Обзоры
Новости ГЧП

СПИК для автомобилей, развитие технопарков и судостроительство

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые новости, касающиеся изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • разработан проект федерального закона (законопроект № 293482-8) о внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который направлен на увеличение срока продления СПИК 1.0 в автомобильной промышленности (далее ― Законопроект о продлении срока СПИК);
  • разработан проект федерального закона (законопроект № 301946-8) о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который направлен на развитие технопарков в сфере высоких технологий (далее ― Законопроект о технопарках в сфере высоких технологий);
  • вступает в силу Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который устанавливает полномочия государственных органов в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости при проектировании, строительстве, ремонте, утилизации судов (далее ― ФЗ о внесении изменений в 488-ФЗ).

1. Анализ Законопроекта о продлении срока действия СПИК

Текущее законодательство по СПИК 1.0 в 2022 году было скорректировано и дополнено, в том числе возможностью продления срока действия СПИК 1.0 до 12 лет в случае введения односторонних мер ограничительного характера, которые препятствуют реализации проекта по СПИК.

Законопроект о продлении срока действия СПИК предлагает установить возможность продления СПИК 1.0 в области автомобильной промышленности до 31 декабря 2033 года.

По нашему мнению, Законопроект о продлении срока действия СПИК существенно улучшает позиции инвесторов в сфере автомобильной промышленности, позволяя использовать преимущества и льготы по СПИК 1.0 на протяжении еще 10 лет.

Законопроект о продлении срока действия СПИК на дату анализа внесен в Госдуму РФ.

2. Анализ Законопроекта о технопарках в сфере высоких технологий

Законопроект о технопарках в сфере высоких технологий направлен на законодательное закрепление понятия «технопарк в сфере высоких технологий» для целей определения его правового статуса, а также возможности получения мер стимулирования, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2014 года № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и/или реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон».

В частности, Законопроектом о технопарках в сфере высоких технологий предлагается:
  • ввести термин «технопарк в сфере высоких технологий», под которым понимается совокупность объектов технологической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, зданий, строений, сооружений, предназначенных для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности, инновационной деятельности и/или деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и/или выведения на рынок новых продуктов, технологий и/или услуг и управляемых управляющей компанией ― коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ;
  • установить к технопаркам в сфере высоких технологий требования, аналогичные требованиям к схожим инфраструктурным объектам ― индустриальным паркам и промышленным технопаркам.

По нашему мнению, Законопроект о технопарках в сфере высоких технологий вводит дополнительные меры стимулирования для целей развития отрасли высоких технологий в РФ. Однако обращаем внимание, что текущее определение понятия «технопарк в сфере высоких технологий» устанавливает в качестве одного из определяющих критериев деятельности на рынке «высоких технологий» «выведение на рынок новых продуктов, технологий и/или услуг», при этом в законодательстве отсутствуют признаки отнесения таких продуктов, технологий и/или услуг к категории новых, что, в свою очередь, может повлечь за собой неоднозначность при толковании вышеуказанной нормы.

Законопроект о технопарках в сфере высоких технологий на дату анализа внесен в Госдуму РФ.

3. Анализ ФЗ о внесении изменений в 488-ФЗ

Текущим регулированием отрасли судостроительства предусматриваются полномочия органов власти РФ и специальный порядок регулирования только в отношении начальной (максимальной) цены контракта на строительство судна и цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (Постановление Правительства РФ от 23 января 2021 года № 34 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности»).

Вместе с тем законодательством не регулируются вопросы определения ориентировочной стоимости строительства судна при его проектировании.

ФЗ о внесении изменений в 488-ФЗ предлагает, в частности:
  • установить за Правительством РФ полномочия по утверждению порядка проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, порядке установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, а также порядка отбора, приостановления и лишения полномочий организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, и требования к ним, правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
  • закрепить за Минпромторгом России полномочия в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости при проектировании, строительстве, ремонте, утилизации судов.

По нашему мнению, ФЗ о внесении изменений в 488-ФЗ предоставит дополнительную возможность для развития судостроительной отрасли в РФ.

ФЗ о внесении изменений в 488-ФЗ вступает в силу 6 апреля 2023 года.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.