Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 6 декабря 2023 года

Донастройка режима МХК и налоговая составляющая для вступления в прямое владение ЭЗО

На днях был опубликован доработанный ко второму чтению текст законопроекта о донастройке налогового режима для МХК.
Законопроект претерпел серьезные изменения: помимо поправок, актуальных для переехавших в САР компаний, в него были внесены положения о «налоговой нейтральности» вступления в прямое владение ЭЗО.
Рассмотрим ключевые изменения.
САР и МХК
Законопроектом предлагается:
  • с 15 дней до 12 месяцев увеличить срок представления документов (за исключением сведений о контролирующих лицах), необходимых для приобретения статуса МХК, для МК, зарегистрированных в 2023 году ― такое послабление уже было предусмотрено для МК, зарегистрированных в 2022 году;
  • несколько поменять правила получения статуса МХК российскими лицами:
- Москва и Санкт-Петербург будут праве «наложить вето» на переезд российского лица в САР, если доля этого лица в региональных поступлениях от налога на прибыль хотя бы в одном из трех предшествующих лет составила более 0,1% (сейчас ― более 1%);
- российские лица, доля которых в региональных поступлениях по налогу на прибыль менее 1% (для Москвы и Санкт-Петербурга ― менее 0,1%) в каждом из трех предшествующих лет, должны будут уведомить региональные власти о переезде максимум за один месяц до переезда (сейчас ― за шесть месяцев до переезда);
  • освободить контролирующее лицо иностранной компании, в порядке редомициляции которой зарегистрирована МК, от ответственности за непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК) за налоговые периоды начиная с 2022 года, если компания в соответствии с ее личным законом признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующим юридическим лицом) ― насколько мы понимаем, это предложение касается иностранных компаний, которые уже зарегистрировались как МК, но не успели полностью «выехать» из иностранной юрисдикции, и в отношении которых Минфин России подтверждает необходимость подачи уведомлений о КИК;
  • предоставить МХК право отказаться от применения льготной ставки 5% в отношении процентного дохода, подав в налоговые органы составленное в произвольной форме заявление в срок не позднее трех месяцев с даты регистрации МК (отзыв заявления не допускается);
  • установить особенности определения срока владения для целей безналоговой реализации МХК акций/долей в уставном капитале при реорганизации (по аналогии с общими правилами);
  • ввести более гибкий подход к оценке выполнения МХК требований к экономическому присутствию в части штата сотрудников и офисных помещений в течение первого налогового периода по налогу на прибыль, так как их выполнение со дня регистрации международной компании (МК) затруднительно ― эти условия должны соблюдаться с момента получения (выплаты) в первом налоговом периоде дохода, облагаемого по льготной ставке;
  • в части инвестирования, требуемого для применения МХК пониженных ставок налога на прибыль, ввести ряд новых форм инвестирования:
- капитальные вложения в техническое перевооружение (а не только в строительство и реконструкцию) объектов инфраструктуры;
- передача в государственную собственность машин (кроме легковых автомобилей), оборудования, инструмента, инвентаря для использования на объекте инфраструктуры;
- добровольные денежные взносы и пожертвования региону/муниципальному образованию региона, в котором расположена МХК, а также организациям, учрежденным таким регионом, для поддержки инвестиционных проектов;
  • позволить МХК выбирать одну или несколько форм инвестирования, предварительно согласовав ее с высшим исполнительным органом субъекта РФ;
  • уточнить, что сумма инвестиции 300 млн руб. включает НДС;
  • уточнить, что объекты инфраструктуры, в которые осуществляются капитальные вложения, должны принадлежать государству и что МХК должна в течение шести месяцев передать результаты капитальных вложений в государственную собственность (такая передача не будет облагаться НДС, расход в виде стоимости передаваемого имущества не будет учитываться для целей налогообложения прибыли МХК);
  • продлить до конца 2027 года срок применения ранее предоставленной МХК возможности использовать офисные помещения за пределами территории САР ― в городах Владивосток и Калининград (в соответствии с текущей редакцией срок действия такого послабления истекает 31 декабря 2025 года).
ЭЗО
Поправки о возможности российских бенефициаров, косвенно участвующих в экономически значимых организациях (ЭЗО) через иностранные холдинговые компании, стать прямыми участниками ЭЗО вступили в силу еще в сентябре этого года.
Подробно мы рассказывали о них в нашем обзоре.
Еще тогда мы говорили, что реализация механизма невозможна без налоговых поправок, которые бы сделали получение участия в ЭЗО нейтральным с налоговой точки зрения.
Наконец, эти поправки разработаны.
Законопроектом предлагается:
  • освободить от налогообложения стоимость акций/долей в уставном капитале ЭЗО, полученных налогоплательщиком, обязанным вступить в прямое владение ЭЗО (если косвенный участник ЭЗО передал право на вступление в прямое владение иному лицу, то такое лицо будет освобождено от налогообложения только при условии, что лицо, передавшее ему такое право, находится под зарубежными санкциями);
  • установить порядок определения расходов на приобретение акций/долей в уставном капитале ЭЗО, полученных налогоплательщиком:
- в случае прямого участия в ИХК ― в сумме документально подтвержденных и фактически осуществленных расходов налогоплательщика на приобретение акций/долей в уставном капитале ИХК (для налогоплательщиков-организаций ― сформированной в налоговом учете стоимости акций/долей в уставном капитале ИХК), умноженной на долю балансовой стоимости акций/долей в уставном капитале ЭЗО, принадлежащих ИХК, в балансовой стоимости активов ИХК по данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 года;
- в случае косвенного участия в ИХК ― в сумме документально подтвержденных и фактически осуществленных расходов налогоплательщика на приобретение акций/долей в уставном капитале организации, через которую реализовано косвенное участие ИХК (для налогоплательщиков-организаций ― сформированной в налоговом учете стоимости акций/долей в уставном капитале такой организации), умноженной на произведение долей балансовой стоимости акций/долей в уставном капитале каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика в ИХК, в балансовой стоимости активов предшествующей в цепочке владения организации по данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 года;
- в обоих случаях расходы налогоплательщика на приобретение акций/долей в уставном капитале ИХК или другой компании, через которую реализовано косвенное участие в ИХК, уменьшаются на определенную в соответствии с указанным выше порядком стоимость акций/долей в уставном капитале ЭЗО, полученных налогоплательщиком;
- если ИХК является публичной по состоянию на 1 марта 2022 года, то расчет доли балансовой стоимости акций/долей в уставном капитале ЭЗО в балансовой стоимости активов ИХК осуществляется самой ЭЗО и публикуется ею на сайте или в печатном издании, предназначенном для опубликования данных о государственной регистрации юридических лиц;
  • установить порядок определения срока владения акциями/долями в уставном капитале ЭЗО для целей применения налоговых льгот ― срок владения непосредственно налогоплательщиком будет увеличиваться на наименьший из указанных ниже сроков (за счет этого некоторым образом будет учтен период косвенного участия налогоплательщика в ЭЗО):
- непрерывный срок владения ИХК неизменной долей акций/долей в уставном капитале ЭЗО;
- непрерывный срок владения налогоплательщиком акциями/долями в уставном капитале ИХК;
- в случае косвенного участи в ИХК ― наименьший из непрерывных сроков владения неизменной долей косвенного участия соответствующей последовательности косвенного участия налогоплательщика в уставном капитале ИХК;
- в случае участия в ИХК через структуру без образования юридического лица ― наименьший из непрерывных сроков владения такой структурой неизменной долей акций/долей в уставном капитале ИХК или же неизменной долей косвенного участия соответствующей последовательности косвенного участия в уставном капитале ИХК.
Еще один «черный» список…
Вплоть до конца 2026 года для целей применения отдельных льгот будет использоваться отдельный «черный» список ― он будет действовать для:
  • применения «санкционной оговорки» при определении налогооблагаемой прибыли КИК;
  • освобождение прибыли КИК по основанию признания ее активной холдинговой/субхолдинговой компанией;
  • освобождения доходов в виде имущества, имущественных прав, полученных безвозмездно от дочерней компании, доля прямого/косвенного участия в которой не менее 50%;
  • использования льготы на существенное участие при получении дивидендов от иностранных дочерних компаний.
Напомним, сейчас для всех этих целей применяется недавно пополнившийся всеми недружественными странами перечень офшорных зон.
«Специальный черный» список еще не утвержден, но, скорее всего, из него будут исключены все или некоторые недружественные страны, которые ранее не относились к офшорным.
Это во многих случаях позволит налогоплательщикам продолжить пользоваться налоговыми льготами.
КИК
Немного меняется порядок действия «санкционной оговорки» для КИК (возможности не учитывать прибыль КИК для налога на прибыль), в частности, утрата налогоплательщиком статуса контролирующего лица по причине ограничительных мер, заключающихся в лишении налогоплательщика прав на доходы/прибыль/имущество КИК, не будет приводить к необходимости включения в налоговую базу ранее не учтенных сумм прибыли КИК.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на 7 декабря 2023 года.

