Обзоры
Новости ГЧП

Расширение ТОР «Забайкалье», концессия аэропортов, изменения законодательства о ГЧП в сфере промышленности

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • Правительство РФ расширило территорию опережающего развития «Забайкалье»;

  • Правительством РФ сформирован перечень аэропортов, подпадающих под концессию;

  • закон, направленный на использование механизмов ГЧП для реконструкции частных промышленных предприятий, поступил в Совет Федерации.

Границы территории опережающего развития «Забайкалье» расширены

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление № 1034 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 года № 988» о расширении границ территории опережающего развития «Забайкалье» (далее — ТОР «Забайкалье»).

Общая площадь земельных участков ТОР «Забайкалье» увеличилась на 70 га. Цель расширения границ указанной ТОР — запуск новых и развитие уже реализуемых инвестиционных проектов, в частности строительство контейнерного терминала и «Читинского квартала».

Также на новых участках планируется создать предприятие по производству нестандартных металлоконструкций и быстромонтируемый бетонный завод.

Полагаем, что увеличение общей площади земельных участков окажет положительное влияние как на общую архитектуру социально-экономического развития страны, так и на развитие ТОР «Забайкалье». В частности, благодаря реализации указанных инвестиционных проектов появится около 160 рабочих мест.

Использование механизмов ГЧП и концессий для развития авиационной отрасли в рамках реализации поручений Президента РФ

В марте 2024 года Владимир Путин поручил Правительству РФ принять меры, обеспечивающие увеличение к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50% по сравнению с 2023 годом. В целях исполнения поручений Президента РФ Минтрас России совместно с Росавиацией сформировали перечень из 129 аэродромов, которые подлежат дальнейшему развитию. Так, 76 из них планируется реконструировать и построить заново, а на 53 аэродромах осуществить капитальный ремонт.

Дополнительно руководитель Росавиации Дмитрий Ядров на встрече с Председателем Правительства РФ отметил, что часть аэродромов планируется построить и реконструировать в рамках механизма ГЧП, дополнительный объем привлеченных инвестиций по которому составит 104 млрд руб. Также сформирован перечень аэропортов, подпадающих под механизм концессии. В свою очередь, проекты по капитальному ремонту аэродромов планируется реализовать в рамках создаваемого фонда инфраструктуры воздушного транспорта.

Представляется, что использование вышеуказанных механизмов будет способствовать динамичному развитию все авиационной отрасли, и в частности совершенствованию авиационной инфраструктуры.

Станет возможным применять механизмы ГЧП для реконструкции частных промышленных предприятий

Ранее мы рассказывали о законопроекте, которым предоставляется возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы ГЧП. В настоящее время Федеральный закон поступил в Совет Федерации.

Напомним, что сегодня возможность реализации проектов ГЧП в сфере промышленности допускается исключительно в отношении объектов, находящихся в публичной собственности. С момента подписания Президентом РФ Федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и его обнародования станет возможна реализация проектов государственно-частного партнерства в отношении реконструкции или строительства имущественного комплекса, предназначенного для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности, принадлежащего на момент заключения соглашения частному партнеру на праве собственности, либо на земельном участке, принадлежащем на момент заключения соглашения частному партнеру на праве собственности.

Федеральным законом также установлен закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать проект ГЧП:

  • такой проект должен будет соответствовать требованиям технологического суверенитета и структурной адаптации экономики;

  • объем финансирования реконструкции или строительства объекта соглашения должен составлять не менее 10 млрд руб.;

  • частный партнер должен нести не менее 15% общих расходов по проекту;

  • финансирование публичного партнера не должно превышать в совокупности объем финансирования за счет собственных и заемных средств частным партнером.

Мы считаем, что предложенные изменения действительно могут способствовать качественному развитию проектов, направленных на обеспечение технологической независимости России, и созданию конкурентоспособных продуктов в различных секторах экономики.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.