомендуется проводить независимую оценку аудиторами. Компании должны будут публиковать ее на сайте не позднее 30 дней с даты раскрытия годовой бухгалтерской отчетности.
Среди сведений, подлежащих раскрытию, 44 показателя — экономических, экологических, социальных, управленческих.
Приказ распространится на государственные компании, крупные хозяйственные общества с выручкой более 10 млрд руб., а также компании, чьи акции торгуются на бирже.

В Госдуму РФ внесен законопроект о приостановлении действия СОИДН с недружественными странами

Напомним, летом этого года Президент РФ подписал указ о приостановлении действия отдельных положений СОИДН, заключенных с недружественными странами.
Более подробно см. в нашем специальном обзоре.
Согласно действующему законодательству за указом следует внесение в Госдуму РФ законопроекта о приостановлении действия СОИДН.
На днях такой законопроект был внесен в нижнюю палату парламента.
Теоретически, если Госдума РФ отклонит законопроект, то СОИДН должны возобновить свое действие.
Однако мы полагаем, что в текущей ситуации это просто часть формального процесса, требуемого законом.
Также обращаем внимание на то, что СОИДН приостанавливают свое действие с даты вступления в силу именно указа, а не закона, который за ним последует. Указ вступил в силу 8 августа 2023 года ― именно с этой даты и действует приостановление СОИДН.

Минпромторг России пересмотрел подходы к локализации в автомобильной промышленности

Минпромторг России хочет отказаться от изначальной идеи перераспределить часть баллов с традиционных операций ― штамповки, сварки, окраски и сборки ― в пользу новых компонентов.
В частности, ведомство планирует полностью или частично убрать баллы, начисляемые за обработку, сборку, проведение испытаний и установку сложных автомобильных систем и перераспределить их в пользу локализации производства элементной базы для них.
Например, в документе предлагается снизить баллы за сборку и обработку деталей тягового электродвигателя с 300 до 140, но начислять не менее 150 баллов за использование не менее 80% постоянных магнитов российского производства в таком двигателе.
Напомним, балльная оценка локализации в автомобильной промышленности была введена в 2019 году. Она позволяет компаниям, подписавшим СПИК, претендовать на участие в государственных закупках транспортных средств и программах поддержки спроса на автомобильную технику.
Автопроизводитель из числа подписавших СПИК может набрать максимально 7 тыс. баллов.
В рамках текущей шкалы сварка кузова, его окраска, штамповка кузовных деталей из российского металла, включая его раскройку, стоят максимум 1,5 тыс. баллов.

ЦБ РФ планирует обязать банки дать клиентам возможность платить в бюджет через систему быстрых платежей

Регулятор опубликовал проект соответствующего указания.
Переводить денежные средства через систему быстрых платежей (СБП) на единый казначейский счет граждане смогут в том случае, если информация о начислениях, которые стали основанием для платежа, размещена в ГИС ГМП.
Банки — участники СБП могут предоставить клиентам такую возможность с 1 апреля 2024 года, а системно значимые банки обязаны будут сделать это с 1 октября 2024 года.
Также регулятор планирует разрешить трансграничные переводы в СБП при участии зарубежных поставщиков платежных услуг, которые не относятся к иностранным банкам. Разрешение распространится и на трансграничные переводы между физическими лицами с участием иностранного банка в качестве второго банка-посредника без его регистрации в качестве косвенного участника СБП.
Кроме того, в планах ЦБ РФ ― предусмотреть возможность вернуть денежные средства плательщику с корреспондентского счета банка-посредника, если трансграничный перевод на стороне нерезидентов завершится неудачно, на основании поручения либо участника СБП — получателя, либо ЦБ РФ.

Правительство РФ готовит поправки о компенсации расходов бюджета на выплаты НПЗ за поставки на внутренний рынок

Соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму РФ в ближайшее время.
Компенсации по механизму демпфера были снижены в сентябре вдвое, по итогам октября планируется возврат к выплатам в полном объеме.
Основную часть расходов на демпфер планируется компенсировать за счет «Газпрома», повысив НДПИ на газ и газовый конденсат.

Власти предлагают установить полугодовой запрет на вывоз из РФ отдельных видов мяса домашней птицы

Запрет может быть установлен с 1 декабря 2023 года по 31 мая 2024 года включительно.
Ограничения коснутся продукции с кодами 0207 11, 0207 12, 0207 13 (за исключением мяса домашней птицы, классифицируемой кодами 0207 13 300, 0207 13 400, 0207 13 700, 0207 13 910, 0207 13 990 ТН ВЭД ЕАЭС), а также 0207 14 (за исключением мяса домашней птицы, классифицируемой кодами 0207 14 300, 0207 14 400, 0207 14 700, 0207 14 910, 0207 14 990 ТН ВЭД ЕАЭС) ТН ВЭД ЕАЭС.