Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 17 октября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Минфин России официально разъяснил ограничение сделок недружественных лиц с долями  


В начале сентября был принят Указ Президента РФ № 618, ограничивающий осуществление лицами недружественных стран сделок/операций с долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью.

Формулировки этого указа довольно широкие и допускают различное прочтение.

В частности, ограничены сделки, влекущие за собой прямо/косвенно установление, изменение или прекращение прав на доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью или иных прав, позволяющих определять условия управления/осуществления предпринимательской деятельности такими обществами.

Ограничение касается сделок, хотя бы одной стороной которых является лицо недружественной страны.

По умолчанию указанные выше сделки запрещены (причем вне зависимости от суммы и размера доли, в отношении которой планируется сделка), проводить их можно только при наличии специального разрешения правительственной комиссии.

На прошлой неделе Минфин России разъяснил некоторые вопросы применения этих ограничений.

Как мы уже отметили выше, положения указа сформулированы весьма широко, из-за чего возникает закономерный вопрос — какие же конкретно сделки подпадают под ограничения?

С учетом разъяснений ведомства разрешение точно придется получать на:

  • переход доли к иному лицу (текущим участникам или третьим лицам);

  • приобретение доли самим обществом;

  • выход участника из общества;

  • передачу доли в инвестиционный фонд;

  • договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа;

  • договор об осуществлении прав участников общества;

  • договор конвертируемого займа;

  • договор залога доли или управления залогом доли;

  • добровольная реорганизация;

  • договор простого товарищества;

  • договор доверительного управления, поручения и/или иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных долями.

Приведенный в письме перечень сделок открытый — иные сделки, которые подпадают под общие формулировки указа, также могут потребовать получение разрешения.

Такой подход дает контролирующим органам максимальную дискрецию при применении ограничений (например, их могут применить к ликвидации обществ).

Разрешение может потребоваться и для отчуждения/приобретения долей и акций холдинговых компаний — участников обществ с ограниченной ответственностью, поскольку такие сделки могут привести к изменению прямого/косвенного владения.

Отметим также случаи, когда положения указа не применяются:

  • редомициляция в САР;

  • осуществление сделки лицами, которые не признаются лицами недружественных стран в силу установленных исключений (бенефициары — лица дружественных стран, если контроль был установлен до 1 марта 2022 года, или российские лица, если контроль был раскрыт налоговым органам);

  • сделки с долями кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (такие сделки регулируются Указом № 737);

  • сделки с долями некоторых финансовых и топливно-энергетических компаний (такие сделки регулируются Указом № 520);

  • сделки, которые совершаются помимо воли лица в рамках исполнения судебных решений.

Иные приведенные в письме Минфина России выводы лишь подтвердили ранее обозначенные, в том числе Банком России, подходы. 


Источник: «Консультант Плюс»


Включение дополнительных платежей в таможенную стоимость: что решит ВС РФ?


25 ноября 2022 года ВС РФ рассмотрит сразу три дела о включении дополнительных платежей в таможенную стоимость.

Речь пойдет о роялти за ноу-хау по договору коммерческой концессии и дивидендах.

Ранее суды всех трех инстанций поддержали импортеров, сделав вывод об отсутствии оснований для включения таких платежей в таможенную стоимость.

Однако ВС РФ посчитал аргументы таможни достойными внимания.

Ниже мы расскажем подробнее об эпизодах, судьбу которых решит ВС РФ.

Ноу-хау по договору коммерческой концессии

Две российские компании импортировали брендированную продукцию (одежда, обувь и аксессуары) для последующей продажи на территории РФ.

На основании договора коммерческой концессии они выплачивали два вида роялти:

  • за использование товарного знака ― включались в таможенную стоимость;

  • за использование ноу-хау (концепция сети розничных магазинов), программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения ― не включались в таможенную стоимость.

Таможня посчитала, что второй вид роялти также должен увеличивать таможенную стоимость импортируемых товаров.

