Обзоры
Новости ГЧП

Законопроекты в отношении ст. 453 ГК РФ и концессий в сфере ЖКХ

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены следующие ключевые новости, касающиеся изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • в первом чтении принят законопроект № 285552-8 «О внесении изменения в ст. 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, вносящий изменение в п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации», конкретизирующий положения о возможности изменения договора судебным решением в связи с существенным изменением обстоятельств (далее ― Законопроект о внесении изменений в ст. 453 ГК РФ);
  • рассматривается во втором чтении законопроект № 140808-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающий равный доступ инвесторов к заключению концессионных соглашений в сфере ЖКХ (далее ― Законопроект о КС в ЖКХ).

1. Анализ Законопроекта о внесении изменений в ст. 453 ГК РФ

Текущее регулирование предусматривает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения (ст. 453 ГК РФ). Стороны вправе изменить или расторгнуть договор по данному основанию по соглашению сторон или в судебном порядке. При этом в случае изменения или расторжения договора по соглашению сторон обязательства из него будут считаться измененными или расторгнутыми с даты заключения соответствующего соглашения либо с иной даты, которую стороны прямо предусмотрели в вышеуказанном соглашении.

При этом в случае изменения или расторжения договора вследствие существенного изменения обстоятельств по решению суда обязательства будут считаться измененными или расторгнутыми с момента вступления в законную силу судебного акта (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Данное положение п. 3 ст. 453 ГК РФ ставит в неблагоприятную с точки зрения последствий наступления обстоятельств нарушившую обязательства сторону, так как последняя будет нести дополнительные расходы, которые образуются в связи с невозможностью исполнения договора до даты вступления в силу решения суда, в том числе при долгой продолжительности судебных разбирательств.

Законопроектом о внесении изменений в ст. 453 ГК РФ предлагается конкретизировать положения п. 3 ст. 453 ГК РФ, согласно которым суд сможет самостоятельно определять в своем решении дату, с которой обязательства из договора будут считаться измененными или расторгнутыми в связи с существенным изменением обстоятельств.

По нашему мнению, Законопроект о внесении изменений в ст. 453 ГК РФ поможет защитить сторону договора, которая не смогла исполнить свои обязательства в связи с существенным изменением обстоятельств.

Анализ Законопроекта о внесении изменений в ст. 453 ГК РФ и оценка его влияния на ГЧП-проекты, реализуемые на основе механизмов КС, СГЧП, СЗПК и СПИК, будут рассмотрены в нашем подробном обзоре в ближайшее время.

4 апреля 2023 года законопроект принят в первом чтении.

2. Анализ Законопроекта о КС в ЖКХ

Текущее законодательство предусматривает отдельное регулирование правоотношений инвестора и публичной стороны при реализации проектов в сфере ЖКХ, в том числе осуществляемых с использованием КС.

Законопроектом о КС в ЖКХ предлагается ряд изменений как в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», так и в ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности, следующие:
  • вводятся минимальные критерии к опыту, которым должны соответствовать инвесторы для целей заключения КС в сфере ЖКХ;
  • уточняются процедурные сроки в рамках заключения КС;
  • устанавливается задаток инвестора, который обеспечивает заключение последним КС и который не возвращается в случае его отказа или уклонения от подписания КС.

По нашему мнению, Законопроект о КС в ЖКХ необходим, поскольку в последнее время наблюдается сильный рост проектов в сфере ЖКХ. Положения вышеуказанного законопроекта уточняют и корректирую процедуру заключения КС, которые, с одной стороны, вводят более строгие требования к потенциальным инвесторам, с другой стороны, направлены на стабилизацию отношений в этой сфере и ограничивают таким образом доступ к проектам недобросовестным лицам.

С 3 апреля 2023 года Законопроект о КС в ЖКХ рассматривается во втором чтении в Госдуме РФ.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.