Обзоры
Новости ГЧП

Запуск ГИС Капиталовложения, изменения в сфере ЖКХ и ТКО, запуск СКК

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые новости в части изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • Разработан проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее ― 115-ФЗ) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ― 224-ФЗ) в части реализации проектов в сфере обращения с ТКО, подготовленный специалистами АНО «Национальный Центр ГЧП» и ППК «Российский экологический оператор» (далее ― Законопроект о ТКО), который вводит отдельное регулирование реализации проектов ГЧП в сфере ТКО (по аналогии с объектами ЖКХ и ИТ-объектами).
  • Разработан проект постановления Правительства РФ о запуске второй очереди ГИС «Капиталовложения» (ID проекта 01/01/01-23/00135388) (далее ― Проект ПП РФ ГИС «Капиталовложения»), который существенно расширяет функционал данной информационной системы.
  • Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (ID проекта 02/04/01-23/00135481) (далее ― Законопроект об инвестиционных программах), который подробно регулирует порядок разработки, утверждения и исполнения инвестиционных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
  • Принят Федеральный закон от 23 февраля 2023 года № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году» (далее ― ФЗ о внесении изменений в БК РФ), который устанавливает дополнительные меры поддержки бюджетного финансирования при реализации инфраструктурных проектов.

1. Анализ Законопроекта о ТКО

Текущие редакции 115-ФЗ и 224-ФЗ не предполагают отдельного регулирования сферы ТКО. Вместе с тем с учетом особенностей реализации проектов в сфере ЖКХ и ИТ 115-ФЗ был существенно доработан и скорректирован ранее. Авторы предлагают использовать аналогичный подход и включить в 115-ФЗ и 224-ФЗ отдельные положения, применимые только к проектам в сфере ТКО, в частности предлагается (на примере 115-ФЗ):

  • расширить объектный состав на объекты сбора, хранения и захоронения ТКО;
  • установить возможность заключения концессионных соглашений (далее ― КС) в отношении нескольких объектов ТКО, в том числе расположенных в разных муниципальных образованиях;
  • включить в конкурсную документацию информацию, лежащую в основе определения тарифов;
  • установить ряд обязательств концедента по (1) проведению преддоговорных обсуждений с потенциальными инвесторами до даты подачи частной концессионной инициативы (далее ― ЧКИ) (даже в случае, если объект не включен в территориальную схему обращения с отходами), (2) утверждению инвестиционных программ в соответствии с мероприятиями, установленными в КС, (3) возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера по обстоятельствам, предусмотренным в КС, (4) установлению или изменению тарифа в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования и методом регулирования тарифов, предусмотренных в КС (если применимо);
  • установить перечень оснований для изменения КС в сфере ТКО, по которым не требуется получение согласия ФАС.

По нашему мнению, Законопроект о ТКО в текущей редакции существенно улучшает позиции потенциальных инвесторов при реализации проектов в сфере ТКО, в том числе закрепляя возможность проведения преддоговорных обсуждений с концедентом до наступления даты направления ЧКИ. Однако Законопроект о ТКО устанавливает открытый перечень обязательств публичной стороны, который может быть уточнен, в частности, в КС. В этой связи существуют опасения относительно того, что для установления законности их исполнения концедентом может потребоваться принятие отдельного нормативного акта (по аналогии с действующим регулированием по объектам ЖКХ).

Законопроект о ТКО на дату анализа не внесен в Госдуму РФ.

2. Анализ Проекта ПП РФ ГИС «Капиталовложения»

Текущее регулирование о ГИС «Капиталовложения» предусматривает работу ключевых участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее ― СЗПК) только на этапе заключения такого соглашения. При этом обращаем внимание, что полноценный ввод системы в эксплуатацию планируется до 1 июля 2023 года. На данный момент ГИС «Капиталовложения» находится в опытной эксплуатации, в связи с чем в работе системы могут возникать ошибки.

