Обзоры
2024-07-17 11:53 Новости ГЧП

Расширение применения офсетных контрактов, ограничение расходов регионов на ГЧП, концессии в космической отрасли

В#nbsp;рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и#nbsp;инфраструктуры:

  • в#nbsp;Госдуму#nbsp;РФ внесен законопроект № 667365−8, предусматривающий расширение сферы применения офсетных контрактов (далее ― «Законопроект № 667365−8»);
  • Госдума#nbsp;РФ приняла закон об#nbsp;ограничении расходов регионов на#nbsp;ГЧП;
  • Госдума#nbsp;РФ приняла законопроект № 578594−8 об#nbsp;использовании ГЧП в#nbsp;космической отрасли (далее ― «Законопроект № 578594−8»).

В#nbsp;Госдуму#nbsp;РФ внесен законопроект о#nbsp;расширении применения офсетных контрактов

В#nbsp;Госдуму#nbsp;РФ внесен Законопроект № 667365−8 ― он#nbsp;предусматривает ряд поправок к#nbsp;Федеральному закону № 44-ФЗ «О#nbsp;контрактной системе», направленный на#nbsp;устранение пробелов в#nbsp;закупочном законодательстве. Ключевым изменением является расширение использования офсетных контрактов (контрактов со#nbsp;встречными инвестиционными обязательствами).

Поправки в#nbsp;Законопроекте № 667365−8 предусматривают возможность для заказчиков проводить совместные закупки, что позволит одному поставщику удовлетворять потребности сразу нескольких заказчиков в#nbsp;одном регионе. Это расширяет существующий механизм централизованных закупок, который в#nbsp;некоторых случаях оказывается неприменим из-за сложностей с#nbsp;передачей средств уполномоченному органу (например, средств обязательного медицинского страхования).

Кроме того, изменения коснутся предмета офсетных контрактов. Если ранее таким образом можно было закупать только промышленную продукцию, то#nbsp;теперь ограничения снимаются и#nbsp;предметом офсетного контракта может стать любой товар, производство которого создано или модернизировано в#nbsp;России, включая продукцию агропромышленного комплекса и#nbsp;семена.

Представляется, что такой шаг несет большой потенциал для инфраструктурного развития нашей страны, поэтому можно однозначно поддержать эту законодательную инициативу.

Принят закон об#nbsp;ограничении расходов регионов и#nbsp;муниципалитетов на#nbsp;выплаты по#nbsp;проектам ГЧП

10#nbsp;июля 2024 года Госдума#nbsp;РФ приняла закон, ограничивающий расходы регионов и#nbsp;муниципалитетов на#nbsp;выплаты по#nbsp;проектам ГЧП. Совет Федерации также единогласно поддержал эти изменения в#nbsp;Бюджетный кодекс#nbsp;РФ.

Итоговый текст закона отличается от#nbsp;первоначальной редакции Законопроекта № 639660−8, о#nbsp;которой мы писали в#nbsp;одном из#nbsp;предыдущих выпусков. Ограничение в#nbsp;10% расходов бюджета на#nbsp;концессии, соглашения о#nbsp;ГЧП и#nbsp;договоры финансовой аренды (лизинга) будет применяться только к#nbsp;регионам и#nbsp;муниципалитетам, получающим дотации на#nbsp;выравнивание бюджетной обеспеченности. Изначально предполагалось, что это ограничение будет действовать для всех регионов и#nbsp;муниципалитетов.

Для концессий уточнен вид финансовых обязательств концедента: теперь это не#nbsp;только плата концедента, но#nbsp;и#nbsp;капитальный грант. В#nbsp;части соглашений о#nbsp;ГЧП (СГЧП) формулировка осталась неизменной, что может вызвать разночтения: под обязательства перед частным партнером могут подпадать как прямые, так и#nbsp;безусловные финансовые обязательства публичного партнера.

Если расходы превышают 10% утвержденного объема доходов бюджета, то#nbsp;регион или муниципалитет сможет выполнять только обязательства, принятые до#nbsp;1#nbsp;января соответствующего года. В#nbsp;случае превышения новые обязательства приниматься не#nbsp;будут.

Поправки также уточняют положение об#nbsp;ограничении объема государственного (муниципального) долга с#nbsp;учетом обязательств по#nbsp;ГЧП-проектам и#nbsp;договорам финансовой аренды. Для концессий учитывается не#nbsp;только плата концедента, но#nbsp;и#nbsp;капитальный грант, тогда как для СГЧП точный вид обязательств не#nbsp;конкретизирован.

Принятые поправки не#nbsp;распространяются на#nbsp;уже заключенные соглашения. Изменения начнут действовать для соглашений, заключенных с#nbsp;1#nbsp;января 2025 года. Теперь ожидается подписание закона и#nbsp;его вступление в#nbsp;силу.

Госдумой#nbsp;РФ принят закон о#nbsp;применении механизмов ГЧП в#nbsp;космической отрасли

Госдума#nbsp;РФ приняла во#nbsp;втором и#nbsp;третьем чтениях Законопроект № 578594−8, регулирующий использование концессионных соглашений и#nbsp;СГЧП в#nbsp;космической отрасли.

Объекты космической инфраструктуры, находящиеся в#nbsp;федеральной собственности (за#nbsp;исключением объектов двойного и#nbsp;военного назначения), согласно Законопроекту № 578594−8 могут быть переданы концессионерам или частным партнерам по#nbsp;ГЧП-соглашениям. Также вводится понятие «космический объект», а#nbsp;государственная корпорация «Роскосмос» получает полномочия заключать от#nbsp;имени Российской Федерации концессионные соглашения и#nbsp;соглашения о#nbsp;ГЧП, а#nbsp;также выполнять функции концедента и#nbsp;публичного партнера при наличии соответствующего решения Правительства#nbsp;РФ.

Как мы#nbsp;уже писали ранее, Законопроект № 578594−8 направлен на#nbsp;привлечение инвестиций в#nbsp;развитие космической отрасли России и#nbsp;увеличение доли участия российских частных компаний на#nbsp;мировом рынке космической деятельности. Принятие этого закона обеспечит создание полноценной орбитальной группировки космических аппаратов для оперативного мониторинга Арктической зоны.

Такие изменения также позволят государству и#nbsp;представителям частного бизнеса сотрудничать в#nbsp;развитии космических технологий, что обеспечит качественную связь и#nbsp;интернет-услуги на#nbsp;всей территории России, включая отдаленные регионы и#nbsp;Арктическую зону.

Узнать больше об#nbsp;услугах и#nbsp;опыте команды ДРТ в#nbsp;этой области можно по ссылке.