Результаты заседания Госдумы РФ: в первом чтении принят еще один масштабный налоговый законопроект (о реализации основных направлений налоговой политики)
Законопроект № 577 665−8 принят в первом чтении
Законопроект о реализации основных направлений налоговой политики.
Среди наиболее важных изменений:
- снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со 100 до 80 млн руб., суммы доходов и суммы активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.;
- возможность привлечения (по решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России) должностных лиц территориальных налоговых органов к проведению проверок по трансфертному ценообразованию;
- ограничение круга лиц, входящих в одну группу, для целей получения ИТ-льготы ― из периметра группы предлагается исключить иностранных лиц (сейчас к профильным ИТ-доходам, среди прочего, относятся доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и/или модифицированных самой организацией-налогоплательщиком либо лицом, входящим с ней в одну группу — исключение иностранных лиц из периметра группы сузит круг программ для ЭВМ, баз данных, лицензирование которых будет считаться профильной ИТ-деятельностью);
- пересмотр подхода к определению материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами для целей исчисления НДФЛ: вместо ключевой ставки на дату получения дохода можно будет использовать ключевую ставку на дату заключения договора займа/кредита, если она была ниже;
- введение до конца 2026 года кассового метода учета доходов/расходов в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств во взаимоотношениях с иностранными контрагентами из недружественных стран;
- исключение условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) для применения ставки налога на прибыль 0% при реализации небольшого пакета обращающихся акций (не более 1% от общего количества акций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на 4 июля 2024 года.
Законопроект № 633 935−8 принят в первом чтении
Предусматривается расширение льгот по страховым взносам для резидентов ТОР Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток.
Изменения вносятся в ч. 2 ст. 427 НК Р Ф России, которая в текущей редакции позволяет резидентам ТОР Дальневосточного федерального округа или свободного порта Владивосток, получившим данный статус после 1 января 2023 года, самим определять дату начала применения пониженных тарифов.
Власти предлагают разрешить переносить начало действия налоговой льготы и для тех инвесторов, которые получили статус резидента до 2023 года
Законопроект № 512 628−8 принят в третьем чтении
Разработчики искусственного интеллекта (ИИ), работающие в экспериментальном правовом режиме (ЭПР), будут обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу от применения технологии.
Также предусматривается обязанность субъектов ЭПР вести реестры лиц, непосредственно работающих с технологиями ИИ, которые в случае возникновения нештатных ситуаций будут нести ответственность за неправильную эксплуатацию таких технологий.
Законопроект № 481 602−8 принят в третьем чтении
Вводится административная ответственность за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины.
В частности, предусматриваются штрафы за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа, за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, за непредоставление сведений об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры в федеральную государственную информационную систему (ФГИС) лесного комплекса и другие нарушения.
Размер штрафа для юридических лиц составит до 500 тыс. руб. (в зависимости от нарушения).
Законопроект № 567 438−8 принят в первом чтении
Предлагается предоставить возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы ГЧП.
Предлагаемые изменения направлены на распространение ГЧП-проектов не только на объекты государственной собственности, но и на частные промышленные сооружения при условии соблюдения определенных требований, основным из которых является участие предприятия в обеспечении технологического суверенитета России.
Законопроект № 521 876−8 принят в первом чтении
Предлагается запретить розничную торговлю бестабачными смесями для нагревания с массовой долей никотина более 3,5%.
Законопроект № 610 892−8 принят в первом чтении
Предусматривается обязанность организаций, участвующих в обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей, быть включенными в соответствующий реестр для ведения своей деятельности.
В реестр будут вноситься сведения о тех, кто производит, реализует, хранит, перевозит и использует метанол и метанолсодержащие жидкости.
Уведомление о деятельности по обороту метанола будет поступать в уполномоченный орган в электронном виде.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести запрет на розничную торговлю метанолом.
Помимо этого, в законопроекте содержатся требования к обороту, перевозке, хранению и утилизации соответствующей продукции.
Минфин России смягчил позицию по вопросу увеличения фиксированного платежа с прибыли КИК
Напомним, законопроектом о совершенствовании налоговой системы предложено увеличить фиксированный платеж с прибыли КИК до 5 млн руб. с каждой КИК (сейчас платеж составляет 5 млн руб. за все КИК).
На заседании Экспертного совета Госдумы Р Ф по бюджету и налогам были высказаны предложения смягчить рост налоговой нагрузки на физических лиц ― владельцев КИК.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов согласился, что в некоторых случаях КИК по факту не ведут никакой деятельности, но избавиться от них практически невозможно в силу зарубежных санкций.