ФНС является автором Проекта ПП РФ ГИС «Капиталовложения» и предлагает расширить функционал системы, в частности по таким направлениям, как:

  • мониторинг исполнения условий СЗПК и условий реализации инвестиционных проектов;
  • интеграция ГИС «Капиталовложения» с основными внешними информационными системами;
  • обеспечение комиссионной работы (1) с проектами, получившими отрицательное заключение уполномоченной организации на стадии заключения СЗПК, (2) при рассмотрении споров между сторонами СЗПК в ходе реализации инвестиционного проекта;
  • создание конструктора соглашений;
  • формирование реестров (1) СЗПК (с дополнительными соглашениями и связанными договорами), (2) мер поддержки;
  • обеспечение (1) реализации публичной проектной инициативы, (2) заключение СЗПК, стороной которых не является РФ.

Предполагается, что вторая очередь системы будет введена в опытную эксплуатацию с 1 января 2024 года, а полноценно заработает до 1 января 2025 года.

По нашему мнению, вторая очередь системы значительно упростит взаимодействие инвесторов с другими участниками СЗПК, а также позволит заключать СЗПК по публичной проектной инициативе.

На сегодняшний день общественные слушания по Проекту ПП РФ ГИС «Капиталовложения» завершены.

3. Анализ Законопроекта об инвестиционных программах

Текущее регулирование отрасли ЖКХ, в том числе в части разработки и реализации инвестиционных программ, представляется чрезвычайно регламентированным.

Законопроектом об инвестиционных программах предлагается более четко зафиксировать положение ресурсоснабжающих организаций, в частности:

  • закрепить обязанность ресурсоснабжающих организаций (в том числе концессионеров) разработать, а органов государственной власти утвердить в установленный срок инвестиционную программу, при этом техническое задание на ее разработку устанавливается до 1 марта года, в котором планируется утверждение инвестиционной программы;
  • установить целевое использование амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов;
  • предусмотреть возможность направления амортизации на возврат привлеченных внешних инвестиций при условии фактического выполнения инвестиционных мероприятий (ввод объектов в эксплуатацию);
  • ввести единый подход к контролю за выполнением инвестиционных программ;
  • установить электронный документооборот посредством ГИС (в том числе в рамках контрольных мероприятий).

По нашему мнению, Законопроект об инвестиционных программах вводит дополнительные ограничения на деятельность инвесторов при реализации проектов в сфере ЖКХ, в то же время улучшая позицию концессионеров по данной категории проектов. Например, для КС исключается необходимость разработки технического задания на инвестиционную программу.

На текущий момент общественные слушания по Законопроекту об инвестиционных программах завершены.

4. Анализ ФЗ о внесении изменений в БК РФ

До даты вступления в силу ФЗ о внесении изменений в БК РФ законодательное регулирование позволяло осуществлять бюджетное софинансирование инфраструктурных проектов, в том числе посредством получения инфраструктурных кредитов ― механизм был введен в 2021 году (ст. 93.3 БК РФ).

ФЗ о внесении изменений в БК РФ расширяет перечень инструментов, за счет которых можно финансировать в том числе реализацию инфраструктурных проектов, в частности:

  • вводится новый вид кредитов ― специальные казначейские кредиты, которые могут выдаваться субъектам РФ на срок до 15 лет под 3% годовых в общем объеме не более 250 млрд руб.;

  • на 2023 год снимается ограничение на использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование в том числе самоокупаемых инфраструктурных проектов.

По нашему мнению, ФЗ о внесении изменений в БК РФ предоставит субъектам РФ более широкий выбор инструментов для финансирования инфраструктурных проектов. При этом обращаем внимание, что на сегодняшний день не разработан проект постановления Правительства РФ, который уточнял бы требования к получению специальных казначейских кредитов.

На текущий момент ФЗ о внесении изменений в БК РФ вступил в силу.


Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к специалистам практики правовой поддержки проектов в сфере ГЧП, инфраструктуры, недвижимости и строительства: Юрию Халимовскому и Елене Симоновой.