Отметим доводы таможни, на которые обратил внимание ВС РФ при передаче дела на рассмотрение коллегии по экономическим спорам:

  • компании являются взаимосвязанными и непосредственно контролируются правообладателем, который устанавливает правила и условия продажи товаров;

  • ввод товаров в гражданский оборот осуществляется только в рамках договоров коммерческой концессии;

  • неуплата роялти за ноу-хау приведет к невозможности ввоза товаров;

  • ноу-хау используются не в административных целях, как утверждают импортеры, а в предпринимательской деятельности ― именно эта цель закреплена в договоре;

  • заявленная возможность лицензиара предоставлять такой же объем прав иным лицам не нашла своего подтверждения в реальности ― правообладатель больше никому такой объем прав не предоставлял;

  • использование ноу-хау, заключающееся в коммерческой концепции сети магазинов, возможно исключительно в отношении ввозимых товаров.

Дивиденды

Во всех трех делах, которые рассмотрит ВС РФ, компании выплачивали дивиденды своим учредителям, которые по совместительству являлись поставщиками брендированных товаров.

По мнению таможни, если чистая прибыль получена в связи с реализацией товаров, ввезенных в рамках внешнеэкономических договоров, заключенных с поставщиками, являющимися одновременно учредителями компаний, такие доходы (чистая прибыль) подлежат включению в таможенную стоимость.

При этом таможня отмечает, что указанные дивиденды не являются составной частью цены товара, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, и не могут рассматриваться как условие, препятствующее применению первого метода определения таможенной стоимости.

Такие дивиденды, по мнению таможни, должны рассматриваться как составная часть таможенной стоимости, то есть данные платежи являются дополнительными начислениями к цене товара, представляя собой часть дохода поставщика, полученного в результате последующей продажи ввозимых товаров, которая прямо или косвенно ему причитается (пп. 3 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС).

Суды трех инстанций с доводами таможни не согласились, однако ВС РФ счел их заслуживающими внимания.




Источник: «Электронное правосудие»
Источник: «Электронное правосудие»
Источник: «Электронное правосудие»


Минфин России предлагает налоговые послабления для мобилизованных предпринимателей    


Ведомство выступает за поддержку мобилизованных предпринимателей, а также организаций, в которых мобилизованные граждане являются единственным участником и руководителем в одном лице.

Предлагается:

  • продлить сроки уплаты налогов (за исключением НДФЛ, уплачиваемого организацией, и налога у источника), сборов (кроме торгового сбора, госпошлины, сбора за пользование объектами животного мира) и страховых взносов;

  • продлить срок представления налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по страховым взносам и авансовым платежам, бухгалтерской и другой отчетности;

  • приостановить назначение, а также проведение уже назначенных выездных налоговых проверок, а также проверок уплаты налогов по контролируемым сделкам.

Указанные выше сроки предлагается продлить на весь период прохождения службы по частичной мобилизации, а также на три месяца после.

Также на шесть месяцев предлагается увеличить предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения об их взыскании.

Источник: «Официальный сайт Минфина России»


В Госдуму РФ внесен законопроект об обработке биометрических персональных данных в единой биометрической системе     


Законопроект регламентирует правовые основы единой государственной информационной системы биометрических персональных данных и ее использования для идентификации и аутентификации физических лиц.

В частности, законопроект предусматривает, что с помощью единой биометрической системы проводится идентификация физических лиц государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ, организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия.

В соответствии с законопроектом обработка биометрических персональных данных также возможна с использованием информационных систем государственных органов или организаций, прошедших аккредитацию. В таких случаях с 1 января 2027 года должна будет применяться «векторная модель». В рамках такой модели государственные органы или организации по общему правилу не вправе хранить непосредственно биометрические персональные данные, но должны использовать векторы единой биометрической системы, передаваемые им по запросу в целях осуществления аутентификации физических лиц.

Отдельное согласие физического лица на передачу векторов единой биометрической системы не требуется.

Кроме того, законопроектом устанавливается возможность образования региональных сегментов единой биометрической системы. При эксплуатации региональных сегментов также должна будет применяться «векторная модель».