Итогом этой дискуссии, по-видимому, стало компромиссное решение.
Как сообщает РБК, в поправках ко второму чтению предлагается ограничить рост фиксированного платежа суммой в 25 млн руб., которая будет уплачиваться за пять и более КИК.
Таким образом, все КИК, начиная с шестой, будут «бесплатными».
Текст поправок пока официально не опубликован.
На заседании Экспертного совета Госдумы Р Ф по бюджету и налогам были высказаны предложения смягчить рост налоговой нагрузки на физических лиц ― владельцев КИК.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов согласился, что в некоторых случаях КИК по факту не ведут никакой деятельности, но избавиться от них практически невозможно в силу зарубежных санкций.
Итогом этой дискуссии, по-видимому, стало компромиссное решение.
Как сообщает РБК, в поправках ко второму чтению предлагается ограничить рост фиксированного платежа суммой в 25 млн руб., которая будет уплачиваться за пять и более КИК.
Таким образом, все КИК, начиная с шестой, будут «бесплатными».
Текст поправок пока официально не опубликован.
ФНС России обобщила практику искусственного разделения объектов недвижимости с целью неуплаты налога на имущество
В письме ведомства приведен краткий обзор судебных дел, вынесенных в пользу налогового органа.
Приведены ключевые обстоятельства для признания объектов, в отношении которых были предъявлены претензии по налогу на имущество, к недвижимости.
Так, были установлены признаки искусственного разделения в отношении следующих объектов:
Можно выделить следующие обстоятельства, которые были учтены при принятии судом решения о квалификации спорных объектов в качестве недвижимости:
Источник: «Официальный сайт ФНС России», Письмо ФНС России от 18 июня 2024 года № БС-4−21/6770@
Приведены ключевые обстоятельства для признания объектов, в отношении которых были предъявлены претензии по налогу на имущество, к недвижимости.
Так, были установлены признаки искусственного разделения в отношении следующих объектов:
- оборудования газопоршневой электростанции;
- оборудования и технологических объектов магистральных нефтепроводов;
- трубопроводов, турбин, трансформаторов, котлов тепловой электростанции;
- вращающихся печей;
- линий энергопередачи;
- оборудования элеватора;
- гидротехнических сооружений;
- систем очистки и отвода сточных вод с территории промышленной площадки.
Можно выделить следующие обстоятельства, которые были учтены при принятии судом решения о квалификации спорных объектов в качестве недвижимости:
- объекты изначально были спроектированы в виде единого объекта недвижимости;
- объекты неразрывно связаны с объектом недвижимости ― без них сохранение функционального назначения невозможно;
- объекты входят в состав единого недвижимого комплекса;
- регистрация в ЕГРН;
- отсутствие у объектов самостоятельных функций (предназначены для обслуживания объекта недвижимости);
- несоизмеримый ущерб при демонтаже объектов;
- изменение подхода к учету (сначала учитывались в составе объектов недвижимости, а затем были выделены отдельно, например, после ремонта/реконструкции);
- наличие отраслевых стандартов, которые предусматривают эксплуатацию объекта недвижимости только в комплексе со спорными объектами.
Источник: «Официальный сайт ФНС России», Письмо ФНС России от 18 июня 2024 года № БС-4−21/6770@
Временный порядок учета курсовых разниц: что будет после 1 января 2025 года?
В 2022−2024 годах курсовые разницы для целей налогового учета признаются в особом порядке.
Так, курсовые разницы по требованиям/обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются только на дату их прекращения/исполнения:
Напомним, общий порядок налогового учета курсовых разниц подразумевает их признание также в конце каждого месяца.
Возникает справедливый вопрос ― что же будет после прекращения действия временного порядка, то есть после 1 января 2025 года?
Недавно Минфин России сообщил, что с учетом незначительных колебаний курса продление временного порядка не планируется.
Вместе с тем ведомство подчеркнуло, что положения, которыми был введен временный порядок, не утратят силу.
Это означает, что отложенные отрицательные и положительные курсовые разницы, начисленные в 2022−2024 годах, которые не были признаны в составе расходов и доходов в связи с применением временного порядка, будут учтены только на дату прекращения соответствующих требований/обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Так, курсовые разницы по требованиям/обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются только на дату их прекращения/исполнения:
- в 2022—2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
- в 2023—2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
Напомним, общий порядок налогового учета курсовых разниц подразумевает их признание также в конце каждого месяца.
Возникает справедливый вопрос ― что же будет после прекращения действия временного порядка, то есть после 1 января 2025 года?