Результаты заседания Госдумы РФ


Возможность продления льгот по налогу на прибыль для ИТ-компаний будет зависеть от бюджетов регионов

Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев сообщил, что в настоящий момент идет активная дискуссия в отношении продления льготы по налогу на прибыль для ИТ-компаний. Как указал чиновник, решение о ее продлении будет приниматься с учетом реального состояния бюджетов.
Напомним, что налоговый маневр для ИТ-компаний действует с 2021 года.
В первоначальной версии для компаний в бессрочном режиме действовала льготная ставка налога на прибыль в размере 3%, однако в июле 2022 года ставка была обнулена, но уже только до конца 2024 года.

Кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет на 21% с 2024 года

В Москве завершилась государственная кадастровая оценка недвижимости. Стоимость жилья вырастет с 1 января 2024 года в среднем на 21%.
Кадастровая стоимость необходима для вычисления суммы налога на недвижимость, подсчета суммы налога в случае купли-продажи (аренды, обмена жилья), оформления права наследования на жилье, оформления договора дарения на недвижимость и так далее.
Предыдущий перерасчет в столице проводился в 2021 году, до этого — в 2018 году.

На сайте ФНС России актуализирован справочник видов документов для участников налогового мониторинга

Актуальная версия «Справочника видов документов» опубликована на официальном сайте ФНС России в разделе «Налоговый мониторинг». Добавлены новые виды документов: расширен список актов, договоров, отчетов, описей и т. д.
Справочник предназначен для унификации применяемых в налоговом мониторинге документов, которые налогоплательщики направляют в электронном виде в АИС «Налог-3», а также для автоматизации процедуры истребования документов у участников налогового мониторинга.