Согласие физического лица на обработку биометрических персональных данных в целях аутентификации и идентификации должно быть предоставлено в соответствии с требованиями закона об обработке персональных данных.

Законопроект предусматривает порядок взимания платы за использование единой биометрической системы, а также определяет полномочия федерального органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и аутентификации.

В случае принятия закона он вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Положения о «векторной модели» вступят в силу 1 января 2027 года.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»


Правительство РФ назвало нового оператора проекта «Сахалин-1»      


Напомним, до конца 2022 года в России действуют специальные экономические меры в финансовой и топливно-энергетической сферах (см. LT от 5 августа 2022 года).

Указом Президента РФ от 7 октября 2022 года № 723 установлены дополнительные меры в отношении проекта «Сахалин-1» (см. LT от 10 октября 2022 года).

Иностранный оператор проекта («Эксон Нефтегаз Лимитед») должен быть заменен на российское юридическое лицо по аналогии с нефтегазовым проектом «Сахалин-2».

Во исполнение указа Правительство РФ постановило, что новым оператором станет российское юридическое ООО «Сахалин-1», а его управляющим — АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф».

Напомним, «Сахалин-1» — нефтегазовый проект, реализуемый по условиям соглашения о разделе продукции.

Проект предусматривает разработку четырех морских месторождений — Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, и Лебединское (в границах лицензионного участка Одопту-море), расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря.

Проект реализовывался международным консорциумом, в который входят:

  • ExxonMobil (доля участия — 30 %);

  • ПАО «Роснефть» (доля участия — 20 %);

  • индийская государственная нефтяная компания ONGC (доля участия — 20 %);

  • японский консорциум SODECO (доля участия — 30 %).

В 2020 году в целом по проекту «Сахалин-1» добыто нефти и конденсата более 12,4 млн тонн. Потребителям поставлено 2,4 млрд куб. м газа.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Поменяется порядок пополнения перечня современных технологий для СПИК 2.0   


Внедрение в производство современных технологий, включенных в специальный перечень, является одним из условий заключения СПИК 2.0.

С 31 декабря 2022 года несколько поменяются правила включения технологий в указанный перечень:

  • дополнительными критериями рассмотрения современных технологий станут экологичность, ресурсо/энегоэффективность;

  • будет расширен перечень экспертов для вынесения заключения о современной технологии;

  • каждый эксперт будет ответственен за определенные коды продукции — он сможет выдавать заключения только по ним (код будет указан в перечне экспертов);

Минпромторг РФ сможет внести современную технологию в перечень, только если данная позиция подтверждена заключением эксперта.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Правительство выделит 1,6 млрд рублей на компенсации за конфискованные на Украине фуры    


Ожидается, что субсидии получат 73 компании, у которых на территории Украины до сих пор удерживаются не менее 258 транспортных средств.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»


ФНС России: санатории не подпадают под новую «гостиничную» льготу по НДС   


Напомним, с 1 июля 2022 года реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения облагается НДС по налоговой ставке 0%.

По мнению налоговой службы, к услугам по проживанию, оказываемым санаториями, данная льгота не применяется.

Причина — в законе об основах туристической деятельности объекты санаторно-курортного лечения и отдыха перечислены отдельно от гостиниц и иных объектов размещения.

В то же время услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций освобождаются от НДС на основании иных норм НК РФ при условии оформления путевками, а в случае отсутствия путевок – облагаются по ставке 20%.

Источник: «Гарант»


ФНС России: уплата НДС при импорте товаров на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС осуществляется единым налоговым платежом    


Согласно протоколу о взимании косвенных налогов (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) при импорте на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС НДС уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором лизинга.

В то же время перечисление налогов в бюджетную систему РФ положениями протокола не регламентируется.

Если налогоплательщик участвует в добровольном эксперименте по применению единого налогового платежа, то уплата НДС осуществляется посредством перечисления единого налогового платежа в указанные выше сроки.

Напомним, что с 1 января 2023 года применение единого налогового платежа станет обязательным.

Источник: «Гарант»

Скачать выпуск