Недавно Минфин России сообщил, что с учетом незначительных колебаний курса продление временного порядка не планируется.
Вместе с тем ведомство подчеркнуло, что положения, которыми был введен временный порядок, не утратят силу.
Это означает, что отложенные отрицательные и положительные курсовые разницы, начисленные в 2022−2024 годах, которые не были признаны в составе расходов и доходов в связи с применением временного порядка, будут учтены только на дату прекращения соответствующих требований/обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Минфин России предложил упростить взыскание налоговых долгов с физических лиц
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В случае принятия поправок налоговый орган будет вправе принять решение о взыскании напрямую, не подавая заявление в суд общей юрисдикции.
При отсутствии возражений должника в отношении налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности налоговый орган вынесет и направит судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности.
Решение о взыскании задолженности будет направляться физическому лицу не только через личный кабинет налогоплательщика, но через портал «Госуслуги».
В случае принятия поправок налоговый орган будет вправе принять решение о взыскании напрямую, не подавая заявление в суд общей юрисдикции.
При отсутствии возражений должника в отношении налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности налоговый орган вынесет и направит судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности.
Решение о взыскании задолженности будет направляться физическому лицу не только через личный кабинет налогоплательщика, но через портал «Госуслуги».
Правительство РФ утвердило порядок передачи государственного и муниципального имущества резидентам ТОР
Резиденты территорий опережающего развития (ТОР) смогут получить в аренду или собственность государственное и муниципальное имущество без проведения торгов и использовать его для реализации инвестиционных проектов.
Речь идет о технике и оборудовании, которыми оснащены предприятия на участках, вошедших в границы ТОР.
Сейчас такое имущество принадлежит государству, регионам или муниципалитетам.
С учетом недавно утвержденного правительственного постановления оно может быть передано управляющим компаниям ТОР, а затем предоставлено резидентам в аренду для использования в реализации инвестиционных проектов.
После выполнения инвестиционных обязательств резиденты смогут выкупить такое имущество и получить на него право собственности без проведения торгов.
Речь идет о технике и оборудовании, которыми оснащены предприятия на участках, вошедших в границы ТОР.
Сейчас такое имущество принадлежит государству, регионам или муниципалитетам.
С учетом недавно утвержденного правительственного постановления оно может быть передано управляющим компаниям ТОР, а затем предоставлено резидентам в аренду для использования в реализации инвестиционных проектов.
После выполнения инвестиционных обязательств резиденты смогут выкупить такое имущество и получить на него право собственности без проведения торгов.
Специальные марки для маркировки табачной продукции: последние изменения
С 1 июля 2024 года ввезенная в Россию для продажи иностранная табачная продукция должна иметь на упаковке маркировку и акцизную марку.
Акцизные марки импортеры смогут получить в уполномоченных таможенных органах (необходимы заявление, предварительная оплата марок).
Марки будут выдавать без предоставления импортером обязательства об их использовании по назначению и без обеспечения исполнения обязательства.
Выдаваемые марки должны иметь индивидуальные серии, отличные от серий марок, выданных по заявлениям импортеров, принятым по 28 июня 2024 года включительно.
Также с 1 июля 2024 года сокращается список документов, которые производители табачной продукции представляют в территориальный налоговый орган для выдачи марок ― исключаются обязательство об использовании марок по назначению и подтверждение об обеспечении исполнения обязательства, не нужно будет предоставлять обеспечение исполнения обязательства.
Акцизные марки импортеры смогут получить в уполномоченных таможенных органах (необходимы заявление, предварительная оплата марок).
Марки будут выдавать без предоставления импортером обязательства об их использовании по назначению и без обеспечения исполнения обязательства.
Выдаваемые марки должны иметь индивидуальные серии, отличные от серий марок, выданных по заявлениям импортеров, принятым по 28 июня 2024 года включительно.
Также с 1 июля 2024 года сокращается список документов, которые производители табачной продукции представляют в территориальный налоговый орган для выдачи марок ― исключаются обязательство об использовании марок по назначению и подтверждение об обеспечении исполнения обязательства, не нужно будет предоставлять обеспечение исполнения обязательства.
С 1 июля 2024 года увеличатся минимальные цены закупки и розничной продажи крепкого алкоголя
Так, минимальная розничная стоимость бутылки водки 0,5 л крепостью 40% вырастет с 281 до 299 руб., коньяка ― с 517 до 556 руб., бренди и другого алкоголя, произведенного из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного или вискового дистиллятов, ― с 375 до 403 руб.